kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 8 классе. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Особенности композиции. Приемы изображения внутреннего состояния героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Образовательная: изучить особенности композиции рассказа, рассмотреть приемы изображения внутреннего состояния героев.

Воспитательная: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.

 Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы.

 

Ход урока.

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

Проблемный вопрос:

Л.Н.Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь. 

Может ли случай изменить жизнь человека?

 

         Сегодня мы начнем изучать одно из интереснейших произведений русской литературы – рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала».

  1. Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.
  1. Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
  2. Почему этот текст по жанру является рассказом? (Т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение)
  3. - Почему рассказ называется «После бала»? (основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
  4. Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).
  5. - Назовите действующих лиц рассказа.

(Иван Васильевич,

 Варенька,

Петр Владиславович – отец Вареньки,

Мы, собеседницы

повествователь)

  1. Анализ рассказа.

Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.

  1. На сколько частей можно разделить этот рассказ? (Две – основные; или 1 – как бы экспозиция, 2 – 3 –основные (до и после бала), 4 – как бы эпилог).
  2. А на сколько частей делит текст автор произведения? (Не делит. Одна часть). Почему?
  3. Есть ли какая-нибудь особенность в построении произведения? (Есть. Это рассказ в рассказе (литературный прием).)
  4. В каком литературном направлении употребляли такую структуру произведения? (В романтизме. Лермонтов, Пушкин.)

 

Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.

- Где происходит действие?

Слайд. Описание дома у губернского предводителя.

… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный...

- Что герой видит, когда приходит в доме губернского предводителя? (Добродушного старичка, добродушную жену его, прекрасную залу, великолепный буфет…)

-Какие чувства у Ивана Васильевича, когда он попадает в это пространство? (Положительные, ему всё нравится.)

- Что слышит Иван Васильевич, когда приходит в этот дом? (Звуки музыки, которые ему нравятся).

- Какое общее впечатление у вас создалось от этой картины?

Работа в группах.

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».

2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

3 группа. Работа по карточке «Образ Вареньки».

Перед вами лежат таблицы. Давайте их заполним.

Приемы изображения внутреннего мира героев.(Итог работы групп)

1 группа2 группа

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа

Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала

Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата

Слова, обозначающие цвет

Белый, розовый, атласный

Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.

Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное , неестественное

Слова, обозначающие     звуки музыки

Танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.

Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.

Слова, обозначающие чувства

Бал был чудесный.

Зала прекрасная, буфет великолепный.

Без вина был пьян любовью.

Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…

Неучтив с немочкой.

И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…

Не видал, как прошло время.

Восторг, благодарность, весел, доволен.

Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Любовался, смотрел с восторженным умилением.

Носки сапог особенно умиляли меня.

В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже надувшегося на меня инженера Анисимова.

Счастье моё всё росло и росло. Я её любил. И боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.

Речь героев эпизода

Ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Пожалуйста. Варенька.

Братцы, помилосердствуйте.

Гневный голос полковника.

Они знали что-то такое, чего я не знал?

Слова, обозначающие действия, движение

  • Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;

бил по лицу солдата;

крикнул;

грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

  • Не мог спать.
  1. Вышел на улицу.

1. Не мог поступить в военную службу.

2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет.

  • Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.

Проверка работы 3 группы. (Ответы учеников.)

- Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери…).

  1. Как Варенька чувствует себя на балу?
  2. Как она относится к Ивану Васильевичу?
  3. Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?
  4. Можно ли Вареньку назвать жертвой обстоятельств? Почему?

Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?

- Отец.

- Насколько хорошо он выполняет эту роль? (на 100%)

- Ещё роль полковника. Работник. (тоже на 100%)

- Небольшая роль танцора (тоже на 100%)

- А от какой роли он отказывается и тоже на 100%? (От роли знакомого Ивана Васильевича.)

- Почему он это делает? Хочет ли он, чтобы кавалер Вареньки видел его в роли жестокого полковника?

- Тогда что мы можем сказать об этом человеке? О его характере?

(Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе.)

- Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)

- Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)

А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.

Может ли случай изменить жизнь человека?

В каких случаях это может произойти? (Ответы учеников.)

Обратите внимание на эпиграф, с которого мы начали сегодняшний урок.

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

                                                                                                      Мария Тереза

 

Какая бывает жизнь? (Она разная. Мы должны принимать её во всех проявлениях.)

Слово учителя

Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.

- А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)     

- В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)

- Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)

- Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)

- А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками.

Берегите свою жизнь.

Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.                                                      

Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Толстой После бала Урок Конкурс»

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».

Особенности композиции.

Приемы изображения внутреннего состояния героев.


Цель:

Образовательная: изучить особенности композиции рассказа, рассмотреть приемы изображения внутреннего состояния героев.


Воспитательная: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.


Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы.


Ход урока.


Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

Проблемный вопрос:

Л. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь.

Может ли случай изменить жизнь человека?


Сегодня мы начнем изучать одно из интереснейших произведений русской литературы – рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала».


  1. Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.


  1. Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?

  2. Почему этот текст по жанру является рассказом? (Т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение)

  3. - Почему рассказ называется «После бала»? (основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).

  4. Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).

  5. - Назовите действующих лиц рассказа.

(Иван Васильевич,

Варенька,

Петр Владиславович – отец Вареньки,

Мы, собеседницы

повествователь)


  1. Анализ рассказа.


Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.


  1. На сколько частей можно разделить этот рассказ? (Две – основные; или 1 – как бы экспозиция, 2 – 3 –основные (до и после бала), 4 – как бы эпилог).

  2. А на сколько частей делит текст автор произведения? (Не делит. Одна часть). Почему?

  3. Есть ли какая-нибудь особенность в построении произведения? (Есть. Это рассказ в рассказе (литературный прием).)

  4. В каком литературном направлении употребляли такую структуру произведения? (В романтизме. Лермонтов, Пушкин.)


Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.

- Где происходит действие?


Слайд. Описание дома у губернского предводителя.


… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный...


- Что герой видит, когда приходит в доме губернского предводителя? (Добродушного старичка, добродушную жену его, прекрасную залу, великолепный буфет…)

-Какие чувства у Ивана Васильевича, когда он попадает в это пространство? (Положительные, ему всё нравится.)

- Что слышит Иван Васильевич, когда приходит в этот дом? (Звуки музыки, которые ему нравятся).

- Какое общее впечатление у вас создалось от этой картины?


Работа в группах.

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».

2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

3 группа. Работа по карточке «Образ Вареньки».

Перед вами лежат таблицы. Давайте их заполним.

Приемы изображения внутреннего мира героев. (Итог работы групп)

1 группа 2 группа

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа

Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала


Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата


Слова, обозначающие цвет

Белый, розовый, атласный

Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.

Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное , неестественное

Слова, обозначающие звуки музыки

Танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.

Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.

Слова, обозначающие чувства

Бал был чудесный.

Зала прекрасная, буфет великолепный.

Без вина был пьян любовью.

Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…

Неучтив с немочкой.

И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…

Не видал, как прошло время.

Восторг, благодарность, весел, доволен.

Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Любовался, смотрел с восторженным умилением.

Носки сапог особенно умиляли меня.

В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже надувшегося на меня инженера Анисимова.

Счастье моё всё росло и росло. Я её любил. И боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.


На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.


Речь героев эпизода


Ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.


Пожалуйста. Варенька.

Братцы, помилосердствуйте.


Гневный голос полковника.


Они знали что-то такое, чего я не знал?

Слова, обозначающие действия, движение

Танцевал

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;

бил по лицу солдата;

крикнул;

грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

Последствия

  1. Не мог спать.

  2. Вышел на улицу.

1. Не мог поступить в военную службу.

2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет.


Вывод: Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.


Проверка работы 3 группы. (Ответы учеников.)

- Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери…).

  1. Как Варенька чувствует себя на балу?

  2. Как она относится к Ивану Васильевичу?

  3. Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?

  4. Можно ли Вареньку назвать жертвой обстоятельств? Почему?


Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?

- Отец.

- Насколько хорошо он выполняет эту роль? (на 100%)

- Ещё роль полковника. Работник. (тоже на 100%)

- Небольшая роль танцора (тоже на 100%)

- А от какой роли он отказывается и тоже на 100%? (От роли знакомого Ивана Васильевича.)

- Почему он это делает? Хочет ли он, чтобы кавалер Вареньки видел его в роли жестокого полковника?

- Тогда что мы можем сказать об этом человеке? О его характере?

(Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе.)

- Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)

- Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)


А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.

Может ли случай изменить жизнь человека?

В каких случаях это может произойти? (Ответы учеников.)

Обратите внимание на эпиграф, с которого мы начали сегодняшний урок.


Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Мария Тереза


Какая бывает жизнь? (Она разная. Мы должны принимать её во всех проявлениях.)


Слово учителя

Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.

- А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)

- В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)

- Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)

- Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)

- А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками.

Берегите свою жизнь.


Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.


Выставление оценок.




















Дополнительные материалы


- Когда происходят описываемые события? (Бал – в последний день Масленицы; после бала - в день начала Великого Поста). Почему повествователь дважды упоминает этот праздник? Что происходит в день Масленицы? Когда проходит Масленица? (Это день Прощеное воскресенье) (Дать сообщение ученику заранее: Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке. Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там)



Слайд Нравственность по Толстому.

«Нравственность не может быть ни на чем другом основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы» (Из «Дневников»)















РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Приемы изображения внутреннего мира героев.

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа

Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала


Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата

Слова, обозначающие цвет

Описание внешности Вареньки (стр.31 )





Описание внешности отца Вареньки (стр.33)






Описание хозяйки дома (стр.31 )




Описание погоды, природы

(стр.36,37 )





Описание солдат, кузнеца, татарина (стр.37,38)






Слова, обозначающие звуки музыки

Стр.31,32,33

Стр.37

Слова, обозначающие чувства

Психологическое состояние Ивана Васильевича (стр.32,35 )







Психологическое состояние Ивана Васильевича (стр.39)


Речь героев

Хозяйки (стр.33 )





Петра Владиславовича (стр.33,35 )






Речь татарина (стр.38)



Речь кузнеца (стр.38)




Речь полковника (стр.38)




Речь Ивана Васильевича (стр.39 )




Слова, обозначающие действия, движение

Стр.31

Стр.38

Последствия





События глазами Вареньки.


  1. Как Варенька чувствует себя на балу?




  1. Как она относится к Ивану Васильевичу?




  1. Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?



___________________________________________________________


События глазами Вареньки.


  1. Как Варенька чувствует себя на балу?




  1. Как она относится к Ивану Васильевичу?




  1. Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?


_______________________________________________________________


События глазами Вареньки.


  1. Как Варенька чувствует себя на балу?




  1. Как она относится к Ивану Васильевичу?




  1. Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?




Л.Н.Толстой «После бала»

История создания рассказа.
Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем.
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»

1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Л.Н.Толстого?
2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата спустя пятьдесят с лишним лет?

Особенности жанра.
Жанр –
разновидность, тип повествования.
Жанры бывают:
-эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка и др.);
- лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание и др.);
- лиро-эпическими (поэма, баллада);
- драматическими ( комедия, трагедия, драма, водевиль и др.)

Какова жанровая принадлежность произведения Л.Н.Толстого «После бала»?



Анализ композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Композиция –
построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.

Какой принцип использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа?

Как вы думаете, почему рассказ имеет название «После бала»?

Анализ литературного героя.
Литературный герой –
художественный образ, персонаж, созданный воображением писателя.

1.О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»?
2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?

По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».


Просмотр содержимого презентации
«Особенности композицииУрок Учитель года»

Л.Н.Толстой Рассказ «После бала»

Л.Н.Толстой

Рассказ «После бала»

Жизнь – вызов. Примите его! Жизнь – трагедия. Преодолейте её! Жизнь – борьба. Выдержите её! Жизнь – счастье. Сотворите его! Мария Тереза

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

Может ли случай изменить жизнь человека?

Может ли случай изменить жизнь человека?

В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого — Сергеем.  Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Сергей Николаевич был влюблён в дочь военного начальника Л. П. Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться.

В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого — Сергеем.

Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Сергей Николаевич был влюблён в дочь военного начальника Л. П. Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться.

… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный...

… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный...

Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу…Жили Б. тогда на конце города, подле большого поля… Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. …Это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. «Что это такое?» — подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей.

Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу…Жили Б. тогда на конце города, подле большого поля…

Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. …Это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

«Что это такое?» — подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей.

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа

Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала

Слова,

обозначающие цвет

Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата

Слова, обозначающие звуки музыки

Слова,

обозначающие чувства

Речь героев эпизода

Слова, обозначающие действия, движение

Последствия

Белый, розовый, атласный

И кадрили, и вальсы, и польки, мазурка

Любовь, счастье, восторг, благодарность, весел, доволен

Варенька, пожалуйста

Танцевал

1. Не мог спать.

2. Вышел на улицу.

Туман, большое поле; что-то чёрное, страшное, что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия

физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом…

Братцы, помилосердствуйте.

Гневный голос полковника.

Они знали что-то такое, чего я не знал?

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой; бил по лицу солдата; крикнул; грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся

1. Не мог поступить в военную службу.

2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. … а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары.
  • Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках.
  • … а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.
  • Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары.
Может ли случай изменить жизнь человека?

Может ли случай изменить жизнь человека?

Нравственность не может быть ни на чем другом основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы.  (Из «Дневников»)

Нравственность не может быть ни на чем другом основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы.

(Из «Дневников»)

Жизнь – вызов. Примите его! Жизнь – трагедия. Преодолейте её! Жизнь – борьба. Выдержите её! Жизнь – счастье. Сотворите его! Мария Тереза

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Мария Тереза


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Подберезина Светлана Ивановна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106913


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства