ТЕМА: “Образ Родины в стихотворении А. Блока “Россия”
Текст для исследования: А. Блок “Россия”
Тема | Образ Родины в поэзии. Чтение с отношением. |
Кол-во учебных часов | 1 час |
| Планируемый результат |
Личностные умения | Предметные умения | Метапредметные умения |
Проявлять: интерес к изучению темы желание читать произведения о Родине эмоционально-ценностное отношение к произведению | Развивать умение анализировать текст, выделять главное.
Перечислить изобразительные средства создания образа Родины в лирическом стихотворении. Подбирать пословицу. Выбирать высказывание разных авторов о Родине и представлять его. Выразительно читать стихотворение | Познавательные умения: раскрывать значение слов «Родина», «Отечество», «Отчизна», символ, «шлея», «ямщик», «тройка», патриотизм, использовать их в активном словаре; формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения; формировать умение понимать авторский замысел; раскрывать и формулировать тему и идею лирического произведения; высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного стихотворения; выражать отношение к изображаемому.
Коммуникативные умения: в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины: тема, идея, композиция, эпитет; обсуждать текст в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм или план; ориентироваться в разных способах выполнения задания; формировать действия контроля и оценки; соотносить результат с поставленной целью. |
Основной тезаурус уроков | Стихотворение, лирический герой, рифма, сравнение, эпитет, строфа, логическое ударение, интонация, кульминация |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (особенности жанра “лирическое стихотворение”). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа; освоение диалоговых форм общения). ИЗО («великие художники России») История («историческое время») | Фронтальная беседа, работа в парах | Информационный материал: Учебник Ефросининой Л.А. “Литературное чтение”, 4 класс, II часть Демонстрационный материал: Портрет А. Блока работы К.А.Сомова. Аудиозапись в исполнении Дениса Семенова (http://www.tmdt.ru/catalog/item109.html) Интерактивный материал: Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению» |
I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха |
Цель: проявлять интерес к изучению темы; стимулировать развитие интереса школьников к чтению русской поэзии. | Сегодня мы познакомимся с поэтом серебряного века А. Блоком. Перед вами портрет Александра Александровича Блока работы Константина Андреевича Сомова. Портреты Блока разных художников отличаются несходством образов. Однако Сомову удалось передать в холодном портрете общее впечатление современников о поэте. Первое время портрет нравился Александру Александровичу, но позже он заявлял, что это изображение нисколько не похоже на него. Однако современники, мемуаристы и биографы поэта связывают его личность именно с этим портретом. В этом смысле портрет руки Сомова является своеобразным двойником поэта. Таким его видели современники. Александр Александрович родился 16 ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье. Отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица. Детские годы Саши прошли в семье деда, известного ботаника А. Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета. Это была семья высокой культуры, где практически все занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли, писали стихи. Александра ревниво оберегали от малейших соприкосновений с внешним миром, с "грубой жизнью". Он рос сосредоточенным, углубленным в себя. Все лето проводил в подмосковном имении деда - Шахматове. Он учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком. В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном, в зрелые — с Данте. "Лицо Александра Блока, — писал М. А. Волошин, — выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст... Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт… |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи |
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания | Диагностические задания, результаты деятельности учеников |
1. Актуализация знаний учащихся |
Цель: определить тему урока с помощью заглавия стихотворения; стимулировать интерес и желание читать произведения о Родине; ввести понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество»; определять роль истории страны для человека и обосновывать свое мнение. | Знакомство со стихотворением А. Блока (аудиозапись в исполнении Дениса Семенова). Делятся впечатлениями, настроением. Как вы думаете: какова тема этого стихотворения? О чём оно? (о Родине, тема Родины). Обратимся к словам «Родина», «Отчизна», «Отечество». Существуют ли между ними синонимические отношения? Ваше мнение? (рассуждения детей). Ребята, обращали ли вы внимание на такие моменты: Родина - существительное женского рода. Родину охраняют, её защищают, как защищают мать, сестру, дочь. Не случайно у русского народа ест пословицы: «Родина–мать, умей за нее постоять», « Родимая сторона – мать, чужая – мачеха». Какие ещё пословицы о Родине вы можете вспомнить? («С родной земли – умри, не сходи!», «Кто за родину дерется, тому сила двойная дается» и т.п.) Отечество от корня «отец». Отечеству служат. Как вы понимаете выражение «служить отечеству»? (рассуждения детей). Быть достойным гражданином страны. Поэт 19 века Н. А. Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин» писал: «Поэтом можешь ты не быть,// Но гражданином быть обязан. //А что такое гражданин?//Отечества достойный сын. У А. Блока стихотворение озаглавлено: «Россия»… Как вы думаете, почему не «Родина», не «Русь», не «Отчизна»? (Россия – существительное собственное, следовательно, и разговор поэт поведёт конкретный, о России). |
Привести примеры пословиц о Родине, о служении Родине, об Отчизне (домашнее задание). |
2. Анализ, интерпретация стихотворения |
Цель: формировать умение анализировать, интерпретировать стихотворение; формировать умение характеризовать личные качества автора на основе его биографии; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения). | Давайте заглянем в мастерскую поэта. Обратимся к композиции стихотворения, т.е. попытаемся понять, как развивается основной поэтический образ, какие поэтические элементы выполняют роль лирического зачина, кульминации стиха. Сколько строф в стихотворении, а сколько смысловых частей, на ваш взгляд, в нём? Они помогут нам выявить лирическую логику, т.е. ход развития мысли, чувства, переживания. Прочитаем первую строфу. Какой образ возникает в вашем воображении? (скрытый образ тройки, следовательно, образ дороги). Идущий, едущий по дороге продвигается к цели. Для смысла стихотворения небезразлично, где происходит действие – в доме или в дороге. Дорога… Какое это пространство? Открытое, а дом – закрытое. Открытое пространство дает больше возможностей для развития, а замкнутое пространство – бег по кругу. Вы уже знаете, что русская тройка - символ России (проверка домашнего задания). Знаменитый образ России, как «птицы-тройки» принадлежит Н. В. Гоголю (поэма «Мёртвые души» — том 1, глава 11): «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?» Но А. Блок переосмысливает образ гоголевской Руси-тройки: снимает стремительность движения. Как вы думаете, через какие детали мы это понимаем? (И вязнут спицы расписные // В расхлябанные колеи...) Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение. Вторая строфа конкретно описывает, какая она Россия. Назовите изобразительные детали, позволяющие Блоку нарисовать портрет родины. Прочитайте только одни эпитеты («нищая», «серые», «ветровые», «первые»). Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой искренностью: «Россия, нищая Россия// Мне избы серые твои, // Твои мне песни ветровые,-//как слёзы первые любви! Именно сравнение («как слезы первые любви») помогает понять, что поэт говорит о любви к Родине. Третья, четвертая и пятая строфы. Обращаем внимание на то, что образ Родины – одновременно и пейзаж, и портрет (подробности лирического пейзажа «перетекают» в портретные детали: «А ты всё та же — лес, да поле, //Да плат узорный до бровей...»). Россия – это не только лица русских богородиц, подмосковные дали, серые избы и заунывное пенье ямщика. Вернее, и то, и другое, и третье, но во всем этом он ощущает неисчерпаемые силы народного духа, которые постепенно зреют и благодаря которым Россия видится ему как путь в будущее. Последняя строфа. Главная мысль (идея), и, думается, кульминация стихотворения заключены в последней строфе («и невозможное возможно»). Блоку тем и дорога эта Россия, что в ней «и невозможное возможно». Какая вера в великое будущее России! И вновь звучит мотив пути, дороги: «Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..» Образ дороги проходит через всё стихотворение – с первой до последней строфы. Вновь возникает образ тройки: «…Глухая песня ямщика!..» (вводится понятие кольцевой композиции). Такой тип композиции дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста. Россия в пути! В дороге к будущему! Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Обобщение Так о чём же это стихотворение? (Блок выразил свое представление о любви к Родине).
| Схема, напоминающая ученикам известные им критерии выразительного чтения. «Русская тройка» - работа с понятием (домашнее задание)
Родина для меня – это…
|
III этап. Интерпретация произведения (выразительное чтение) |
Урочная деятельность |
Цель: читать стихотворение выразительно; проявлять эмоционально-ценностное отношение к России; формировать умение работать в паре по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса. | 1) Работа со стихотворением с целью подготовки его выразительного чтения наизусть. 2) Работа в парах по подготовке выразительного чтения, обсуждение интонационных способов передачи главного смысла стихотворения. | Подготовка выразительного чтения стихотворения по памятке. «Как подготовиться к выразительному чтению» 1. Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора. | 2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы). | 3. Мысленно представь их себе. | 4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения). | 5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон. | 6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними. | 7. Прочитай текст как можно выразительнее. | |
Внеурочная деятельность |
Цель: проявлять желание в иллюстрировании произведения; формировать умение работать коллективно в одном проекте, сотрудничать в группе; выстроить ассоциативный ряд картин русских художников к стихотворению. | 1) Иллюстрирование лирического произведения. 2) Ассоциативный подбор картин русских художников к стихотворению «Россия». | 1) Выставка детских работ-иллюстраций. 2) Найти картины русских художников по мотивам стихотворения. |
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности |
Цель: оценивать результат собственной деятельности; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | Учитель задаёт вопросы: “Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?” “Что удивило?” “О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока, а может быть, о чём-либо их спросить?” | Цветовая картина стихотворения Цветообозначение звука А – густо-красный Я – ярко-красный О – светло-жёлтый, белый Е – зелёный Э – зеленоватый И – синий Й - синеватый У – тёмно- синий, сине- зелёный, лиловый Ю – голубоватый, сиреневый Познакомьтесь с таблицей «Цветообозначение звука». Запишите стихотворение, выделите в кружок все гласные звуки и по таблице определите, какой цвет в нём преобладает. Соотнесите полученный результат с идеей стихотворения.
|
3. Технологическая карта к уроку литературного чтения (
).