kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворный цикл А. Блока «На поле Куликовом» в историческом прочтении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе.

Стихотворный цикл А. Блока «На поле Куликовом»

в историческом прочтении.

Цель урока: раскрыть вопрос о соотношении в цикле «исторического» и «современного», об ответственности каждого перед родной страной.

Задачи:

- Совершенствовать умение анализировать стихотворный текст и на основе анализа делать выводы. 
- Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания.
- Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения.

- Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала.

- формирование исторической памяти, духовно-нравственного потенциала личности.

Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения.

Предварительное домашнее задание:

  • Перечитать стихотворный цикл
  • Поразмышлять над вопросами в учебнике на с. 86
  • Найти в цикле повторяющиеся образы и продемонстрировать цитатами
  • Индивидуальное задание: 
    - подготовить сообщение на предложенную учителем тему 
    - подготовить выразительное чтение эпизода из древнерусского произведения «Задонщина»

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портрет поэта, учебник-хрестоматия «Литература 8 класс» часть 2, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2008. (презентацию к уроку смотри в Приложении)

Ход урока

Вступительное слово учителя:


Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок литературы и истории одновременно, потому что мы постараемся выявить символический смысл исторической темы в цикле стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом».

1 слайд. // Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, изменения жизни. Такой была недавняя граница 20 и 21 веков, такой более ста лет назад была граница 19 и 20 веков. Тогда перед началом 20 века Александру Блоку было 20 лет.

Старая и новая Россия, её прошлое, настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ.

2 слайд // Впервые интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета Бекетова. Дальнейшее развитие интерес к истории у Блока получил в университете, куда он поступает в 1898 году, на юридический факультет.

Из произведений исторического характера, написанных Блоком до революции 1917 года, лучшим является стихотворный цикл «На поле Куликовом».

Подход к теме.

Учитель: Как вы понимаете слово «цикл»? Стихотворный цикл?

3 слайд // Цикл ( гр.kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главным героем, единым замыслом, исторической эпохой, местом действия.

Впечатление, читательское ощущение.

Учитель: Какое настроение возникает у вас при чтении цикла? (грустное, тоскливое)

4 слайд // Определите свои чувства после чтения. (Стихи вас удивили, поразили, привлекли, потрясли, вызвали недоумение, заставили задуматься)

Целеполагание:

5 слайд // - Почему такая тоска и боль в цикле стихотворений?

- Почему так тесно связаны для Блока его современность и события на Непрядве?

- Почему Блок чувствует самого себя как бы участником Куликовской битвы?

На эти вопросы мы попытаемся ответить в течение сегодняшнего урока.

История.

(Связь с историческим событием и древнерусскими произведениями)

Учитель: Давайте вспомним реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле.

6 слайд // Рассказ ученика о Куликовской битве.

Литература.

Обратимся к тексту стихотворений.

Учитель: какие образы в цикле создают тревожное настроение? Приведите примеры из текста.

Ответы учащихся.

образ мглы («ночной и зарубежной», « Опять над полем Куликовым// Взошла и расточилась мгла», «за разливающейся мглой»)

- крик лебедей («За Непрядвой лебеди кричали,//И опять, опять они кричат…», «Слышал я Твой голос сердцем вещим//В криках лебедей.», «Над вражьим станом, как бывало, //И плеск и трубы лебедей»)

орлий клёкот («Орлий клёкот над татарским станом угрожал бедой»)

зори, туманы, степные кобылицы.

Учитель: кроме тревожного настроения, эти образы создают ощущение подлинности, достоверности, присутствия на Куликовом поле.

- Откуда могли возникнуть такие образы?

- Существуют произведения древнерусской литературы, также посвящённые этой великой битве. Как они называются?

7 слайд // Ответы учащихся: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»

Учитель: именно в них мы можем встретить вышеназванные образы.

- Как вы думаете, был ли Блок знаком с текстами этих произведений?

8 слайд // 1901 год Блок считал в своей жизни «исключительно важным». В этом году он перешёл с юридического факультета на историко-филологический, где студенты занимались и историей, и филологией. И с текстами названных произведений Блок, надо полагать, был знаком.

Учитель: следовательно, чтобы понять происхождение и смысл этих образов, надо обратиться к текстам «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».

- Мы проследим эволюцию наиболее яркого блоковского образа: откуда берутся «плеск и трубы лебедей»?

- Послушайте отрывок из «Сказания о Мамаевом побоище» и отметьте повторяющийся образ.

9 слайд // (адаптированный отрывок из «Сказания.», читает ученица.

Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси гоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уж гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя.

Учитель: обратите внимание на 2-е предложение. В древнерусских произведениях скрип татарских телег в ночи ассоциировался с криком лебедей, а у Блока «крик лебедей» превращается в «трубы лебедей» и становится символом приближения вражьей силы, символом тревоги и грядущей битвы. Мы видим: между зарождением и новым воплощением образа – более семисот лет.

10 слайд.

Развитие мотивов и образов. Анализ стихотворений.

1 стих.

- Стихотворение начинается неторопливо. В воображении рисуется образ Руси …степной, широкой.

11 слайд // Задание: найдите в тексте цикла строчки, которые иллюстрируют данный пейзаж.

- Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки?

12 слайд // ответ учащихся : образ степной кобылицы, воинов.

- Куда мчатся воины?

- В 1 стихе Блок высказал очень важную мысль о сущности времени и вообще человеческой жизни. В каких строчках заключена эта мысль?

13 слайд // «И вечный бой! Покой нам только снится».

2 стих

Учитель: каким вы представляете себе лирического героя во 2-м стихотворении?

14 слайд // «Я – не первый воин, не последний,//Долго будет родина больна»

- Как вы понимаете эти слова?

15 слайд // «На пути – горючий белый камень». Как вы понимаете этот образ? В каких произведениях вы его встречали?

Учитель: образ «горючего белого камня» всегда связывался с мотивом сакрального выбора. Его использованием поэтом доказывает, что Блок осознавал необходимость выбора Россией своего пути в мировой истории.

3 стих

16 слайд // Учитель: в 3-м стихотворении неожиданно на поле брани появляется женственная тень. Кто это? Почему это слово пишется с заглавной буквы? Что значит этот образ?

4 стих

Учитель: мистический подъём 3-го стиха сменяется отчаянием, тревогой, тяжким предчувствием 4-го стиха.

17 слайд // Что тревожит героя? Задание: подтвердите данный пейзаж строчками из текста.

Ответы уч-ся: «Я вижу над Русью далече// Широкий и тихий пожар»

Учитель: пожар особенно страшен, потому что он «тихий» - может быть долгий, негасимый.

5 стих

18 слайд // Учитель: в 5-м стихе мы словно возвращаемся к исходному положению.

«Опять над полем Куликовым// Взошла и расточилась мгла»

- Почему опять? Что это за мгла? ( Будущее страны в опасности)

- Но тревоги в душе уже нет. Есть готовность быть «светлым навсегда», биться до конца.

«Доспех тяжёл, как перед боем,

Теперь твой час настал. Молись!»

- «Как перед боем» - эта фраза означает, что речь идёт уже не о конкретной Куликовской битве. Последняя строфа звучит грозным предостережением, призывом.

19 слайд // « Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!»

Итог урока:

20 слайд // вновь обратимся к вопросам, которые мы задавали себе в начале урока.

  • Почему такая тоска и боль в гениальном цикле стихотворений?
  • Почему так тесно связаны для Блока его современность и события на Непрядве?
  • Почему чувствует Блок самого себя как бы участником Куликовской битвы?

Ответы учащихся.

Учитель: В этом произведении поэт поднимает очень больную тему для России – патриотическую тему борьбы русского народа за национальную независимость своей родины. Куликовская битва для Блока – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Домашнее задание: найти строки в цикле, которые могли бы стать эпиграфом к нему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворный цикл А. Блока «На поле Куликовом» в историческом прочтении.»

Конспект урока литературы в 8 классе.

Стихотворный цикл А. Блока «На поле Куликовом»

в историческом прочтении.

Цель урока: раскрыть вопрос о соотношении в цикле «исторического» и «современного», об ответственности каждого перед родной страной.

Задачи:

- Совершенствовать умение анализировать стихотворный текст и на основе анализа делать выводы. 
- Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания .
- Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения.

- Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала.

- формирование исторической памяти, духовно-нравственного потенциала личности.

Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения.

Предварительное домашнее задание:

  • Перечитать стихотворный цикл

  • Поразмышлять над вопросами в учебнике на с. 86

  • Найти в цикле повторяющиеся образы и продемонстрировать цитатами

  • Индивидуальное задание: 
    - подготовить сообщение на предложенную учителем тему 
    - подготовить выразительное чтение эпизода из древнерусского произведения «Задонщина»

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портрет поэта, учебник-хрестоматия «Литература 8 класс» часть 2, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2008. (презентацию к уроку смотри в Приложении)

Ход урока

Вступительное слово учителя:


Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок литературы и истории одновременно, потому что мы постараемся выявить символический смысл исторической темы в цикле стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом».

1 слайд. // Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, изменения жизни. Такой была недавняя граница 20 и 21 веков, такой более ста лет назад была граница 19 и 20 веков. Тогда перед началом 20 века Александру Блоку было 20 лет.

Старая и новая Россия, её прошлое, настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ.

2 слайд // Впервые интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета Бекетова. Дальнейшее развитие интерес к истории у Блока получил в университете, куда он поступает в 1898 году, на юридический факультет.

Из произведений исторического характера, написанных Блоком до революции 1917 года, лучшим является стихотворный цикл «На поле Куликовом».

Подход к теме.

Учитель: Как вы понимаете слово «цикл»? Стихотворный цикл?

3 слайд // Цикл ( гр.kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главным героем, единым замыслом, исторической эпохой, местом действия.

Впечатление, читательское ощущение.

Учитель: Какое настроение возникает у вас при чтении цикла? (грустное, тоскливое)

4 слайд // Определите свои чувства после чтения. (Стихи вас удивили, поразили, привлекли, потрясли, вызвали недоумение, заставили задуматься)

Целеполагание:

5 слайд // - Почему такая тоска и боль в цикле стихотворений?

- Почему так тесно связаны для Блока его современность и события на Непрядве?

- Почему Блок чувствует самого себя как бы участником Куликовской битвы?

На эти вопросы мы попытаемся ответить в течение сегодняшнего урока.

История.

(Связь с историческим событием и древнерусскими произведениями)

Учитель: Давайте вспомним реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле.

6 слайд // Рассказ ученика о Куликовской битве.

Литература.

Обратимся к тексту стихотворений.

Учитель: какие образы в цикле создают тревожное настроение? Приведите примеры из текста.

Ответы учащихся.

образ мглы («ночной и зарубежной», « Опять над полем Куликовым// Взошла и расточилась мгла», «за разливающейся мглой»)

- крик лебедей («За Непрядвой лебеди кричали,//И опять, опять они кричат…», «Слышал я Твой голос сердцем вещим//В криках лебедей.», «Над вражьим станом, как бывало, //И плеск и трубы лебедей»)

орлий клёкот («Орлий клёкот над татарским станом угрожал бедой»)

зори, туманы, степные кобылицы.

Учитель: кроме тревожного настроения, эти образы создают ощущение подлинности, достоверности, присутствия на Куликовом поле.

- Откуда могли возникнуть такие образы?

- Существуют произведения древнерусской литературы, также посвящённые этой великой битве. Как они называются?

7 слайд // Ответы учащихся: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»

Учитель: именно в них мы можем встретить вышеназванные образы.

- Как вы думаете, был ли Блок знаком с текстами этих произведений?

8 слайд // 1901 год Блок считал в своей жизни «исключительно важным». В этом году он перешёл с юридического факультета на историко-филологический, где студенты занимались и историей, и филологией. И с текстами названных произведений Блок, надо полагать, был знаком.

Учитель: следовательно, чтобы понять происхождение и смысл этих образов, надо обратиться к текстам «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».

- Мы проследим эволюцию наиболее яркого блоковского образа: откуда берутся «плеск и трубы лебедей»?

- Послушайте отрывок из «Сказания о Мамаевом побоище» и отметьте повторяющийся образ.

9 слайд // (адаптированный отрывок из «Сказания..» , читает ученица.

Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси гоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уж гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя.

Учитель: обратите внимание на 2-е предложение. В древнерусских произведениях скрип татарских телег в ночи ассоциировался с криком лебедей, а у Блока «крик лебедей» превращается в «трубы лебедей» и становится символом приближения вражьей силы, символом тревоги и грядущей битвы. Мы видим: между зарождением и новым воплощением образа – более семисот лет.

10 слайд.

Развитие мотивов и образов. Анализ стихотворений.

1 стих.

- Стихотворение начинается неторопливо. В воображении рисуется образ Руси …степной, широкой.

11 слайд // Задание: найдите в тексте цикла строчки, которые иллюстрируют данный пейзаж.

- Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки?

12 слайд // ответ учащихся : образ степной кобылицы, воинов.

- Куда мчатся воины?

- В 1 стихе Блок высказал очень важную мысль о сущности времени и вообще человеческой жизни. В каких строчках заключена эта мысль?

13 слайд // «И вечный бой! Покой нам только снится».

2 стих

Учитель: каким вы представляете себе лирического героя во 2-м стихотворении?

14 слайд // «Я – не первый воин, не последний,//Долго будет родина больна»

- Как вы понимаете эти слова?

15 слайд // «На пути – горючий белый камень». Как вы понимаете этот образ? В каких произведениях вы его встречали?

Учитель: образ «горючего белого камня» всегда связывался с мотивом сакрального выбора. Его использованием поэтом доказывает, что Блок осознавал необходимость выбора Россией своего пути в мировой истории.

3 стих

16 слайд // Учитель: в 3-м стихотворении неожиданно на поле брани появляется женственная тень. Кто это? Почему это слово пишется с заглавной буквы? Что значит этот образ?

4 стих

Учитель: мистический подъём 3-го стиха сменяется отчаянием, тревогой, тяжким предчувствием 4-го стиха.

17 слайд // Что тревожит героя? Задание: подтвердите данный пейзаж строчками из текста.

Ответы уч-ся: «Я вижу над Русью далече// Широкий и тихий пожар»

Учитель: пожар особенно страшен, потому что он «тихий» - может быть долгий, негасимый.

5 стих

18 слайд // Учитель: в 5-м стихе мы словно возвращаемся к исходному положению.

«Опять над полем Куликовым// Взошла и расточилась мгла»

- Почему опять? Что это за мгла? ( Будущее страны в опасности)

- Но тревоги в душе уже нет. Есть готовность быть «светлым навсегда», биться до конца.

«Доспех тяжёл, как перед боем,

Теперь твой час настал. Молись!»

- «Как перед боем» - эта фраза означает, что речь идёт уже не о конкретной Куликовской битве. Последняя строфа звучит грозным предостережением, призывом.

19 слайд // « Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!»

Итог урока:

20 слайд // вновь обратимся к вопросам, которые мы задавали себе в начале урока.

  • Почему такая тоска и боль в гениальном цикле стихотворений?

  • Почему так тесно связаны для Блока его современность и события на Непрядве?

  • Почему чувствует Блок самого себя как бы участником Куликовской битвы?

Ответы учащихся.

Учитель: В этом произведении поэт поднимает очень больную тему для России – патриотическую тему борьбы русского народа за национальную независимость своей родины. Куликовская битва для Блока – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.



Домашнее задание: найти строки в цикле, которые могли бы стать эпиграфом к нему.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стихотворный цикл А. Блока «На поле Куликовом» в историческом прочтении.

Автор: Анчутина Анжелика Станиславовна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства