Конспект урока литературы в 8 классе.
Стихотворный цикл А. Блока «На поле Куликовом»
в историческом прочтении.
Цель урока: раскрыть вопрос о соотношении в цикле «исторического» и «современного», об ответственности каждого перед родной страной.
Задачи:
- Совершенствовать умение анализировать стихотворный текст и на основе анализа делать выводы.
- Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания.
- Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения.
- Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала.
- формирование исторической памяти, духовно-нравственного потенциала личности.
Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения.
Предварительное домашнее задание:
- Перечитать стихотворный цикл
- Поразмышлять над вопросами в учебнике на с. 86
- Найти в цикле повторяющиеся образы и продемонстрировать цитатами
- Индивидуальное задание:
- подготовить сообщение на предложенную учителем тему
- подготовить выразительное чтение эпизода из древнерусского произведения «Задонщина»
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портрет поэта, учебник-хрестоматия «Литература 8 класс» часть 2, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2008. (презентацию к уроку смотри в Приложении)
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок литературы и истории одновременно, потому что мы постараемся выявить символический смысл исторической темы в цикле стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом».
1 слайд. // Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, изменения жизни. Такой была недавняя граница 20 и 21 веков, такой более ста лет назад была граница 19 и 20 веков. Тогда перед началом 20 века Александру Блоку было 20 лет.
Старая и новая Россия, её прошлое, настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ.
2 слайд // Впервые интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета Бекетова. Дальнейшее развитие интерес к истории у Блока получил в университете, куда он поступает в 1898 году, на юридический факультет.
Из произведений исторического характера, написанных Блоком до революции 1917 года, лучшим является стихотворный цикл «На поле Куликовом».
Подход к теме.
Учитель: Как вы понимаете слово «цикл»? Стихотворный цикл?
3 слайд // Цикл ( гр.kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главным героем, единым замыслом, исторической эпохой, местом действия.
Впечатление, читательское ощущение.
Учитель: Какое настроение возникает у вас при чтении цикла? (грустное, тоскливое)
4 слайд // Определите свои чувства после чтения. (Стихи вас удивили, поразили, привлекли, потрясли, вызвали недоумение, заставили задуматься)
Целеполагание:
5 слайд // - Почему такая тоска и боль в цикле стихотворений?
- Почему так тесно связаны для Блока его современность и события на Непрядве?
- Почему Блок чувствует самого себя как бы участником Куликовской битвы?
На эти вопросы мы попытаемся ответить в течение сегодняшнего урока.
История.
(Связь с историческим событием и древнерусскими произведениями)
Учитель: Давайте вспомним реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле.
6 слайд // Рассказ ученика о Куликовской битве.
Литература.
Обратимся к тексту стихотворений.
Учитель: какие образы в цикле создают тревожное настроение? Приведите примеры из текста.
Ответы учащихся.
- образ мглы («ночной и зарубежной», « Опять над полем Куликовым// Взошла и расточилась мгла», «за разливающейся мглой»)
- крик лебедей («За Непрядвой лебеди кричали,//И опять, опять они кричат…», «Слышал я Твой голос сердцем вещим//В криках лебедей.», «Над вражьим станом, как бывало, //И плеск и трубы лебедей»)
- орлий клёкот («Орлий клёкот над татарским станом угрожал бедой»)
- зори, туманы, степные кобылицы.
Учитель: кроме тревожного настроения, эти образы создают ощущение подлинности, достоверности, присутствия на Куликовом поле.
- Откуда могли возникнуть такие образы?
- Существуют произведения древнерусской литературы, также посвящённые этой великой битве. Как они называются?
7 слайд // Ответы учащихся: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»
Учитель: именно в них мы можем встретить вышеназванные образы.
- Как вы думаете, был ли Блок знаком с текстами этих произведений?
8 слайд // 1901 год Блок считал в своей жизни «исключительно важным». В этом году он перешёл с юридического факультета на историко-филологический, где студенты занимались и историей, и филологией. И с текстами названных произведений Блок, надо полагать, был знаком.
Учитель: следовательно, чтобы понять происхождение и смысл этих образов, надо обратиться к текстам «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».
- Мы проследим эволюцию наиболее яркого блоковского образа: откуда берутся «плеск и трубы лебедей»?
- Послушайте отрывок из «Сказания о Мамаевом побоище» и отметьте повторяющийся образ.
9 слайд // (адаптированный отрывок из «Сказания.», читает ученица.
Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси гоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уж гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя.
Учитель: обратите внимание на 2-е предложение. В древнерусских произведениях скрип татарских телег в ночи ассоциировался с криком лебедей, а у Блока «крик лебедей» превращается в «трубы лебедей» и становится символом приближения вражьей силы, символом тревоги и грядущей битвы. Мы видим: между зарождением и новым воплощением образа – более семисот лет.
10 слайд.
Развитие мотивов и образов. Анализ стихотворений.
1 стих.
- Стихотворение начинается неторопливо. В воображении рисуется образ Руси …степной, широкой.
11 слайд // Задание: найдите в тексте цикла строчки, которые иллюстрируют данный пейзаж.
- Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки?
12 слайд // ответ учащихся : образ степной кобылицы, воинов.
- Куда мчатся воины?
- В 1 стихе Блок высказал очень важную мысль о сущности времени и вообще человеческой жизни. В каких строчках заключена эта мысль?
13 слайд // «И вечный бой! Покой нам только снится».
2 стих
Учитель: каким вы представляете себе лирического героя во 2-м стихотворении?
14 слайд // «Я – не первый воин, не последний,//Долго будет родина больна»
- Как вы понимаете эти слова?
15 слайд // «На пути – горючий белый камень». Как вы понимаете этот образ? В каких произведениях вы его встречали?
Учитель: образ «горючего белого камня» всегда связывался с мотивом сакрального выбора. Его использованием поэтом доказывает, что Блок осознавал необходимость выбора Россией своего пути в мировой истории.
3 стих
16 слайд // Учитель: в 3-м стихотворении неожиданно на поле брани появляется женственная тень. Кто это? Почему это слово пишется с заглавной буквы? Что значит этот образ?
4 стих
Учитель: мистический подъём 3-го стиха сменяется отчаянием, тревогой, тяжким предчувствием 4-го стиха.
17 слайд // Что тревожит героя? Задание: подтвердите данный пейзаж строчками из текста.
Ответы уч-ся: «Я вижу над Русью далече// Широкий и тихий пожар»
Учитель: пожар особенно страшен, потому что он «тихий» - может быть долгий, негасимый.
5 стих
18 слайд // Учитель: в 5-м стихе мы словно возвращаемся к исходному положению.
«Опять над полем Куликовым// Взошла и расточилась мгла»
- Почему опять? Что это за мгла? ( Будущее страны в опасности)
- Но тревоги в душе уже нет. Есть готовность быть «светлым навсегда», биться до конца.
«Доспех тяжёл, как перед боем,
Теперь твой час настал. Молись!»
- «Как перед боем» - эта фраза означает, что речь идёт уже не о конкретной Куликовской битве. Последняя строфа звучит грозным предостережением, призывом.
19 слайд // « Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!»
Итог урока:
20 слайд // вновь обратимся к вопросам, которые мы задавали себе в начале урока.
- Почему такая тоска и боль в гениальном цикле стихотворений?
- Почему так тесно связаны для Блока его современность и события на Непрядве?
- Почему чувствует Блок самого себя как бы участником Куликовской битвы?
Ответы учащихся.
Учитель: В этом произведении поэт поднимает очень больную тему для России – патриотическую тему борьбы русского народа за национальную независимость своей родины. Куликовская битва для Блока – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.
Домашнее задание: найти строки в цикле, которые могли бы стать эпиграфом к нему.