Тема: «Образ героя 30-х годов XIX века».
Цель: охарактеризовать героя 30-х годов XIX века по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тип урока: беседа
Вступительное слово:
После разгрома декабристского восстания 1825 года наступили годы реакции, когда человек с передовыми идеями не мог найти применения ни своим силам, ни способностям, когда установившиеся нравственные ценности были отвергнуты, неверие и сомнение стали основой сознания молодого поколения. Такая безыдейность общества не могла не отразиться в литературе, в которой появляется плеяда «лишних» людей. Наиболее ярким образом «лишнего» человека смело можно назвать Печорина, героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», а также Евгения Онегина, героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Составим литературный портрет героя. Кто такой Печорин?
- Печорин – выходец из дворянской семьи, получивший типичное для аристократа воспитание и образование. Он ничем не отличается от большинства своих современников, стоящих с ним на одной ступени социальной лестницы. Наслаждается всеми благами светской жизни, влюбляется в светских красавиц и любим ими. Однако вскоре все это ему наскучило. Об этом мы узнаем из его исповеди.
С каким литературным героем мы можем провести параллель?
- По образу жизни, по стремлению «прожигать» жизнь Печорин в юности напоминает нам Евгения Онегина.
Евгений Онегин, когда ему наскучил свет, удалился в деревню, пытался читать, занимается наукой, проводит преобразования. Как поступает Печорин?
- Печорин, как и Онегин, пытается заняться наукой, но ему опять все надоело, он порывает со светским обществом и отправляется на Кавказ, в отличие от примирившегося со своей жизнью Онегина Печорин ищет опасность.
Каков характер Печорина?
- Характер Печорина противоречив. С одной стороны он разочарован жизнью, с другой – он жаждет деятельности. Это сильная, волевая натура, которая не находит применения своим способностям.
- В Печорине борются два начала: ум и сердце. Он не способен на глубокие чувства, но он любит Веру, любит глубоко и искренне, но понимает это только тогда, когда получает ее последнее письмо.
- Печорин способен на поступок, на риск, но это скорее проявление его честолюбия или эгоизма, а не порыв сердца, зажженного идеей. Мы можем судить об этом по истории с контрабандистами, с Бэлой, по дуэли с Грушницким.
- Накануне дуэли с Грушницким наступает переломный момент в душе Печорина. Он спрашивает себя о цели своего существования: «Зачем я жил? для какой цели родился? … верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…» Но переломный момент не для возрождения, а, наоборот, для окончательного угасания. По-моему, именно поэтому в главе «Фаталист» он испытывает судьбу, хочет понять, зависит ли что-нибудь от человека или все предопределенно.
Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», но он не идеализирует своего героя, не делает из него образец для подражания. Это портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.