«Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской литературе в 20-30 годах XIX века. Эту тему поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и радостями. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц
литературных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ "маленького человека"»
Образ
«Маленького человека»
в русской литературе
XVIII-XXвв.
Выполнила: ученица 8 «Г» класса
МБОУ СОШ №45 г. Владивостока
Сологуб Виктория
учитель Фролова Виктория Васильевна
Образ «маленького человека» в русской литературе
конца XVIII начала XIX века
«Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской литературе в 20-30 годах XIX века. Эту тему поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и радостями. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц
литературных произведений.
Тема «маленького человека» в произведении Н. М. Карамзина
«Бедная Лиза»
«Карамзиным началась новая эпоха русской литературы», - утверждал Белинский. «Бедная Лиза» (1729г.) - самая популярная и лучшая повесть этого писателя. Сюжет ее крайне прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Лиза отдается ему, а молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. В конце концов, обманутая в чувствах Лиза
бросается в пруд. Карамзин положил
начало циклу литературы о
«маленьких людях» и именно он
открыл дорогу в другим
классикам.
«Маленький человек» в произведении А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
В комедии Грибоедова показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Первые - это люди, которые понимают к чему придет Россия, если оставить жизнь такой, как она есть. Вторые – люди, которых вполне устраивает их жизнь. Олицетворяют эти стороны два основных персонажа: Чацкий и Фамусов. В фамусовском мире живет Молчалин, который относится к «маленьким людям». В скором времени он становится правой рукой своего начальника. На самом деле он - хитрый, коварный, подлый лжец, который ни перед
чем не остановится ради достижения своей
цели. Его представление о счастье однобоко:
богатство, удачная карьера, весомое
положение в обществе. Молчалин в
изображении Грибоедова не только жалок
и противен, но и опасен и совсем не похож
на героев Пушкина.
Образ «маленького человека» в произведении А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»
«Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение, и, может быть,
станем судить о них гораздо снисходительнее» - вот что пишет Пушкин про
«Маленьких людей »
Пушкин делает первую попытку изобразить «маленького человека» в своей повести «Станционный смотритель». Самсон Вырин был не в состоянии бороться за любимую дочь, и он потерялся в жизни и умер в тоске по дочери. Пушкину дорог его герой, живущий в горе и нужде. Демократизмом и
гуманностью проникнута повесть, так р реалистично изображающая «маленького ч человека». Судьба «маленького
человека» в центре внимания
автора и сострадания к нему.
«Медный всадник»
В поэме «Медный всадник» Пушкин продолжает эту тему. В образе Евгения, главного героя, воплощена идея противостояния человека и государства. Лишив своего героя индивидуальных примет, автор превращает его в типичного человека из толпы. Однако в критической ситуации Евгений пробуждается ото сна, и выступает против «медного истукана». Герои Пушкина положением в обществе, но они добрые люди. Он показал всю трагичность конфликта между государством и интересами личности.
Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова
повести «Бэла»
М. Ю. Лермонтов ставил перед собой цель изобразить незаурядную личность, страдающую от бездействия. Впервые Максим Максимович встречается в повести «Бэла» . Он безобиден, простоват, ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Но одно правило он знает твердо - людей обижать нельзя. Максим Максимович понимает
только одно, что он виноват в смерти Бэлы не меньше
Печорина, и внутренне постоянно казнит себя за это.
Бэла и Печорин заменили ему семью, которой у него
никогда не было. Лермонтов изобразил своего героя не
оскорбленным, хотя в глубине души читателя все равно
проскальзывает жалость. Взгляд Лермонтова на
«маленького человека» такой же, как у А. С. Пушкина.
Образ «маленького человека» у Н.В. Гоголя в повести «Шинель»
Повесть «Шинель» отличается по характеру от других п произведений Гоголя. Типичным представителем м мелкого чиновника в повести является Акакий
Акакиевич Башмачкин. Единственное наслаждение н находит он в переписке бумаг. Автор сочувствует своему г герою и в то же время посмеивается над ним. Но в и чиновнике проснулся человек, когда появилась цель - ш шинель. Не было счастливее человека, чем Акакий к Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость радость его была непродолжительной. Когда он возвращался домой, его ограбили. Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. Умирая, он бунтует в предсмертном бреду. Он становится жертвой «бесчеловечья» и «свирепой грубости»,
которая таится под маской «утонченной светскости».
В этом глубочайший смысл повести. Гоголь
оказал большое влияние и на дальнейшее
движение русской литературы, «отозвавшись»
в творчестве самых различных ее деятелей от
Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.
«Мы все вышли из шинели Гоголя», —
писал Достоевский
Мы все вышли из шинели Гоголя», — писал Достоевский
Н.В. Гоголь «Записки сумасшедшего»
Герой повести – «маленький человек», чиновник. Сознание своего полного ничтожества, бедность опустили Поприщина на самую низкую ступень общества. Но у Поприщина в душе живет протест, он гордится своим дворянством. Постепенно это недовольство приобретает более резкий характер. Но он еще не способен на активный
протест. Он тихо сходит с ума. Гоголь очень
точно передает нарастание душевной болезни
своего героя. В образе Поприщина Гоголь
раскрыл глубину человеческих страданий,
вызываемых социальным неравенством,
привлек внимание к судьбе «маленького
Человека», напомнил о том, что он заслуживает
лучшей участи. Заключительные записки
Поприщина - результат оскорбленного
самолюбия, бедности, одиночества.
Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»
в романе «Преступление и наказание»
Маленький человек-чиновник Мармеладов. За пьянство его выгнали со службы. Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею». Конечно, он больше всех виноват, но лишь немногие готовы ему помочь (например, Раскольников, который отдает семье Мармеладова последние деньги). Но ведь дети его не виноваты в том, что они нищие. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Самое важное по сравнению с другими писателями это способность у забитого человека Достоевского глянуть в себя и
способность самоанализа. Ни у какого
другого писателя не было такой глубины изображения характера действующих
лиц.
«Маленький человек» в рассказах А.П. Чехова
рассказ «Толстый и тонкий»
Это два типа чиновника: «толстый», который оценивается по своим качествам отрицательно, и «тонкий», вызывающий сочувствие и уважение. Но у Чехова все оказывается прямо наоборот. Причиной тому является смена поведения «тонкого», когда он узнает, что его школьный приятель, теперь стал «значительным лицом». «Тонкий» пытается извлечь из этой встречи какую-то выгоду для себя. «Толстый» ничем не показывает, что он теперь «начальник. Толстый отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку, на что Тонкий пожимает Толстому не руку, а три пальца. Чехов высмеивает добровольное холопство. Так Чехов подводит читателей к тому,
что не чин определяет лицо человека, а личные качества позволяют сохранить достоинство и самоуважение.
«Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна
В «Гранатовом браслете» Желтков является «маленьким человеком». И снова герой принадлежит к низшему классу. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, подаренное ему судьбой, и его нельзя упускать. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, умеющий любить по-настоящему, а такой дар
— это редкость. Поэтому «маленький
человек» Желтков представляется
фигурой, возвышающейся над
окружающими.
«Маленький человек» в литературе 20 века
Л.Н. Андреев «Петька на даче»
Главным героем является простой мальчик на побегушках. Это произведение показывает, что маленьким человеком может являться даже ребенок. Равнодушие и непонимание со стороны взрослых просто сдавливает мальчика, заставляя его прогибаться под нежеланными обстоятельствами.
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Рассказ повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём. Бабушка пообещала ему
купить пряник, если он насобирал туес ягод.
Главного героя путём насмешек заставили
съесть все ягоды. Витя не успевает рассказать
бабушке о лжи, она уезжает. И вновь
притеснение со стороны окружающих в
конечном итоге приводят к разочарованию,
ненависти к себе и сожалению.
Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование и, потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты. Их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться и уходить в себя.
Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Грибоедов смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды с взглядами Чехова и частично Островского. В представлении Н. Лескова и А. Куприна «маленький человек» - это талантливый, самоотверженный человек.
Человек не должен быть «маленьким». В одном из писем к