kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ "маленького человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Маленький человек» -  тип литературного героя, который возник в русской  литературе в 20-30 годах XIX века.  Эту тему поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и радостями.  Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц

литературных произведений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ "маленького человека"»

Образ «Маленького человека» в русской литературе XVIII-XX  вв. Выполнила: ученица 8 «Г» класса МБОУ СОШ №45 г. Владивостока Сологуб Виктория учитель Фролова Виктория Васильевна

Образ

«Маленького человека»

в русской литературе

XVIII-XX вв.

Выполнила: ученица 8 «Г» класса

МБОУ СОШ №45 г. Владивостока

Сологуб Виктория

учитель Фролова Виктория Васильевна

Образ «маленького человека» в русской литературе конца XVIII начала XIX века  «Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской литературе в 20-30 годах XIX века. Эту тему поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и радостями. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений.  

Образ «маленького человека» в русской литературе

конца XVIII начала XIX века

«Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской литературе в 20-30 годах XIX века. Эту тему поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и радостями. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц

литературных произведений.

 

Тема «маленького человека» в произведении Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»  «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы», - утверждал Белинский. «Бедная Лиза» (1729г.) - самая популярная и лучшая повесть этого писателя. Сюжет ее крайне прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Лиза отдается ему, а молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. В конце концов, обманутая в чувствах Лиза бросается в пруд. Карамзин положил начало циклу литературы о «маленьких людях» и именно он открыл дорогу в другим классикам.

Тема «маленького человека» в произведении Н. М. Карамзина

«Бедная Лиза»

«Карамзиным началась новая эпоха русской литературы», - утверждал Белинский. «Бедная Лиза» (1729г.) - самая популярная и лучшая повесть этого писателя. Сюжет ее крайне прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Лиза отдается ему, а молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. В конце концов, обманутая в чувствах Лиза

бросается в пруд. Карамзин положил

начало циклу литературы о

«маленьких людях» и именно он

открыл дорогу в другим

классикам.

«Маленький человек» в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума»  В комедии Грибоедова показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Первые - это люди, которые понимают к чему придет Россия, если оставить жизнь такой, как она есть. Вторые – люди, которых вполне устраивает их жизнь. Олицетворяют эти стороны два основных персонажа: Чацкий и Фамусов. В фамусовском мире живет Молчалин, который относится к «маленьким людям». В скором времени он становится правой рукой своего начальника. На самом деле он - хитрый, коварный, подлый лжец, который ни перед чем не остановится ради достижения своей цели. Его представление о счастье однобоко: богатство, удачная карьера, весомое положение в обществе. Молчалин в изображении Грибоедова не только жалок и противен, но и опасен и совсем не похож на героев Пушкина.  

«Маленький человек» в произведении А.С. Грибоедова

«Горе от ума»

В комедии Грибоедова показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Первые - это люди, которые понимают к чему придет Россия, если оставить жизнь такой, как она есть. Вторые – люди, которых вполне устраивает их жизнь. Олицетворяют эти стороны два основных персонажа: Чацкий и Фамусов. В фамусовском мире живет Молчалин, который относится к «маленьким людям». В скором времени он становится правой рукой своего начальника. На самом деле он - хитрый, коварный, подлый лжец, который ни перед

чем не остановится ради достижения своей

цели. Его представление о счастье однобоко:

богатство, удачная карьера, весомое

положение в обществе. Молчалин в

изображении Грибоедова не только жалок

и противен, но и опасен и совсем не похож

на героев Пушкина.

 

Образ «маленького человека» в произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение, и, может быть,  станем судить о них гораздо снисходительнее» - вот что пишет Пушкин про «Маленьких людей »  Пушкин делает первую попытку изобразить «маленького человека» в своей повести «Станционный смотритель». Самсон Вырин был не в состоянии бороться за любимую дочь, и он потерялся в жизни и умер в тоске по дочери. Пушкину дорог его герой, живущий в горе и нужде. Демократизмом и  гуманностью проникнута повесть, так р реалистично изображающая «маленького ч человека». Судьба «маленького  человека» в центре внимания  автора и сострадания к нему.

Образ «маленького человека» в произведении А. С. Пушкина

«Станционный смотритель»

«Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение, и, может быть,

станем судить о них гораздо снисходительнее» - вот что пишет Пушкин про

«Маленьких людей »

Пушкин делает первую попытку изобразить «маленького человека» в своей повести «Станционный смотритель». Самсон Вырин был не в состоянии бороться за любимую дочь, и он потерялся в жизни и умер в тоске по дочери. Пушкину дорог его герой, живущий в горе и нужде. Демократизмом и

гуманностью проникнута повесть, так р реалистично изображающая «маленького ч человека». Судьба «маленького

человека» в центре внимания

автора и сострадания к нему.

«Медный всадник»  В поэме «Медный всадник» Пушкин продолжает эту тему. В образе Евгения, главного героя, воплощена идея противостояния человека и государства. Лишив своего героя индивидуальных примет, автор превращает его в типичного человека из толпы. Однако в критической ситуации Евгений пробуждается ото сна, и выступает против «медного истукана». Герои Пушкина положением в обществе, но они добрые люди. Он показал всю трагичность конфликта между государством и интересами личности.

«Медный всадник»

В поэме «Медный всадник» Пушкин продолжает эту тему. В образе Евгения, главного героя, воплощена идея противостояния человека и государства. Лишив своего героя индивидуальных примет, автор превращает его в типичного человека из толпы. Однако в критической ситуации Евгений пробуждается ото сна, и выступает против «медного истукана». Герои Пушкина положением в обществе, но они добрые люди. Он показал всю трагичность конфликта между государством и интересами личности.

Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова повести «Бэла»  М. Ю. Лермонтов ставил перед собой цель изобразить незаурядную личность, страдающую от бездействия. Впервые Максим Максимович встречается в повести «Бэла» . Он безобиден, простоват, ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Но одно правило он знает твердо - людей обижать нельзя. Максим Максимович понимает  только одно, что он виноват в смерти Бэлы не меньше Печорина, и внутренне постоянно казнит себя за это. Бэла и Печорин заменили ему семью, которой у него никогда не было. Лермонтов изобразил своего героя не оскорбленным, хотя в глубине души читателя все равно проскальзывает жалость. Взгляд Лермонтова на «маленького человека» такой же, как у А. С. Пушкина.

Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова

повести «Бэла»

М. Ю. Лермонтов ставил перед собой цель изобразить незаурядную личность, страдающую от бездействия. Впервые Максим Максимович встречается в повести «Бэла» . Он безобиден, простоват, ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Но одно правило он знает твердо - людей обижать нельзя. Максим Максимович понимает

только одно, что он виноват в смерти Бэлы не меньше

Печорина, и внутренне постоянно казнит себя за это.

Бэла и Печорин заменили ему семью, которой у него

никогда не было. Лермонтов изобразил своего героя не

оскорбленным, хотя в глубине души читателя все равно

проскальзывает жалость. Взгляд Лермонтова на

«маленького человека» такой же, как у А. С. Пушкина.

Образ «маленького человека» у Н.В. Гоголя в повести «Шинель»    Повесть «Шинель» отличается по характеру от других п произведений Гоголя. Типичным представителем м мелкого чиновника в повести является Акакий  Акакие­вич Башмачкин. Единственное наслаждение н находит он в переписке бумаг. Автор сочувствует своему г герою и в то же время посмеивается над ним. Но в и чиновнике проснулся человек, когда появилась цель - ш шинель. Не было счастливее человека, чем Акакий к Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость радость его была непродолжительной. Когда он возвращался домой, его ограбили. Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. Умирая, он бунтует в предсмертном бреду. Он становится жертвой «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая таится под маской «утонченной светскости». В этом глубочайший смысл повести. Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, «отозвавшись» в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.

Образ «маленького человека» у Н.В. Гоголя в повести «Шинель»

Повесть «Шинель» отличается по характеру от других п произведений Гоголя. Типичным представителем м мелкого чиновника в повести является Акакий

Акакие­вич Башмачкин. Единственное наслаждение н находит он в переписке бумаг. Автор сочувствует своему г герою и в то же время посмеивается над ним. Но в и чиновнике проснулся человек, когда появилась цель - ш шинель. Не было счастливее человека, чем Акакий к Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость радость его была непродолжительной. Когда он возвращался домой, его ограбили. Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. Умирая, он бунтует в предсмертном бреду. Он становится жертвой «бесчеловечья» и «свирепой грубости»,

которая таится под маской «утонченной светскости».

В этом глубочайший смысл повести. Гоголь

оказал большое влияние и на дальнейшее

движение русской литературы, «отозвавшись»

в творчестве самых различных ее деятелей от

Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.

«Мы все вышли из шинели Гоголя», —  писал Достоевский

«Мы все вышли из шинели Гоголя», —

писал Достоевский

  • Мы все вышли из шинели Гоголя», — писал Достоевский
Н.В. Гоголь «Записки сумасшедшего»  Герой  повести – «маленький человек», чиновник. Сознание своего полного ничтожества, бедность опустили Поприщина на самую низкую ступень общества. Но у Поприщина в душе живет протест, он гордится своим дворянством. Постепенно это недовольство приобретает более рез­кий характер.  Но он еще не способен на активный протест. Он тихо сходит с ума. Гоголь очень точно передает нарастание душевной болезни своего героя. В образе По­прищина Гоголь раскрыл глубину человеческих страданий, вызываемых социальным неравенством, привлек внимание к судьбе «маленького Человека», напомнил о том, что он заслуживает лучшей участи. Заключительные записки Поприщина - результат  оскорбленного самолюбия, бедности, одиночества.  

Н.В. Гоголь «Записки сумасшедшего»

Герой  повести – «маленький человек», чиновник. Сознание своего полного ничтожества, бедность опустили Поприщина на самую низкую ступень общества. Но у Поприщина в душе живет протест, он гордится своим дворянством. Постепенно это недовольство приобретает более рез­кий характер.  Но он еще не способен на активный

протест. Он тихо сходит с ума. Гоголь очень

точно передает нарастание душевной болезни

своего героя. В образе По­прищина Гоголь

раскрыл глубину человеческих страданий,

вызываемых социальным неравенством,

привлек внимание к судьбе «маленького

Человека», напомнил о том, что он заслуживает

лучшей участи. Заключительные записки

Поприщина - результат  оскорбленного

самолюбия, бедности, одиночества.

 

Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»  Маленький человек-чиновник Мармеладов. За пьянство его выгнали со службы. Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею». Конечно, он больше всех виноват, но лишь немногие готовы ему помочь (например, Раскольников, который отдает семье Мармеладова последние деньги). Но ведь дети его не виноваты в том, что они нищие. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Самое важное по сравнению с другими писателями это способность у забитого человека Достоевского глянуть в себя и способность самоанализа. Ни у какого другого писателя не было такой глубины изображения характера действующих  лиц.  

Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»

в романе «Преступление и наказание»

Маленький человек-чиновник Мармеладов. За пьянство его выгнали со службы. Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею». Конечно, он больше всех виноват, но лишь немногие готовы ему помочь (например, Раскольников, который отдает семье Мармеладова последние деньги). Но ведь дети его не виноваты в том, что они нищие. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Самое важное по сравнению с другими писателями это способность у забитого человека Достоевского глянуть в себя и

способность самоанализа. Ни у какого

другого писателя не было такой глубины изображения характера действующих

лиц.

 

« Маленький человек» в рассказах А.П. Чехова рассказ «Толстый и тонкий»   Это два типа чиновника: «толстый», который оценивается по своим качествам отрицательно, и «тонкий», вызывающий сочувствие и уважение. Но у Чехова все оказывается прямо наоборот. Причиной тому является смена поведения «тонкого», когда он узнает, что его школьный приятель, теперь стал «значительным лицом». «Тонкий» пытается извлечь из этой встречи какую-то выгоду для себя. «Толстый» ничем не показывает, что он теперь «начальник. Толстый отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку, на что Тонкий пожимает Толстому не руку, а три пальца. Чехов высмеивает добровольное холопство. Так Чехов подводит читателей к тому, что не чин определяет лицо человека, а личные качества позволяют сохранить достоинство и самоуважение.  

« Маленький человек» в рассказах А.П. Чехова

рассказ «Толстый и тонкий»

Это два типа чиновника: «толстый», который оценивается по своим качествам отрицательно, и «тонкий», вызывающий сочувствие и уважение. Но у Чехова все оказывается прямо наоборот. Причиной тому является смена поведения «тонкого», когда он узнает, что его школьный приятель, теперь стал «значительным лицом». «Тонкий» пытается извлечь из этой встречи какую-то выгоду для себя. «Толстый» ничем не показывает, что он теперь «начальник. Толстый отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку, на что Тонкий пожимает Толстому не руку, а три пальца. Чехов высмеивает добровольное холопство. Так Чехов подводит читателей к тому,

что не чин определяет лицо человека, а личные качества позволяют сохранить достоинство и самоуважение.

 

«Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна  В «Гранатовом браслете» Желтков является «маленьким человеком». И снова герой принадлежит к низшему классу. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, подаренное ему судьбой, и его нельзя упускать. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, умеющий любить по-настоящему, а такой дар — это редкость. Поэтому «маленький человек» Желтков представляется фигурой, возвышающейся над окружающими.  

«Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна

В «Гранатовом браслете» Желтков является «маленьким человеком». И снова герой принадлежит к низшему классу. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, подаренное ему судьбой, и его нельзя упускать. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, умеющий любить по-настоящему, а такой дар

— это редкость. Поэтому «маленький

человек» Желтков представляется

фигурой, возвышающейся над

окружающими.

 

« Маленький человек» в литературе 20 века Л.Н. Андреев «Петька на даче»  Главным героем является простой мальчик на побегушках. Это произведение показывает, что маленьким человеком может являться даже ребенок. Равнодушие и непонимание со стороны взрослых просто сдавливает мальчика, заставляя его прогибаться под нежеланными обстоятельствами. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»  Рассказ повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём. Бабушка пообещала ему купить пряник, если он насобирал туес ягод. Главного героя путём насмешек заставили съесть все ягоды. Витя не успевает рассказать бабушке о лжи, она уезжает. И вновь притеснение со стороны окружающих в конечном итоге приводят к разочарованию, ненависти к себе и сожалению.  

« Маленький человек» в литературе 20 века

  • Л.Н. Андреев «Петька на даче»

Главным героем является простой мальчик на побегушках. Это произведение показывает, что маленьким человеком может являться даже ребенок. Равнодушие и непонимание со стороны взрослых просто сдавливает мальчика, заставляя его прогибаться под нежеланными обстоятельствами.

  • В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Рассказ повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём. Бабушка пообещала ему

купить пряник, если он насобирал туес ягод.

Главного героя путём насмешек заставили

съесть все ягоды. Витя не успевает рассказать

бабушке о лжи, она уезжает. И вновь

притеснение со стороны окружающих в

конечном итоге приводят к разочарованию,

ненависти к себе и сожалению.

 

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование и, потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты. Их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться и уходить в себя.  Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Грибоедов смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды с взглядами Чехова и частично Островского. В представлении Н. Лескова и А. Куприна «маленький человек» - это талантливый, самоотверженный человек.  Человек не должен быть «маленьким». В одном из писем к сестре Чехов восклицал:    «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование и, потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты. Их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться и уходить в себя.

Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Грибоедов смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды с взглядами Чехова и частично Островского. В представлении Н. Лескова и А. Куприна «маленький человек» - это талантливый, самоотверженный человек.

Человек не должен быть «маленьким». В одном из писем к

сестре Чехов восклицал:  

«Боже мой, как богата Россия

хорошими людьми!»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ "маленького человека"

Автор: Фролова Виктория Васильевна и ученица 8 класса Сологуб Виктория

Дата: 03.03.2019

Номер свидетельства: 502004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе 18-19 веков" "
    ["seo_title"] => string(79) "evoliutsiia-obraza-malien-kogho-chielovieka-v-russkoi-litieraturie-18-19-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "198020"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428339330"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Комментарии к уроку"Судьба «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»"
    ["seo_title"] => string(100) "kommientarii-k-uroku-sud-ba-malien-kogho-chielovieka-v-poviesti-a-s-pushkina-stantsionnyi-smotritiel"
    ["file_id"] => string(6) "269336"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800409"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока  "Образ "маленького человека" в рассказах А.П. Чехова."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-obraz-malien-kogho-chielovieka-v-rasskazakh-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "252566"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447411143"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Урок литературы в 8 классе по теме "Образ "маленького человека" в повести Н. В. Гоголя "Шинель""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieratury_v_8_klassie_po_tiemie_obraz_malien_kogho_chielovieka_v_poviesti"
    ["file_id"] => string(6) "393469"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487506787"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Н.В. Гоголь. Образ "маленького человека" в "Записках сумасшедшего""
    ["seo_title"] => string(62) "n_v_gogol_obraz_malenkogo_cheloveka_v_zapiskakh_sumasshedshego"
    ["file_id"] => string(6) "474225"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1529902551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства