II. Формулирование темы урока, определение цели урока.
1.Поэты, писатели создают литературный образ с помощью слов. Какие еще виды искусства создают образ? (музыка, живопись) Выставляются карточки: литература, живопись, музыка.
Предположите тему сегодняшнего урока. О чем мы будем размышлять?
(Будем наблюдать над тем, каксоздается образ ветра в разных видах искусства.) Выставляется карточка – тема урока.
2.Работа с эпиграфом.
Эпиграф (греч.) – цитата, пословица, поговорка, помещаемая перед текстом. Эпиграф помогает лучше выразить, раскрыть тему.
-Прочитайте эпиграф к уроку (на доске) «Ветер крутится и мчится-
Вихрем листья, шум и стон…»
-Какой это ветер? (осенний) Каким вы представляете такой ветер?
Исследуемв ходе урока, подходит ли этот эпиграф к одному или нескольким образам, с которыми мы познакомимся.
III. Анализ стихотворения М.В. Исаковского «Ветер» (с.83 учебник)
1.Михаил Васильевич Исаковский (1900-1973) – русский поэт (портрет). Талант Исаковского раскрылся ярко, когда он обратился к жанру песни. Положенные на музыку, песни Исаковского получили популярность в народе. Михаил Исаковский – автор песен «Катюша», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Ой, цветёт калина» и других.
2.Чтение учителем стихотворения «Ветер».
3. Анализ стихотворения.
-Кто герой стихотворения? (ветер)
-Как ветер показан в стихотворении: через его внешний вид, через его звучание, действия? (образ раскрывается через действия ветра)
Простор – свободное, обширное пространство, раздолье.
Могучий – мощный, сильный.
Чтение стихотворения учениками.
-Удалось ли ученику (имя) передать при чтении такой образ? Кто еще прочитает стихотворение? (2-3 чел.)
-С помощью какого художественного приема поэты помогают нам УВИДЕТЬ ветер? (олицетворение)
Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
-А можем ли мы, прочитав стихотворение, УСЛЫШАТЬ ветер? (да, авторы используют прием аллитерации– слова с шипящими звуками, имитирующие шум ветра) (гоняешь, волнуешь, веешь, не боишься)
3.Сравните поэтический образ ветра, созданный Пушкиным и представленный нами с образом, созданным художниками-мультипликаторами.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Восприятие: -совпали наши рассуждения с образом, созданным художниками-мультипликаторами?(могучий, сильный, свободный, смелый).
V. Образы ветра в живописи и в музыкальном произведении.
Рассмотрите репродукцию картины русского художника Аркадия Александровича Рылова (с.180 учебник)
-Прочитайте названия картины. («Зеленый шум»)
-Исследуем, как художником создается образ ветра?
1.Работа с репродукцией картины А.Рылова «Зеленый шум» (мультимедийный показ).
-Вы действительно ВИДИТЕ ветер на картине? Как добивается этого художник?
А.Рылов изобразил сильный ветер на картине, отклоняя ветви деревьев на переднем плане. На заднем плане картины мы видим реку, поверхность которой неспокойна, волнуется. На плывущих по реке кораблях туго натянуты паруса.
А СЛЫШИМ ли мы ветер? Можем ПОЧУВСТВОВАТЬ его?
Можно услышать шум листвы, почувствовать жаркий знойный воздух летнего дня и прохладу реки, которую приносит ветер.
2. -Предлагаю вам теперь представить образы, которые созданы звуками.
-Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский создал музыкальное произведение «Времена года». Прослушайте музыкальный фрагмент из этого произведения «Октябрь. Осенняя песнь».
-Глядя на осенние пейзажи родной природы, представьте, как она готовиться к зиме (сопровождение слайдами «Времена года. Осень.»)
-Выразите свое эмоциональное впечатление, закончив предложение (Работа индивидуально)
Карточка. Какие картины, образы вы представили, слушая музыку?
Слушая музыку, я представил (а)_____________________________________________________
к одному или нескольким образам ветра, представленным в поэзии, музыке, живописи, с которыми мы знакомились на уроке?
-Подходит в стихотворении М.Исаковского, в музыкальном отрывке П.Чайковского.
VIII. Рефлексия.
-Удалось ли нам на уроке исследовать заданную тему: «Создание образа в разных видах искусства»? Кроме этого мы «прикоснулись» к нашей великой русской культуре.
-Какой образ запомнился ярче?
-Какой этап урока, задание вызвали наибольший интерес?