Просмотр содержимого документа
«"Образ Незнакомки в творчестве А. Блока" »
Цель: на примере анализа стихотворений «Незнакомка», «Там дамы щеголяют
модами», «В ресторане» показать особенности и мировоззрения и поэтики
А. Блока.
Оборудование: репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», И. Крамского
«Неизвестная».
Тип урока: урок- исследование с использованием диалоговой технологии.
Ход урока
Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Незнакомка».
Выразительное чтение и анализ стихотворения, сопоставление его с репродукцией картины И. Крамского «Неизвестная».
- С чего начинается произведение? (с описания пошлой, однообразной, унылой
жизни, безобразной действительности)
- С помощью каких художественных средств Блок создает эту картину? (метафор
и эпитетов)
Метафора «воздух дик и глух» указывает на что-то противоестественное, противоположное чистому и прозрачному; пошлость обстановки подчеркивает эпитет «горячий» (воздух), ведь действие происходит весной, когда для воздуха характерна свежесть.
В этой безобразной атмосфере естественными не являются лишь «детский плачь» и то, что «чуть не золотится крендель булочной»
- Кто такая Незнакомка? ( Реальность и видение, каждый вечер появляющаяся в ресторане, и одновременно возвышенное, таинственное, неземное создание, преображающее мир, снизошедшее к земной жизни чудо. Блок говорил, что Незнакомка возникла в окне из дыма и пара пролетавшего локомотива)
- С помощью каких средств создается этот образ? (возвышенных эпитетов: «стан, шелками схваченный», «туманное окно», «древние поверья»)
Блок пытается дать зрительно-цветовое изображение Незнакомки: «Это не просто дама в черном со страусиновыми перьями на шляпе. Это- дьявольский сплав синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».
- А какой предстает Незнакомка на картине Крамского?
Анализ репродукции картиныВрубеля «Демон сидящий»
- Почему у Блока Незнакомка ассоциировалась с Демоном? (Демон – падший ангел и черт. Незнакомка – одновременно возвышенная и вульгарная, ангельское и дьявольское)
- Каков лирический герой этого произведения? (он тоже двойственен)
Учитель. Таким образом, перед нами два образа двойника: лирический нерпой и Незнакомка.
Тема двойничества – одна из постоянных тем Блока, она проявляется уже в первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Эта тема впервые встречается в литературе у Достоевского, Тютчева.
- Как понять последние строки стихотворения? (Любви, всему прекрасному нет места в жизни)
- Какова композиция стихотворения? (2 части построены на антитезе: обыденность – мечта)
- В чем заключается музыкальность произведения? Попробуйте уловить эту музыку. Что использует поэт вместо нот? (звуки)
- Какие согласные звуки преобладают во II части? Как называется это явление? (звук «н», аллитерация)
Учитель. Второй лик Незнакомки появляется в стихотворении «Там дамы щеголяют модами», написанном в 1906 г.
Выразительное чтение и анализ.
- Как предстает Незнакомка в этом стихотворении? (земная женщина из пошлой жизни)
- Почему женщина является дл лирического героя «недостижимой»? ( в печали затаилась надежда на чудо)
Учитель. Образ Незнакомки долго не уходит из поэзии Блока. В 1910 г. он пишет стихотворение «В ресторане»
- Какова героиня? (девушка, продающая свою любовь)
Учитель. Авторская мысль выражена с помощью цветовых и звуковых символов.
- Составьте цветовой ряд первого четверостишия.
Вечер – серый , черный;
пожар зари – красный;
фонари – красный.
Учитель. В книге В. Кандинского «О духовном в искусстве (живопись)» описывается символика цвета:
черный цвет – печальный;
серый - безутешный;
красный – теплый;
желтый - беспокойный.
- О чем говорит этот ряд? Какие чувства выражает? (перемена настроения, беспокойство)
- В стихотворении словно звучит музыка. Какая она? С помощью каких слов передана? («грянули струны», «пели смычки» - музыка возвышенная; «монисто бренчало» - олицетворение пошлости).
- О чем же это стихотворение? ( о столкновении мечты и действительности, о возвышенных чувствах, которые не находят ответа, о том, как мечта растворяется в пошлости и обыденности)
- Как завершается в нем тема Незнакомки? (это самое трагическое стихотворение. Нет тайны, нет надежды на осуществление возвышенной мечты. Перед нами пошлая действительность, а Незнакомка – вульгарная женщина, продающая свою любовь),
Домашнее задание. Подготовить развернутый ответ на вопросы :
- «Какой из известных вам женских портретов можно соотнести с образом
блоковской Незнакомки?»
-«Можно ли через портрет передать внутреннее состояние человека?».