kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Образ Незнакомки в творчестве А. Блока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: на примере анализа стихотворений «Незнакомка», «Там дамы щеголяют  

            модами», «В ресторане» показать особенности и мировоззрения и поэтики

            А. Блока.   

Оборудование: репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», И. Крамского

                           «Неизвестная».

Тип урока: урок- исследование с использованием диалоговой технологии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Образ Незнакомки в творчестве А. Блока" »


Цель: на примере анализа стихотворений «Незнакомка», «Там дамы щеголяют

модами», «В ресторане» показать особенности и мировоззрения и поэтики

А. Блока.

Оборудование: репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», И. Крамского

«Неизвестная».

Тип урока: урок- исследование с использованием диалоговой технологии.


Ход урока


  • Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Незнакомка».

  • Выразительное чтение и анализ стихотворения, сопоставление его с репродукцией картины И. Крамского «Неизвестная».


- С чего начинается произведение? (с описания пошлой, однообразной, унылой

жизни, безобразной действительности)


- С помощью каких художественных средств Блок создает эту картину? (метафор

и эпитетов)


Метафора «воздух дик и глух» указывает на что-то противоестественное, противоположное чистому и прозрачному; пошлость обстановки подчеркивает эпитет «горячий» (воздух), ведь действие происходит весной, когда для воздуха характерна свежесть.

В этой безобразной атмосфере естественными не являются лишь «детский плачь» и то, что «чуть не золотится крендель булочной»


- Кто такая Незнакомка? ( Реальность и видение, каждый вечер появляющаяся в ресторане, и одновременно возвышенное, таинственное, неземное создание, преображающее мир, снизошедшее к земной жизни чудо. Блок говорил, что Незнакомка возникла в окне из дыма и пара пролетавшего локомотива)


- С помощью каких средств создается этот образ? (возвышенных эпитетов: «стан, шелками схваченный», «туманное окно», «древние поверья»)

Блок пытается дать зрительно-цветовое изображение Незнакомки: «Это не просто дама в черном со страусиновыми перьями на шляпе. Это- дьявольский сплав синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».


- А какой предстает Незнакомка на картине Крамского?


  • Анализ репродукции картины Врубеля «Демон сидящий»

- Почему у Блока Незнакомка ассоциировалась с Демоном? (Демон – падший ангел и черт. Незнакомка – одновременно возвышенная и вульгарная, ангельское и дьявольское)


- Каков лирический герой этого произведения? (он тоже двойственен)

Учитель. Таким образом, перед нами два образа двойника: лирический нерпой и Незнакомка.

Тема двойничества – одна из постоянных тем Блока, она проявляется уже в первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Эта тема впервые встречается в литературе у Достоевского, Тютчева.


- Как понять последние строки стихотворения? (Любви, всему прекрасному нет места в жизни)


- Какова композиция стихотворения? (2 части построены на антитезе: обыденность – мечта)


- В чем заключается музыкальность произведения? Попробуйте уловить эту музыку. Что использует поэт вместо нот? (звуки)


- Какие согласные звуки преобладают во II части? Как называется это явление? (звук «н», аллитерация)


Учитель. Второй лик Незнакомки появляется в стихотворении «Там дамы щеголяют модами», написанном в 1906 г.


  • Выразительное чтение и анализ.


- Как предстает Незнакомка в этом стихотворении? (земная женщина из пошлой жизни)


- Почему женщина является дл лирического героя «недостижимой»? ( в печали затаилась надежда на чудо)


Учитель. Образ Незнакомки долго не уходит из поэзии Блока. В 1910 г. он пишет стихотворение «В ресторане»


- Какова героиня? (девушка, продающая свою любовь)

Учитель. Авторская мысль выражена с помощью цветовых и звуковых символов.

- Составьте цветовой ряд первого четверостишия.

Вечер – серый , черный;

пожар зари – красный;

фонари – красный.

Учитель. В книге В. Кандинского «О духовном в искусстве (живопись)» описывается символика цвета:

черный цвет – печальный;

серый - безутешный;

красный – теплый;

желтый - беспокойный.

- О чем говорит этот ряд? Какие чувства выражает? (перемена настроения, беспокойство)

- В стихотворении словно звучит музыка. Какая она? С помощью каких слов передана? («грянули струны», «пели смычки» - музыка возвышенная; «монисто бренчало» - олицетворение пошлости).


- О чем же это стихотворение? ( о столкновении мечты и действительности, о возвышенных чувствах, которые не находят ответа, о том, как мечта растворяется в пошлости и обыденности)


- Как завершается в нем тема Незнакомки? (это самое трагическое стихотворение. Нет тайны, нет надежды на осуществление возвышенной мечты. Перед нами пошлая действительность, а Незнакомка – вульгарная женщина, продающая свою любовь),


Домашнее задание. Подготовить развернутый ответ на вопросы :

- «Какой из известных вам женских портретов можно соотнести с образом

блоковской Незнакомки?»

Можно ли через портрет передать внутреннее состояние человека?».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Образ Незнакомки в творчестве А. Блока"

Автор: Свечкарева Елена Петровна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "А.А.Блок биография"
    ["seo_title"] => string(20) "a_a_blok_bioghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "383032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485200577"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Творчество Анны Ахматовой – яркое явление женской поэзии XX века"
    ["seo_title"] => string(65) "tvorchiestvoannyakhmatovoiiarkoieiavlieniiezhienskoipoeziixxvieka"
    ["file_id"] => string(6) "299079"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456441187"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Тема: «.Жизнь была восторгом, бурей, адом». Образы Прекрасной Дамы и Незнакомки в творчестве А.Блока."
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_zhizn_byla_vostorghom_buriei_adom_obrazy_priekrasnoi_damy_i_nieznakomki_v_"
    ["file_id"] => string(6) "371751"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482238041"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Тестовые задания для проведения дифференцированного зачета по литературе. "
    ["seo_title"] => string(87) "tiestovyie-zadaniia-dlia-proviedieniia-diffierientsirovannogho-zachieta-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "101907"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402466135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства