Просмотр содержимого документа
«Тема: «.Жизнь была восторгом, бурей, адом». Образы Прекрасной Дамы и Незнакомки в творчестве А.Блока.»
Урок литературы. 11 класс.
Тема: «...Жизнь была восторгом, бурей, адом». Образы Прекрасной Дамы и Незнакомки в творчестве А.Блока.
Цели: помочь учащимся понять образы-символы Блока, внутренний мир его лирического героя, созвучный авторскому; развивать умение анализировать лирическое произведение; воспитывать стремление к постижению поэзии.
Оборудование: портреты А.Блока, Л.Д.Менделеевой; записи П.И.Чайковского, Шумана, Ф.Шопена; стихотворения А.Блока.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Оргмомент. Формирование темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Работа над темой урока.
1. Чтение стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…»
2. Беседа с классом о прочитанном стихотворении.
- Какие краски, по вашему мнению, преобладают в этом стихотворении?
- Что символизируют названные цвета?
- Каково идейное содержание произведения?
Основная антитеза цикла – противопоставление «небесного» и «земного» и ожидание их грядущего «синтеза» - воплощается в сложных отношениях Прекрасной Дамы и лирического героя, начала духовного и существа земного.
Лирический сюжет цикла – это история встречи лирического героя и Дамы, долженствующий преобразить мир.
3. Чтение стихотворения «Предчувствую тебя…»
4. Беседа с классом.
- Какую роль играет эпиграф, взятый из стихотворения Вл. Соловьёва?
- Каковы чувства лирического героя в стихотворении?
5. Первые выводы.
Ожидаемого преображения мира и «я» в цикле так и не происходит. Воплотившись, Дама, как и боялся поэт, оказывается «иной»: безликой, демонической, а не небесной. Но поэт продолжает ждать воплощения идеала.
7. Сообщение творческой группы об истории написания стихотворения.
8. Задания творческим группам учащихся.
1) Исследователи творчества А.Блока отметили, что композиция «Незнакомки» резко делится на две части. Найдите эти части. (В первой запечатлён быт петербургского пригорода, с его «тлетворным духом». Во второй части в мир пошлости и банальности входит таинственная незнакомка, чужая этому миру.)
2) Кто, по вашему мнению, эта прекрасная дама? (Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к стихотворениям, которые, по мнению критиков, образуют наряду с «Незнакомкой» цикл о «женщине-звезде». Это «Там дамы щеголяют модами…», «Там, в ночной завывающей стуже», «Шлейф, забрызганный звездами», «Твоё лицо бледней, чем было…»)
9. Обобщающие выводы.
Блоковская Незнакомка возникает из марева обыденности, она свидетельствует, что даже средь «пошлости таинственной» таится красота, способная преобразить мир. Блоковская Незнакомка – предвидение идеала и вера в идеал.
IV. Подведение итогов работы.
1. Заключительные выводы.
Незнакомка – это женщина-звезда, которая сверкала в небе, но упала на землю огненной кометой. Теперь это дама, случайно встреченная на улице:
Поверь, мы оба небо знали:
Звездой кровавой ты текла.
Я измерял твой путь в печали,
Когда ты падать начала.
(«Твоё лицо бледней, чем было…»)
Лирический герой постиг тайну незнакомки.
V. Домашнее задание.
1. Творческой группе сопоставить стихотворения «Родина» М.Ю.Лермонтова, «Россия» А.Блока и отрывок о птице-тройке из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2. Выучить наизусть стихотворение А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…».