kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Тема урока « Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.».

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация: « А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Учебник: Литература. 8 класс. Автор –составитель Г.С. Меркин.

 Опережающее задание по группам:

         Какие качества характера Маши Мироновой раскрываются в отношениях

1. -  с  Гриневым в главах «Крепость», «Поединок», «Любовь»;

 2. - со Швабриным при захвате крепости;

 3. - с  Пугачевым в главе «Сирота»;

 4  .- при встрече с императрицей  в главе «Суд».

Цели урока:

 - исследовать средства создания образа Маши Мироновой;

 - выяснить позицию автора в повести к главным героям,

 -понять, почему повесть названа «Капитанская дочка».

 Задачи урока:

       Учиться сопоставлять отдельные эпизоды текста и поступки героев для того, чтобы понять, почему повесть называется «Капитанская дочка»;

       делать выводы о чертах характера персонажей;

       определять авторскую позицию и средства её выражения.

                                                         Ход урока.

                                                                            Эпиграф:

                                         «.. потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

1. Оргмомент

  Здравствуйте, садитесь.

     На прошедших уроках мы подробно исследовали главных героев повести «Капитанская дочка». А сегодня,  чтобы решить задачу нашего урока, мы должны еще раз вдумчиво и внимательно прочитать повесть. А так же исследовать средства создания образа Маши Мироновой и выяснить позицию автора повести к главным героям. Эпиграфом выбраны слова из текста повести: « потому, что нельзя было ее узнать и не полюбить».

 На уроке мы будем учиться сопоставлять отдельные эпизоды  текста и поступки героев для того , чтобы делать выводы о чертах характера персонажей, определять авторскую позицию и средства ее выражения.

 2. Вступительное слово учителя.                                                                        1.Я прочту отрывок из статьи  в учебнике: «Имя девицы Мироновой, - отмечал Пушкин в письме цензору П.А.Корсакову, вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские , был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины.

    Банальный любовный треугольник: Маша – Гринев – Швабрин – позволил высветить истинное лицо героини.

  Так какое же лицо Маши Мироновой предстает перед нами?  Найдите ее описание в главе « Крепость».

Просмотр содержимого документа
«Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. »

Урок литературы в 8 классе


Тема урока « Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.».


Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация: « А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Учебник: Литература. 8 класс. Автор –составитель Г.С. Меркин.


Опережающее задание по группам:

Какие качества характера Маши Мироновой раскрываются в отношениях

1. - с Гриневым в главах «Крепость», «Поединок», «Любовь»;

2. - со Швабриным при захвате крепости;

3. - с Пугачевым в главе «Сирота»;

4 .- при встрече с императрицей в главе «Суд».


Цели урока:

- исследовать средства создания образа Маши Мироновой;

- выяснить позицию автора в повести к главным героям,

-понять, почему повесть названа «Капитанская дочка».


Задачи урока:

Учиться сопоставлять отдельные эпизоды текста и поступки героев для того, чтобы понять, почему повесть называется «Капитанская дочка»;

делать выводы о чертах характера персонажей;

определять авторскую позицию и средства её выражения.


Ход урока.


Эпиграф:


«.. потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

1. Оргмомент

Здравствуйте, садитесь.

На прошедших уроках мы подробно исследовали главных героев повести «Капитанская дочка». А сегодня, чтобы решить задачу нашего урока, мы должны еще раз вдумчиво и внимательно прочитать повесть. А так же исследовать средства создания образа Маши Мироновой и выяснить позицию автора повести к главным героям. Эпиграфом выбраны слова из текста повести: « потому, что нельзя было ее узнать и не полюбить».

На уроке мы будем учиться сопоставлять отдельные эпизоды текста и поступки героев для того , чтобы делать выводы о чертах характера персонажей, определять авторскую позицию и средства ее выражения.


2. Вступительное слово учителя. 1.

Я прочту отрывок из статьи в учебнике: «Имя девицы Мироновой, - отмечал Пушкин в письме цензору П.А.Корсакову, вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские , был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины.

Банальный любовный треугольник: Маша – Гринев – Швабрин – позволил высветить истинное лицо героини.

Так какое же лицо Маши Мироновой предстает перед нами? Найдите ее описание в главе « Крепость».


1 группа

Ученик: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Рассказчик замечает: «С первого взгляда она не очень мне понравились».

В манере Марьи Ивановны держаться проявляются скромность и застенчивость.

Учитель: «Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и даже приятной». Почему изменилось настроение Петра Андреевича?

Ученик: Она сидит в стороне, шьет, краснеет, когда о ней говорят за столом. Постепенно за простотой выступает что-то привлекательное.

«Марья Ивановна скоро перестала меня дичится. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку»- говорит рассказчик.

Она привязывается к молодому офицеру, верно оценив его как честного и доброго человека.

Учитель: В чем при чина поединка и кто его инициатор?

Ученик: Петр Андреевич написал стихотворение и вынес его на суд Швабрина. Но грязные намеки Швабрина взбесили Гринева. Он вступился за честь девушки так, как ему велел долг дворянина, рыцаря.

Ученик: Разговор с Машей и ее признание, что Швабрин сватался за нее, а она отказала, довершил дело – Петр влюбился. Когда же Маша ухаживала за раненым Гриневым, у него созрело решение жениться на ней.

Учитель: назовите эпитеты, характеризующие чувства Маши Мироновой и Петра Гринева.

Ученик: « ангельский голос ее меня приветствовал.» «Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту». «Милая, добрая Марья Ивановна, - сказал я ей.

Учитель: какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?

Учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринева в главе «Любовь».

Учитель: как передается волнение Маши?

Ученик: Длинные паузы при чтении. А тексте это выделено многоточиями. 2.

Учитель: как вы думаете, почему Маша, прочтя это письмо, отказывается венчаться с любимым?

Ученик: Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье не возможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами.


Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости. Какие черты характера проявила Маша в это время?

2 группа.

Ученик: Немногим раньше Маша Миронова отказала Швабрину, когда тот сватался к ней. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и принципах, Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Представьте себе глухую деревушку, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданного.

Ученик: Такой офицер, как Швабрин , по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и смелости, ведь в 18 веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство.

Ученик читает отрывок из письма Марьи Мироновой Гриневу со слов: «Мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексей Иванович….. вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную.» Она все выносила стойко, не изменила себе, потому что ценила в людях доброту, бескорыстие, искренность, благородство.


Учитель: Расскажите о встречи Маши с Пугачевым. Когда и где они виделись? Как это помогает раскрыть характер героини?

3 группа.

Ученик: Первая встреча происходит, когда Пугачев заглянул за перегородку, где в горячке лежала Маша, и она его не узнала.

Ученик: Второй раз , когда Пугачев с Гриневым заставили Швабрина показать девушку, которую тот назвал своей женой.

Читает отрывок из повести: «Я взглянул и обмер. На полу , в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами…...Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят.»

Ученик читает отрывок: « - Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь. Марья Ивановна быстро взглянула на него и догадалась, что перед нею убийца ее родителей. Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств.»

Эти эпизоды говорят о честности, стойкости и мужестве молодой девушки.

3.

Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец – то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвинение его в пособничестве бунтовщикам. Как же поступает Маша?

4 группа.

Ученик: Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но он не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане.

Ученик: Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха. Она отправляется в Петербург искать покровительства и помощи сильных людей.

Ученик читает эпизод встречи Марьи Ивановны с императрицей, где она откровенно и с жаром рассказывает, что Гринев подвергся всему ради нее одной и что она просит милости, а не правосудия.

Учитель: Почему именно «милости», а не «правосудия»?

Ученик: Потому, что по закону Гринев был виновен: вошел в сотрудничество с бунтовщиком: странным образом был взят в плен и отпущен. Тем более Гринев не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, и спасти его может только милость

государыни.

Учитель: Почему Екатерина Вторая поизносит фразу: «Я в долгу перед дочерью капитана Миронова»?

Ученик: Капитан Миронов не изменил своей присяге императрице. Из-за этого Маша осталась сиротой, и государыня платит этот долг тем, что не оставляет Машу без покровительства. Пугачев сказал как-то Гриневу: «Долг платежом красен». Этому же следует и Екатерина Вторая.

Учитель: Давайте проанализируем все, о чем сейчас говорили. Для этого на доске начертим круг и запишем те черты характера Маши Мироновой, которые мы с вами выявили.( Ученики перечисляют все качества)

Учитель: А какие качества характера проявляются у Гринева, Швабрина, Пугачева, императрицы от взаимоотношений с Машей Мироновой

(Ученики называют)

Учитель: Как вы считаете, какова же позиция автора?

( Анализируя внутренний мир Маши Мироновой и сопоставляя ее с другими героями , можно сказать, что она– центральный образ. Восоко нравственный образ ее положительно влияет на других. Несмотря на ее скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встречался с ней. Недаром эпиграфом становятся слова из повести « потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».)

Учитель: Какие цели были поставлены? (Ученики называют) 4.

Учитель: Решение каких задач помогли достичь цели урока?

(Исследовали эпизоды повести, речь героев, выявляли позицию автора, который предлагает нам эти эпизоды, сопоставляли поступки героев, выявляли качества характеров персонажей.)

Учитель: Что помогало вам в работе над решением этих задач?

(Иллюстрации художников на слайдах. Они помогали представить, увидеть Марью Ивановну в том или ином эпизоде.).


На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство.

А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.


Домашнее задание.

На стр.313 темы творческих заданий.

Выберите тему работы, продумайте, набросайте план.
























5.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Автор: Шпак Неля Владимировна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе. "
    ["seo_title"] => string(72) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-8-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "224580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438940129"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок литературы в 8 классе на тему "Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"""
    ["seo_title"] => string(103) "urok-litieratury-v-8-klassie-na-tiemu-obraz-mashi-mironovoi-v-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "329947"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464078033"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Урок литературы «Каков нравственный идеал А.С.Пушкина?» (по повести "Капитанская дочка") "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-litieratury-kakov-nravstviennyi-idieal-a-s-pushkina-po-poviesti-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "169233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423389418"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Тест по литературе. 8 класс "
    ["seo_title"] => string(29) "tiest-po-litieraturie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163343"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422465450"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства