kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть смысл названия повести, доказать, что образ Маши Мироновой-нравственный идеал Пушкина; развивать навыки анализа текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе на тему "Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка""»

Тема: Маша Миронова, её душевная стойкость и нравственная красота

Цели урока: раскрыть смысл названия повести, доказать, что образ Маши Мироновой -нравственный идеал Пушкина; развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал

 Оборудование: портрет А.С.Пушкина

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Систематизация и обобщение материала по образу Маши Мироновой

Слово учителя

С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой, скромной и застенчивой девушки. Наша задача -проследить, как раскрывается этот образ на протяжении повести, определить его значение в системе образов.

3.Беседа

Какие черты раскрываются в Марье Ивановне в истории ее любви к Гриневу

- Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде?

(Сила ее любви, глубина ее натуры, способность к большому и глубо­кому чувству, чувство ответственности за любимого человека:

Отношение к Марье Ивановне других действующих лиц (Савельича, Палаши, Попадьи, родителей Гринева)

Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха.

- Как дополняет образ Марьи Ивановны эпизод ее поездки в царское село и встречи с Екатериной II?

- Права ли Маша, считая себя виновницей ареста героя?
(Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства он на суде

не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно составляет целый план действий, требующий и энергии, и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь в ней была способность располагать к себе людей самых различных и по характеру и по положению.)

- Как вы думаете, для чего нужна была, автору сцена встречи Ма­рьи Ивановны с императрицей?

(Образ Екатерины II понадобился автору прежде всего из цензурных соображений: надо было противопоставить привлекательному образу Пу­гачева образ другого действующего лица из правительственного лагеря в положительном освещении. Появление Екатерины II в роли благодетель­ницы дочери капитана Миронова способствовало в известной мере зашиф­ровке подлинного идейного замысла произведения. В композиционном плане романа встреча Маши Мироновой с императрицей приводит к счастливой развязке семейную хронику Гриневых.)


- Как показана императрица в повести?

(В повести перед нами дама «в ночном чепце и душегрейке. Ей ка­залось лет сорок. Лицо ее полное и румяное, выражало важность и спокойствие

Слово учителя.

Поэтому нельзя поставить в один ряд ее (Екатерины II) «щед­рость» с великодушием Пугачева. Екатерина II простила, в сущности, невинного человека, худо ли, хорошо ли, но все же выполнявшего свой долг и не нарушившего присягу. Пугачев щадит офицера, своего врага, не слу­чайно, так как чувство благородности за сделанное добро составляет сущность его натуры

Как относится автор к Марье Ивановне?

Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка?

( Марья Ивановна — любимый женский образ А.С.Пушкина).

Учащиеся письменно отвечают на поставленный вопрос и записывают вывод урока.

(Несомненно, А.С. Пушкина привлекает образ Марьи Ивановны. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Пет­ра Андреевича Гринева, его честь, его семью.

Честность, нравственность, чистота — основные черты характера Ма­рьи Ивановны)

Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Есенгельдинова Марал Еслямовна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 329947


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства