Цели урока:
образовательные:
2) познакомиться с историей создания рассказа «Муму»
3) проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
3) формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
4) учить сжато излагать повествовательный текст
5) развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас.
6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.
Воспитательные:
1) воспитание общечеловеческих ценностей
2) умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.
Словарная работа: аннибалова клятва, прототип, сравнение, гипербола.
Оборудование: мультимедийная установка, на столах текст рассказа и словарик.Учитель: Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».
Открываем рабочие тетради, записываем число (Четырнадцатое декабря) и тему урока (Рассказ И. С. Тургенева «Муму». Образ барыни и Герасима) (Слайд)
I. Повторение пройденного. Рассказ о писателе
Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом литераторе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада».
Домашнее задание: Письменно дать характеристику героям (барыня и Герасим)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗ БАРЫНИ И ГЕРАСИМА »
Муниципальное образовательное учреждение средней (полной)
образовательной школы №10 г. Волжска Республики Марий Эл
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 6 КЛАССЕ
Рассказ И.С.Тургенева «Муму»
ВЫПОЛНИЛА
учитель русского
языка
и литературы
Петрова М.С.
г. Волжск
2014
ТЕМА
ОБРАЗ БАРЫНИ И ГЕРАСИМА
Цели урока: образовательные: 2) познакомиться с историей создания рассказа «Муму» 3) проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима). Развивающие: 1) формировать умение анализировать текст художественного произведения. 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы. 3) формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов. 4) учить сжато излагать повествовательный текст 5) развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас. 6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся. Воспитательные: 1) воспитание общечеловеческих ценностей 2) умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки. Словарная работа: аннибалова клятва, прототип, сравнение, гипербола. Оборудование: мультимедийная установка, на столах текст рассказа и словарик.
Учитель: Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше! Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил. Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала. Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь. — Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории? — Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил. — Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. Тема, цель урока Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».
Открываем рабочие тетради, записываем число (Четырнадцатое декабря) и тему урока (Рассказ И. С. Тургенева «Муму». Образ барыни и Герасима) (Слайд)
Перед нами стоят следующие цели:
1)познакомиться с историей создания рассказа «Муму» 2) проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима)
3) И, конечно, поделимся впечатлениями от прочитанного, так как это произведение никого не может оставить равнодушным. I. Повторение пройденного. Рассказ о писателе Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом литераторе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада». (СЛАЙД)
-Что вы узнали на прошлом уроке об И. С. Тургеневе?
-А что вспоминает Иван Сергеевич о своём детстве, будучи уже взрослым человеком?
-О начале литературного творчества что вы знаете?
Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву (а что это за клятва? — см. словарик): «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примеряться... Это была моя Аннибаловская клятва».(Слайд)
«Записки охотника», рассказ «Муму» (1852г.) — вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет. Из истории создания рассказа «Муму» (СЛАЙД) Как мы уже отметили в самом начале нашего урока, в основу рассказа легла реальная история, которую Тургенев вспомнил, когда находился под арестом. Вы, наверное, спросите, за что? В 1852 году умирает Н. В. Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». — Как вы думаете, кто являлся прототипами героев рассказа «Муму»? (что такое прототип — см. словарик)
— Верно. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.
А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни? — Да. — Ну что ж, у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма. Но вы не просто смотрите кадры из мультфильма, ваша задача ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни. Мультфильм (1 кадр — о барыне, 2 минуты). — Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне).
А сейчас я предлагаю вам послушать как актёр читает первые строки повести.
- Итак,как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня.. — Что мы узнали о барыне? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи) — Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? Утро человека-это детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной. — Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов? (СЛАЙД) ( Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. )
Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху.
Ребята, а как вы думаете, она ли является главной героиней? — А кто же? — Конечно же, Герасим.
Физкультминутка Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь — богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце — руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали.
— Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?
( Актёр) (Послушайте,ребята, как И. С. Тургенев представляет нам своего героя. ( Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения.)
-Двенадцать вершков это сколько? (195,5 см). -Как называет Тургенев Герасима? («самым замечательным лицом» из числа всей челяди.... ) — Как Герасим попал в Москву? (Читаем по тексту) («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправнымтягловым мужиком...»)
-А что значит тягловый мужик (Смотрим сноску) — Как работал Герасим? -Как об этом пишет автор? ( «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...») По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.
И, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. —Найти в тексте ответ на вопрос:
Как воспринимал Герасим своё новое житьё? Что входило в обязанности Герасима? (СЛАЙД) (с. 210 зачитать). Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше. Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда. С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью. - «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...» -Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор ? (Сравнение).
Правильно. Он сравнивает его с деревом «он вырос немой и могучий, как дерево». Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. —Работа в группах.
1 группа —Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе? Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь».
2 группа — Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы. «...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
3 группа —С кем ещё сравнивает автор Герасима? «…гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнение переключает внимание читателя, на время уводя от размышлений о тяжкой доле крепостного. Это сравнение завершает каскад, подводя итог первому впечатлению. Но все нам ясно в нем? Давайте всмотримся в слово «степенный», уточнив его значение. ( Слайд) Степенный — рассудительно-спокойный, важный. Важный — горделиво-величественный, надменный. А надменный — высокомерный, кичливый. А кичливый — выражающий самомнение, заносчивый. Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как. Вот давайте найдём в тексте, как Герасим обставил каморку. — Читаем по тексту. Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. — Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболу (см. определение на стр. 243). Гипербола — сильное преувеличение. (записываем в словарик) Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения.
-Давайте найдём примеры гиперболы в этом отрывке.
Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы».Когда Герасим косил, то мог «молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
Так прошёл год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие. А о том, что случилось, мы будем говорить на следующем уроке. — Итак, какое же сложилось у вас впечатление о Герасиме после анализа первой части рассказа? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.
Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках. А сегодня я благодарю вас за работу. Оценки за урок..(Слайд) Домашнее задание: Письменно дать характеристику героям (барыня и Герасим)
Задание в конце урока.
Разделить слова в две колонки: 1-относящиеся к барыне. 2- относящиеся к Герасиму.
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Богатая, богатырь, властная, сильный, капризная, могучий, трудолюбивый, во всем любил порядок, одинокая, диспатичная, знал свое место, уважал прислугу, строгий, серьезный, усердно выполнял свои обязянности
Слова на доске: Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом литераторе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада».
Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примеряться...».