Урок литературы "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму"
Урок литературы "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму"
Урок литературы в 5 классе по теме "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму"
Учитель: Сибгатуллина Альбина Наилевна
Цели урока:
1) показать нравственное превосходство Герасима над людьми, окружавшими его в доме барыни;
2) закрепить у учащихся навыки работы с учебником;
3) развивать устную речь учащихся;
4) развивать у детей коммуникативные навыки и навыки сотрудничества.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, картина, учебник, карточки с вопросами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу!
- На прошлых уроках мы познакомились с биографией великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его повестью "Муму".
II. Проверка домашнего задания.
- Какие основные факты биографии писателя вам запомнились? Я предлагаю вам сейчас вспомнить и обсудить эти факты с партнером, сидящим напротив вас. Отвечать начинает партнер А по моей команде. "RallyRobin"
- Какой ответ дал тебе твой партнёр? ("аннибалова клятва")
- Дома вы читали повесть "Муму". Предлагаю вспомнить и восстановить последовательность эпизодов и затем обсудить результат с партнером по плечу. "RallyRobin" (дети заполняют карточки, затем обсуждают в паре полученный результат )
III. Работа с учебником.
1. Работа с текстом повести.
- Посмотрите на рисунок (на доске). Найдите фрагмент повести, соответствующий рисунку и прочитайте его. ( 1 ребёнок читает вслух)
2. Постановка проблемного вопроса.
- Как вы думаете, какому герою произведения посвящен наш урок? (Герасиму)
3. Составление вопросов по тексту.
- Я предлагаю вам составить на листочках по содержанию произведения 3 вопроса, раскрывающие образ Герасима, и записать ответы на обратной стороне листочка. "Quiz - Quiz- Trade"
4. Составление схемы.
- Когда вы видите человека впервые, на что вы обращаете внимание? (внешность)
- А чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
- На что ещё нужно обратить внимание? (поступки, отношение к людям)
-Чтобы более полно раскрыть образ Герасима, мы составим таблицу. Прочитайте указанные на доске страницы произведения, подумайте и заполните таблицу. Начинаем с ученика под №1, каждый из четырёх участников команды пишет в таблице по одному словосочетанию или предложению. "Round Robin"
Внешность героя
Поступки
Отношение других персонажей к Герасиму
Характер
- 1ый стол, что вы можете сказать о внешности героя? 2ой стол - о поступках? 3ий - об отношении к Герасиму других людей? 4ый- о характере?
5. Работа, связанная с определением средств речевой выразительности.
- Для того, чтобы описать Герасима, автор использует средства речевой выразительности. 1 номера выпишите в тетрадь одно олицетворение, 2ые - метафору, 3 ьи - сравнение, 4ые - эпитет. Обсудите в команде полученный результат.
- Какие средства речевой выразительности вы выписали? (отвечает каждая команда)
III. Составление синквейна.
- Используя составленную таблицу и выписанные средства речевой выразительности, каждый в тетрадях составьте синквейн о Герасиме.
Герасим - 2 прилагательных - 3 глагола - предложение из 4 слов - слово-суть
IV. Работа с учебником.
- История о Герасиме, действительно, была. И у барыни, и у Герасима был прототип. Прочитайте в учебнике воспоминания о семье Тургеневых воспитанницы матери Ивана Сергеевича. Определите, чем отличаются реальные события от событий повести. (Андрей остался верен барыне, а Герасим ушел.)
V. Обобщение и вывод урока.
- Подумайте и ответьте на вопрос, почему Тургенев в своем произведении изменил финал реальной жизненной истории?
- Сдержал ли И. С. Тургенев свою "аннибалову клятву"?
VI. Задание на дом.
- А какую "аннибалову клятву" могли бы дать вы, современные дети? Напишите об этом в тетрадях дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму" »
Урок литературы в 5 классе по теме "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму"
Учитель: Сибгатуллина Альбина Наилевна
Цели урока:
1) показать нравственное превосходство Герасима над людьми, окружавшими его в доме барыни;
2) закрепить у учащихся навыки работы с учебником;
3) развивать устную речь учащихся;
4) развивать у детей коммуникативные навыки и навыки сотрудничества.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, картина, учебник, карточки с вопросами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу!
- На прошлых уроках мы познакомились с биографией великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его повестью "Муму".
II. Проверка домашнего задания.
- Какие основные факты биографии писателя вам запомнились? Я предлагаю вам сейчас вспомнить и обсудить эти факты с партнером , сидящим напротив вас. Отвечать начинает партнер А по моей команде. "Rally Robin"
- Какой ответ дал тебе твой партнёр? ("аннибалова клятва")
- Дома вы читали повесть "Муму". Предлагаю вспомнить и восстановить последовательность эпизодов и затем обсудить результат с партнером по плечу. "RallyRobin" (дети заполняют карточки, затем обсуждают в паре полученный результат )
III. Работа с учебником.
1. Работа с текстом повести.
- Посмотрите на рисунок (на доске). Найдите фрагмент повести, соответствующий рисунку и прочитайте его. ( 1 ребёнок читает вслух)
2. Постановка проблемного вопроса.
- Как вы думаете, какому герою произведения посвящен наш урок? (Герасиму)
3. Составление вопросов по тексту.
- Я предлагаю вам составить на листочках по содержанию произведения 3 вопроса, раскрывающие образ Герасима, и записать ответы на обратной стороне листочка. "Quiz - Quiz- Trade"
4. Составление схемы.
- Когда вы видите человека впервые, на что вы обращаете внимание? (внешность)
- А чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
- На что ещё нужно обратить внимание? (поступки, отношение к людям)
-Чтобы более полно раскрыть образ Герасима, мы составим таблицу. Прочитайте указанные на доске страницы произведения, подумайте и заполните таблицу. Начинаем с ученика под №1, каждый из четырёх участников команды пишет в таблице по одному словосочетанию или предложению. "Round Robin"
Внешность героя
Поступки
Отношение других персонажей к Герасиму
Характер
- 1ый стол, что вы можете сказать о внешности героя? 2ой стол - о поступках? 3ий - об отношении к Герасиму других людей? 4ый- о характере?
5. Работа, связанная с определением средств речевой выразительности.
- Для того, чтобы описать Герасима, автор использует средства речевой выразительности. 1 номера выпишите в тетрадь одно олицетворение, 2ые - метафору, 3 ьи - сравнение, 4ые - эпитет. Обсудите в команде полученный результат.
- Какие средства речевой выразительности вы выписали? (отвечает каждая команда)
III. Составление синквейна.
- Используя составленную таблицу и выписанные средства речевой выразительности, каждый в тетрадях составьте синквейн о Герасиме.
Герасим - 2 прилагательных - 3 глагола - предложение из 4 слов - слово-суть
IV. Работа с учебником.
- История о Герасиме, действительно, была. И у барыни, и у Герасима был прототип. Прочитайте в учебнике воспоминания о семье Тургеневых воспитанницы матери Ивана Сергеевича. Определите, чем отличаются реальные события от событий повести. (Андрей остался верен барыне, а Герасим ушел.)
V. Обобщение и вывод урока.
- Подумайте и ответьте на вопрос, почему Тургенев в своем произведении изменил финал реальной жизненной истории?
- Сдержал ли И. С. Тургенев свою "аннибалову клятву"?
VI. Задание на дом.
- А какую "аннибалову клятву" могли бы дать вы, современные дети? Напишите об этом в тетрадях дома.