kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы  в 5 классе по теме "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму"

Учитель: Сибгатуллина Альбина Наилевна

Цели урока:

1) показать нравственное превосходство Герасима над людьми, окружавшими его в доме барыни;

2) закрепить у учащихся навыки работы с учебником;

3) развивать устную речь учащихся;

4) развивать у детей коммуникативные навыки и  навыки сотрудничества.

Оборудование: портрет И. С. Тургенева, картина, учебник, карточки с вопросами.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу!

- На прошлых уроках мы познакомились с биографией великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его повестью "Муму".

II. Проверка домашнего задания.

- Какие основные факты биографии писателя вам запомнились? Я предлагаю вам сейчас вспомнить и обсудить эти факты с партнером, сидящим напротив вас. Отвечать начинает партнер А по моей команде.  "Rally Robin"

- Какой ответ дал тебе твой партнёр?  ("аннибалова клятва")

- Дома вы читали повесть "Муму". Предлагаю вспомнить и восстановить последовательность эпизодов и затем обсудить результат с партнером по плечу. "Rally Robin"   (дети заполняют карточки, затем обсуждают в паре полученный результат )

III. Работа с учебником.

1. Работа с текстом повести.

- Посмотрите на рисунок (на доске). Найдите фрагмент  повести, соответствующий рисунку и прочитайте его.  ( 1 ребёнок читает вслух)

2.  Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, какому герою произведения посвящен наш урок? (Герасиму)

3. Составление вопросов по тексту.

- Я предлагаю вам составить на листочках по содержанию произведения 3 вопроса, раскрывающие образ Герасима, и записать ответы на обратной стороне листочка. "Quiz - Quiz- Trade"

4. Составление схемы.

- Когда вы видите человека впервые, на что вы обращаете внимание? (внешность)

- А чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

- На что ещё нужно обратить внимание? (поступки, отношение к людям)

-Чтобы более полно раскрыть  образ Герасима, мы составим таблицу. Прочитайте указанные на доске страницы произведения, подумайте и заполните таблицу. Начинаем с ученика под №1, каждый из четырёх участников команды пишет в таблице по одному словосочетанию или предложению.  "Round Robin"

Внешность героя

Поступки

Отношение других персонажей к Герасиму

Характер

- 1ый стол, что вы можете сказать о внешности героя? 2ой стол - о поступках? 3ий - об отношении к Герасиму других людей? 4ый- о характере?

5.  Работа, связанная с определением средств речевой выразительности.

- Для того, чтобы описать Герасима, автор использует средства речевой выразительности.   1 номера выпишите в тетрадь одно олицетворение, 2ые - метафору, 3 ьи - сравнение, 4ые - эпитет. Обсудите в команде полученный результат.

- Какие средства речевой выразительности вы выписали? (отвечает каждая команда)

III. Составление синквейна.

- Используя составленную таблицу и выписанные средства речевой выразительности, каждый в тетрадях составьте синквейн о Герасиме.

Герасим - 2 прилагательных - 3 глагола - предложение из 4 слов - слово-суть

IV. Работа с учебником.

- История о Герасиме, действительно, была. И у барыни, и у Герасима был прототип. Прочитайте в учебнике воспоминания о семье Тургеневых воспитанницы матери Ивана Сергеевича. Определите, чем отличаются реальные события от событий повести. (Андрей остался верен барыне, а Герасим ушел.)

V. Обобщение и вывод урока.

-  Подумайте и ответьте на вопрос, почему Тургенев в своем произведении изменил финал реальной жизненной истории?

- Сдержал ли И. С. Тургенев  свою "аннибалову клятву"?

VI. Задание на дом.

- А какую "аннибалову клятву" могли бы дать вы, современные дети? Напишите об этом в тетрадях дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму" »

Урок литературы в 5 классе по теме "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму"

Учитель: Сибгатуллина Альбина Наилевна

Цели урока:

1) показать нравственное превосходство Герасима над людьми, окружавшими его в доме барыни;

2) закрепить у учащихся навыки работы с учебником;

3) развивать устную речь учащихся;

4) развивать у детей коммуникативные навыки и навыки сотрудничества.

Оборудование: портрет И. С. Тургенева, картина, учебник, карточки с вопросами.































Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу!

- На прошлых уроках мы познакомились с биографией великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его повестью "Муму".

II. Проверка домашнего задания.

- Какие основные факты биографии писателя вам запомнились? Я предлагаю вам сейчас вспомнить и обсудить эти факты с партнером , сидящим напротив вас. Отвечать начинает партнер А по моей команде. "Rally Robin"

- Какой ответ дал тебе твой партнёр? ("аннибалова клятва")

- Дома вы читали повесть "Муму". Предлагаю вспомнить и восстановить последовательность эпизодов и затем обсудить результат с партнером по плечу. "Rally Robin" (дети заполняют карточки, затем обсуждают в паре полученный результат )

III. Работа с учебником.

1. Работа с текстом повести.

- Посмотрите на рисунок (на доске). Найдите фрагмент повести, соответствующий рисунку и прочитайте его. ( 1 ребёнок читает вслух)

2. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, какому герою произведения посвящен наш урок? (Герасиму)

3. Составление вопросов по тексту.

- Я предлагаю вам составить на листочках по содержанию произведения 3 вопроса, раскрывающие образ Герасима, и записать ответы на обратной стороне листочка. "Quiz - Quiz- Trade"

4. Составление схемы.

- Когда вы видите человека впервые, на что вы обращаете внимание? (внешность)

- А чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

- На что ещё нужно обратить внимание? (поступки, отношение к людям)

-Чтобы более полно раскрыть образ Герасима, мы составим таблицу. Прочитайте указанные на доске страницы произведения, подумайте и заполните таблицу. Начинаем с ученика под №1, каждый из четырёх участников команды пишет в таблице по одному словосочетанию или предложению. "Round Robin"

Внешность героя

Поступки

Отношение других персонажей к Герасиму

Характер



- 1ый стол, что вы можете сказать о внешности героя? 2ой стол - о поступках? 3ий - об отношении к Герасиму других людей? 4ый- о характере?

5. Работа, связанная с определением средств речевой выразительности.

- Для того, чтобы описать Герасима, автор использует средства речевой выразительности. 1 номера выпишите в тетрадь одно олицетворение, 2ые - метафору, 3 ьи - сравнение, 4ые - эпитет. Обсудите в команде полученный результат.

- Какие средства речевой выразительности вы выписали? (отвечает каждая команда)

III. Составление синквейна.

- Используя составленную таблицу и выписанные средства речевой выразительности, каждый в тетрадях составьте синквейн о Герасиме.

Герасим - 2 прилагательных - 3 глагола - предложение из 4 слов - слово-суть

IV. Работа с учебником.

- История о Герасиме, действительно, была. И у барыни, и у Герасима был прототип. Прочитайте в учебнике воспоминания о семье Тургеневых воспитанницы матери Ивана Сергеевича. Определите, чем отличаются реальные события от событий повести. (Андрей остался верен барыне, а Герасим ушел.)

V. Обобщение и вывод урока.

- Подумайте и ответьте на вопрос, почему Тургенев в своем произведении изменил финал реальной жизненной истории?

- Сдержал ли И. С. Тургенев свою "аннибалову клятву"?

VI. Задание на дом.

- А какую "аннибалову клятву" могли бы дать вы, современные дети? Напишите об этом в тетрадях дома.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы "Образ Герасима в повести И. С. Тургенева "Муму"

Автор: Сибгатуллина Альбина Наиловна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_litieratury_na_tiemu_protiest_gierasima_protiv_kriepostnogho_prava"
    ["file_id"] => string(6) "445747"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513857639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства