kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе. И.С.Тургенев "Муму". Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Возвращение Герасима в деревню как нравственная  победа.  И.В. Тургенев «Муму»

Цели:

  1. Научить учащихся анализировать прочитанное ,развивать умение     

                        слушать  и корректировать ответы товарищей. 

  1. Развивать умение отстаивать свою точку зрения, распознавать через 

                       художественный текст художественный мир писателя.

  1. Воспитать патриотические чувства, чуткость ,доброту, благородство, милосердие,  сочувствие.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

 

Оборудование: таблицы, иллюстрации к произведению

 

Ход урока

   І. Организационный  момент

    ІІ. Опрос домашнего задания

ІІІ. Работа над новым материалом

 

  1. Сообщение цели урока
  2. Работа над текстом. Вступительное слово
  • С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? («Муму» И.С Тургенев)
  • Расскажите, что вы знаете о Тургеневе?
  • Где он жил?
  • Кто были его отец? Мать ?
  • Какая была мать у И.С . Тургенева?
  • Что открыл для себя  И.С. Тургенев в судьбе немого  Андрея?
  • О чем он решил написать?
  1. Иконика. Образный строй.
  • Назовите образы – персонажи и способы их называния.

а) Герасим – (глухонемой ,неблагодарный  Барыня –глухарь. Леший, кикимора – степная -Хоритон)

б) Барыня .Какая  она была? Старая, жестокая, хмурая, недовольная.

  • Какие поступки  барыни показывают её жестокость?
  • Всегда ли она была жестокой?
  • Как она относилась к Герасиму?

в) Гаврила – дворецкий, лакей Степан, Татьяна, Каритон повора. Приживалка, Ерошка, староста.

     -Можно ли какие – то образы сгруппировать?

  1. Женский образ  2. Мужской образ  3. Капитон – Татьяна
  • Какие образы можно противопоставить? Почему?

г) Образы  животных : Муму – мумуня.

  • Опишите какая она была в начале, потом?
  • Почему Герасим к ней привязался?
  • Как относились к ней образы – персонажи?

 

  1. Предметный мир в произведении

а) Какие предметы окружают Герасима? (Двор, каморка, предметы в каморке)

     - Какие предметы сходны с описанием внешности Герасима (кровать из дубовых досок, стул -табуретка на 3-х ножках)

ІІІ. Самостоятельная работа в тетради.

     - Почему рассказ называется  « Муму»,а не «Герасим»?

IV. Групповая  работа

  • Какие временные пространства используются в произведении( день, ночь, лето, весна).
  • В какое время суток Герасим находит  Муму и в какое топит? (ночь)
  • Какие художественные пространства используются в тексте? (деревня, Москва , каморка, деревня.)
  • Как вы думаете, почему в рассказе чаще встречается кольцевая структура?

V. Работа у доски, в тетради.

Изобразите схематично жизнь Герасима.                                          

. жизнь____  .  1 год          . 1год           .________.         

  В деревне     Татьяна          Муму         деревня  

     1год

 

VI. Работа по вариантам. Таблица.  Пересказ по плану.

                  І – вариант.                                                           ІІ -вариант

1. Целая толпа продвигалась                                       1. Герасим выполняет обещание

    к каморке Герасима.                                                 2. Возвращение Герасима

2. Обещание Герасима                                                 3. В Москве  спохватились Герасима?

3. Герасим последний раз кормит Муму

VII. Работа в тетради.

         а) Какой смысл носит рассказ Тургенева «Муму»?

         б) Слово учителя

         г) В. Тургенев строит художественный мир, воссоздавая и пересоздавая наблюдаемые картины жизни.

  1. Буквальный, бытовой, социальный, исторический, нравственный, эстетический смыслы
  2. Объяснение ученикам

VIII. Итог урока. Домашнее задание: составить 5 вопросов к тексту и ответить на них.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе. И.С.Тургенев "Муму". Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа. »


Таскарасуская средняя школа с дошкольным миницентром








И. В. Тургенев «Муму»

«Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа».








Учитель русского языка и литературы:

Бакрамова Р. Р

















Тема: Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа.

И.В. Тургенев «Муму»

Цели:

  1. Научить учащихся анализировать прочитанное ,развивать умение

слушать и корректировать ответы товарищей.

  1. Развивать умение отстаивать свою точку зрения, распознавать через

художественный текст художественный мир писателя.

  1. Воспитать патриотические чувства, чуткость ,доброту, благородство, милосердие, сочувствие.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности


Оборудование: таблицы, иллюстрации к произведению


Ход урока



І. Организационный момент

ІІ. Опрос домашнего задания

ІІІ. Работа над новым материалом


  1. Сообщение цели урока

  2. Работа над текстом. Вступительное слово

  • С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? («Муму» И.С Тургенев)

  • Расскажите, что вы знаете о Тургеневе?

  • Где он жил?

  • Кто были его отец? Мать ?

  • Какая была мать у И.С . Тургенева?

  • Что открыл для себя И.С. Тургенев в судьбе немого Андрея?

  • О чем он решил написать?

  1. Иконика. Образный строй.

  • Назовите образы – персонажи и способы их называния.


а) Герасим – (глухонемой ,неблагодарный Барыня –глухарь. Леший, кикимора – степная -Хоритон)


б) Барыня .Какая она была? Старая, жестокая, хмурая, недовольная.

  • Какие поступки барыни показывают её жестокость?

  • Всегда ли она была жестокой?

  • Как она относилась к Герасиму?

в) Гаврила – дворецкий, лакей Степан, Татьяна, Каритон повора. Приживалка, Ерошка, староста.

-Можно ли какие – то образы сгруппировать?



  1. Женский образ 2. Мужской образ 3. Капитон – Татьяна

  • Какие образы можно противопоставить? Почему?

г) Образы животных : Муму – мумуня.

  • Опишите какая она была в начале, потом?

  • Почему Герасим к ней привязался?

  • Как относились к ней образы – персонажи?


  1. Предметный мир в произведении

а) Какие предметы окружают Герасима? (Двор, каморка, предметы в каморке)

- Какие предметы сходны с описанием внешности Герасима (кровать из дубовых досок, стул -табуретка на 3-х ножках)


ІІІ. Самостоятельная работа в тетради.

- Почему рассказ называется « Муму»,а не «Герасим»?

IV. Групповая работа

  • Какие временные пространства используются в произведении( день, ночь, лето, весна).

  • В какое время суток Герасим находит Муму и в какое топит? (ночь)

  • Какие художественные пространства используются в тексте? (деревня, Москва , каморка, деревня.)

  • Как вы думаете, почему в рассказе чаще встречается кольцевая структура?

V. Работа у доски, в тетради.

Изобразите схематично жизнь Герасима.

. жизнь____ . 1 год . 1год .________.

В деревне Татьяна Муму деревня


Деревня

1год


VI. Работа по вариантам. Таблица. Пересказ по плану.

І – вариант. ІІ -вариант

1. Целая толпа продвигалась 1. Герасим выполняет обещание

к каморке Герасима. 2. Возвращение Герасима

2. Обещание Герасима 3. В Москве спохватились Герасима?

3. Герасим последний раз кормит Муму


VII. Работа в тетради.

а) Какой смысл носит рассказ Тургенева «Муму»?

б) Слово учителя

г) В. Тургенев строит художественный мир, воссоздавая и пересоздавая наблюдаемые картины жизни.


  1. Буквальный, бытовой, социальный, исторический, нравственный, эстетический смыслы

  2. Объяснение ученикам


VIII. Итог урока. Домашнее задание: составить 5 вопросов к тексту и ответить на них.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бакрамова Роза Рахатовна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127665

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства