Тема:   Возвращение Герасима в деревню как нравственная  победа.  И.В. Тургенев «Муму»
Цели:
	- Научить учащихся анализировать прочитанное ,развивать умение     
 
                        слушать  и корректировать ответы товарищей. 
	- Развивать умение отстаивать свою точку зрения, распознавать через 
 
                       художественный текст художественный мир писателя.
	- Воспитать патриотические чувства, чуткость ,доброту, благородство, милосердие,  сочувствие.
 
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности
 
Оборудование: таблицы, иллюстрации к произведению
 
Ход урока
   І. Организационный  момент
    ІІ. Опрос домашнего задания
ІІІ. Работа над новым материалом
 
	- Сообщение цели урока
 
	- Работа над текстом. Вступительное слово
 
	- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? («Муму» И.С Тургенев)
 
	- Расскажите, что вы знаете о Тургеневе?
 
	- Где он жил?
 
	- Кто были его отец? Мать ?
 
	- Какая была мать у И.С . Тургенева?
 
	- Что открыл для себя  И.С. Тургенев в судьбе немого  Андрея?
 
	- О чем он решил написать?
 
	- Иконика. Образный строй.
 
	- Назовите образы – персонажи и способы их называния.
 
а) Герасим – (глухонемой ,неблагодарный  Барыня –глухарь. Леший, кикимора – степная -Хоритон)
б) Барыня .Какая  она была? Старая, жестокая, хмурая, недовольная.
	- Какие поступки  барыни показывают её жестокость?
 
	- Всегда ли она была жестокой?
 
	- Как она относилась к Герасиму?
 
в) Гаврила – дворецкий, лакей Степан, Татьяна, Каритон повора. Приживалка, Ерошка, староста.
     -Можно ли какие – то образы сгруппировать?
	- Женский образ  2. Мужской образ  3. Капитон – Татьяна
 
	- Какие образы можно противопоставить? Почему?
 
г) Образы  животных : Муму – мумуня.
	- Опишите какая она была в начале, потом?
 
	- Почему Герасим к ней привязался?
 
	- Как относились к ней образы – персонажи?
 
 
	- Предметный мир в произведении
 
а) Какие предметы окружают Герасима? (Двор, каморка, предметы в каморке)
     - Какие предметы сходны с описанием внешности Герасима (кровать из дубовых досок, стул -табуретка на 3-х ножках)
ІІІ. Самостоятельная работа в тетради.
     - Почему рассказ называется  « Муму»,а не «Герасим»?
IV. Групповая  работа
	- Какие временные пространства используются в произведении( день, ночь, лето, весна).
 
	- В какое время суток Герасим находит  Муму и в какое топит? (ночь)
 
	- Какие художественные пространства используются в тексте? (деревня, Москва , каморка, деревня.)
 
	- Как вы думаете, почему в рассказе чаще встречается кольцевая структура?
 
V. Работа у доски, в тетради.
Изобразите схематично жизнь Герасима.                                          
. жизнь____  .  1 год          . 1год           .________.          
  В деревне     Татьяна          Муму         деревня  
     1год
 
VI. Работа по вариантам. Таблица.  Пересказ по плану.
                  І – вариант.                                                           ІІ -вариант
1. Целая толпа продвигалась                                       1. Герасим выполняет обещание
    к каморке Герасима.                                                 2. Возвращение Герасима
2. Обещание Герасима                                                 3. В Москве  спохватились Герасима?
3. Герасим последний раз кормит Муму
VII. Работа в тетради.
         а) Какой смысл носит рассказ Тургенева «Муму»?
         б) Слово учителя
         г) В. Тургенев строит художественный мир, воссоздавая и пересоздавая наблюдаемые картины жизни.
	- Буквальный, бытовой, социальный, исторический, нравственный, эстетический смыслы
 
	- Объяснение ученикам
 
VIII. Итог урока. Домашнее задание: составить 5 вопросов к тексту и ответить на них.
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Урок в 5 классе. И.С.Тургенев "Муму". Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа. »
            
            
                                                              
 
  Таскарасуская средняя школа с дошкольным миницентром
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  И. В. Тургенев «Муму»
 «Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа».  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Учитель русского языка и литературы:  
  Бакрамова Р. Р
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
  
 
 Тема: Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа.  
  И.В. Тургенев «Муму»  
 Цели:  
  Научить учащихся анализировать прочитанное ,развивать умение  
 
  слушать и корректировать ответы товарищей.  
  Развивать умение отстаивать свою точку зрения, распознавать через  
 
  художественный текст художественный мир писателя.  
  Воспитать патриотические чувства, чуткость ,доброту, благородство, милосердие, сочувствие.
 
 Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности
  
 
  Оборудование: таблицы, иллюстрации к произведению
  
 
  Ход урока  
  
 
  
 
  І. Организационный момент  
  ІІ. Опрос домашнего задания  
  ІІІ. Работа над новым материалом  
  
 
   Сообщение цели урока  
  Работа над текстом. Вступительное слово  
 
   С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? («Муму» И.С Тургенев)  
  Расскажите, что вы знаете о Тургеневе?  
  Где он жил?
  Кто были его отец? Мать ?
  Какая была мать у И.С . Тургенева?  
  Что открыл для себя И.С. Тургенев в судьбе немого Андрея?  
  О чем он решил написать?  
 
   Иконика. Образный строй.  
 
   
 
  а) Герасим – (глухонемой ,неблагодарный Барыня –глухарь. Леший, кикимора – степная -Хоритон)
  
 
  б) Барыня .Какая она была? Старая, жестокая, хмурая, недовольная.  
   Какие поступки барыни показывают её жестокость?  
  Всегда ли она была жестокой?
  Как она относилась к Герасиму?  
 
  в) Гаврила – дворецкий, лакей Степан, Татьяна, Каритон повора. Приживалка, Ерошка, староста.  
   -Можно ли какие – то образы сгруппировать?
  
 
  
 
   Женский образ 2. Мужской образ 3. Капитон – Татьяна  
 
   г) Образы животных : Муму – мумуня.  
   Опишите какая она была в начале, потом?
  Почему Герасим к ней привязался?  
  Как относились к ней образы – персонажи?  
 
  
 
   Предметный мир в произведении  
 
  а) Какие предметы окружают Герасима? (Двор, каморка, предметы в каморке)
   - Какие предметы сходны с описанием внешности Герасима (кровать из дубовых досок, стул -табуретка на 3-х ножках)  
  
 
  ІІІ. Самостоятельная работа в тетради.  
   - Почему рассказ называется « Муму»,а не «Герасим»?
  IV. Групповая работа  
   Какие временные пространства используются в произведении( день, ночь, лето, весна).  
  В какое время суток Герасим находит Муму и в какое топит? (ночь)
  Какие художественные пространства используются в тексте? (деревня, Москва , каморка, деревня.)  
  Как вы думаете, почему в рассказе чаще встречается кольцевая структура?  
 
  V. Работа у доски, в тетради.  
  Изобразите схематично жизнь Герасима.  
  . жизнь____ . 1 год . 1год .________.  
  В деревне Татьяна Муму деревня  
  
 
  
 
 
  
  Деревня
  
  1год
  
 
 VI. Работа по вариантам. Таблица. Пересказ по плану.  
  І – вариант. ІІ -вариант
 1. Целая толпа продвигалась 1. Герасим выполняет обещание  
  к каморке Герасима. 2. Возвращение Герасима
 2. Обещание Герасима 3. В Москве спохватились Герасима?
 3. Герасим последний раз кормит Муму  
  
 
 VII. Работа в тетради.  
  а) Какой смысл носит рассказ Тургенева «Муму»?  
  б) Слово учителя  
  г) В. Тургенев строит художественный мир, воссоздавая и пересоздавая наблюдаемые картины жизни.  
  
 
   Буквальный, бытовой, социальный, исторический, нравственный, эстетический смыслы  
  Объяснение ученикам  
 
  
 
 VIII. Итог урока. Домашнее задание: составить 5 вопросов к тексту и ответить на них.