Цель урока: дать представление учащимся о жестокости крепостного права.
Задачи:
Обучающие: помочь обучающимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия; показать нравственное преображение Герасима.
Развивающие: развивать мышление, навык анализа прочитанного текста, умение делать выводы о прочитанном.
Воспитательные: прививать чувство уважения к другим людям, общечеловеческие, моральные и этические принципы и правила, воспитывать думающую личность, склонную к сочувствию и сопереживанию.
Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство.
Теория литературы: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.
Методы и средства обучения: индивидуальная работа, беседа, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, иллюстрации художников к рассказу.
Ход урока
1. Оргмомент.
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
За странный слог не обессудьте.
Ведь дальше прозой я скажу.
2. Стадия вызова
- Добрый день, ребята. Мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева.
Как вы понимаете высказывание : «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие»?
Почему на уроке мы говорим о жестокости? Назовите ключевые слова темы (Герасим, жестокость, протест - борьба). Еще в детстве Тургенев дал клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…
Какова цель урока?(Определить, в чем заключается протест героя)
Какими знаниями надо обладать, чтобы достичь цели?(знать главных героев, понимать их взаимоотношения, видеть основные черты характера героя)
3.Стадия осмысления
Рассмотрим репродукции художников. Кто изображен на них?
Что же такое крепостное право?
(Сообщение заранее подготовленного ученика)
Толковый словарь С. И.Ожегова содержит значение слова крепостной. Давайте послушаем его (Заранее подготовленный ученик читает определение).
Крепостной человек - Крепостной - 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин.
Итак, какие ассоциации у вас возникают со словом крепостной? (кластер на доске)
Рассказ «Муму» написан в 1852 году, за девять лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради:
1852 год – рассказ «Муму», 1861 год – отмена крепостного права.
Кто является прототипом Герасима? (Андрей, крепостной крестьянин по прозвищу Немой).
Чем история жизни немого Андрея отличается от судьбы Герасима?
Как в рассказе «Муму» отражается данная молодым писателем клятва? (борьба автора против крепостного права отразилась и в характерах героев, и в поведении, и в отношении друг к другу)
Поиграем: ответьте на вопросы, записанные на лепестках.
1.Кто главный герой рассказа?
2.Каким был Герасим?
3.Как чувствует себя Герасим в чужом мире?
4. Почему рассказ называется «Муму»?
5.Кто виноват в трагедии Герасима?
6. Почему Герасим ушел в деревню?
Последний лепесток мы оставим на конец урока (против чего направлен рассказ?)
Вспомните сюжет рассказа
Работа в группах по карточкам
Кратко ответьте на поставленные вопросы, составьте мини-рассказ.
1. Что вам понравилось в образе Герасима?
Как Герасиму жилось в доме барыни? Как относилась к нему хозяйка? Какова атмосфера барского дома, в котором разворачиваются события рассказа?
Как повлиял переезд в город на Герасима?
какая иллюстрация подходит к вашему ответу?
2. Расскажите о взаимоотношениях Герасима и Татьяны.
Чем Татьяна так полюбилась Герасиму и за что он ее потом отверг?
Какие качества характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне? Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?(он единственный пожалел, не утратил доброго расположения. Он великодушен – свидетельство нравственного превосходства)
Почему в повести эпизод находки Муму следует за эпизодом прощания с Татьяной? какая иллюстрация подходит к вашему ответу?
3.Расскажите о многочисленной дворне барыни. Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми? какая иллюстрация подходит к вашему ответу?
4. Как заботился Герасим о найденной собаке?Докажите, что Муму стала другом Герасима. Кто разрушает счастливое существование Герасима? Кто является исполнителем воли барыни? Почему Герасим осознанно и обдуманно убивает Муму?
Ответы групп. Оценивание
Вопросы учителя к классу:
На какие два периода можно разделить жизнь героя? (Жизнь в деревне – Жизнь в городе)
О жизни Герасима в деревне расскажет 1-ая группа. Что было основой жизни Герасима в деревне?
Но вот Герасима привезли в город.
Кто же виноват в случившемся с Герасимом? (Герасим крепостной, его жизнью распоряжается барыня)
Чужой среди дворовых, Герасим ищет родственную душу? Кто это? (Прачка Татьяна и собака Муму). Как относились дворовые люди к Герасиму?
О Герасиме и Татьяне расскажет 2-я группа.
Кто же виноват в трагедии Герасима? (Барыня, которая, не задумываясь, распоряжается судьбами)
О Герасиме и Муму расскажет 4-я группа.
Кто же виноват в смерти собаки? (Барыня, ее каприз, ее прихоть)
Какие черты характера Герасима проявляются в его поведении, поступках?
Важно было для барыни, чья это собака?
Физкультминутка :Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима.Посмотрите на него сверху-вниз, затем снизу – вверх. Нарисуйте по часовой стрелке носом овал – маленькую Муму, затем против часовой стрелки большой овал – повзрослевшую Муму.
-Откройте финал рассказа. Найдите в тексте, как пишет о силе и решительности Герасима автор? Какое художественное средство использует для этого? А теперь прочитайте финальные строки о жизни Герасима в деревне. Выделите ключевое слово в этом описании. (Ключевое слово по-прежнему)
1. Герасим освободился от крепостной покорности, но стал ли он свободным, освободился ли от рабства? Кем он по-прежнему остается? (Герасим по-прежнему крепостной)
2. Может он стать свободным от барыни, которая так бессердечно разрушила его жизнь? (Нет, не может; крепостное право отменили в 1861 году, а рассказ написан в 1852 году, значит Герасим останется крепостным)
3. Послушайте отрывок из статьи Ивана Аксакова “Загадки фигуры немого Герасима”: “В немом символическое олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, народа, который со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим”.
Согласны ли вы с таким решением “загадки фигуры немого Герасима?” Помогает ли нам эта статья понять смысл названия рассказа?
4. Тогда против чего направлен рассказ? (Против крепостного права, против угнетения людей, унижения человеческого достоинства. Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни.)
5. Каким вам нравится Герасим больше: в начале или в конце повести? Почему7
6. “Почему автор назвал свой рассказ “Муму”?
Такова авторская позиция писателя и гражданина, патриота своей страны И.С. Тургенева.
Рефлексия. Стратегия «1 минутное эссе».
Домашнее задание. Ответить на вопрос: Почему рассказ называется “Муму”?