развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья!
2. Активизация внимания.
Ребята, послушайте стихотворение и скажите о каком времени года идет речь.
( на фоне фильма о зиме читаю стихотворение В. Брюсова)
Серебро. Огни и блестки.
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Чёрно-белые вчера.
Это область чьей-то грёзы,
Это призраки и сны.
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
О каком времени года это стихотворение? (о зиме)
Какие картины природы вам представились? (ответы детей)
3. Объявление темы и целей урока.
Тема нашего урока: "Картины родной природы. Зима".
Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. А при помощи каких средств мы узнаем, выполнив исследовательскую работу.
Скажите, какова цель нашего исследования (определить как можно передать красоту зимней природы)
4. Работа по теме урока.
Представьте...
"Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром..."
Из какого стихотворения эти строчки? ("Береза")
Кто автор этого произведения? (Сергей Есенин)
Прочитайте стихотворение наизусть. (ОЦЕНКИ)
О каком времени года говорится в этом стихотворении? (о зиме)
По каким приметам вы это узнали? (принакрылась снегом, снежною каймой, горят снежинки)
Что необычного в хорошо знакомой нам березе вы увидели, прочитав стихотворение? (принакрылась...серебром, распустились кисти белой бахромой, заря обсыпает ветки новым серебром)
Какие краски вы использовали бы для этого стихотворения? (белый, серебристый, золотистый)
К каждой части стихотворения подберите часть картинки подходящего цвета.
Задание выполняем в парах.
Проверка: дети читают по частям и называют цвет, который выбрали.
Учитель на доске вслед за детьми складывает макет берёзы.
Какое дерево у нас получилось? ( береза)
Как вы думаете, почему именно березе Сергей Есенин посвятил своё стихотворение? ( береза- символ русской природы)
Берёза- символ России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели в своем творчестве обращаются к её образу. Много прекрасных слов сказано о березе. Но не только поэты и писатели обращаются к образу березы, но и художники.
Мы увидели березу в таких красках, а известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы Игорь Эммануилович Грабарь, сумел уловить и передать своеобразие зимней березки на картине "Февральская лазурь".
Посмотрите на картину и скажите, какие цвета использовал художник, когда писал эту картину? ( белый, синий, голубой...)
Возьмите словарик и познакомьтесь с оттенки которые могут иметь эти цвета.
Используя словарь, скажите какие оттенки цветов использовал художник для описания ствола березы? (.....................)
Какими красками автор рисует ветви березы(......................)
Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е. на горизонте? (........................................................)
А снег- какой он на солнце и в тени? (...............................)
Как вы думаете, удалось ли художнику передать красоту зимней природы(Да, удалось)
А с помощью чего художник передает нам эту красоту? ( при помощи красок)
краски
Учитель крепит на макете, а ученики подписывают на опорном конспекте - березке.
Таким образом, делаем вывод , красоту зимней природы можно передать при помощи красок.
Мы познакомились с двумя произведениями, изображающими красоту зимней березки. Скажите, что общего вы нашли в этих произведениях? ( изображение зимы, березки)
А в чем отличие? (на картине береза изображается при помощи красок, а в стихотворении "Береза" при помощи слов)
Но не обычных слов, а самое интересное как поэт рассказывает об этом, используя... (изобразительно-выразительные средства)
Послушаем еще одно стихотворение Сергея Есенина "Поет зима - аукает..." и попробуем найти изобразительно-выразительные средства, которые использует поэт в этом стихотворении.
но прежде чем начать читать, немного отдохнем и подготовим наши глазки к чтению.
Физминутка для глаз.
Выразительное чтение стихотворения. (ОЦЕНКИ).
Какие звуки зимы вы услышали при чтении стихотворения? (зима поёт, аукает, лес баюкает, стозвон сосняка, рев вьюги)
Какими выразительными средствами они переданы? (олицетворениями)
Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете? ( эпитеты, метафоры, сравнения, противопоставления)
Сейчас мы вместе попробуем услышать песню зимы и записать мелодию на этом нотном стане. (На доску- макет нотного стана)
Нотами будут служить наши помощники средства художественной выразительности.
Работаем в группах.
Используя словарик изобразительно-выразительных средств, попробуйте найти их в тексте стихотворения.
4 группа- сравнения и олицетворения (выдается нота зеленого и оранжевого цвета)
Проверка: один человек из каждой группы называет найденный выразительные средства и крепит свою нотку на нотном стане.
Сделаем вывод, какими же средствами поэт передает красоту зимней природы в своем стихотворении? (изобразительно-выразительными)
изобразительно-выразительные средства
Учитель крепит на макете, а ученики подписывают на опорном конспекте - березке
Посмотрите, какая красивая мелодия у нас получилась! Сергей Есенин смог услышать и передать звуки, мелодию зимы. И все стихотворение поэта очень мелодично, неслучайно композитор Георгий Свиридов написал музыку на эти стихи. Сейчас мы услышим этот романс.
Просмотр видео ролика.
Скажите, как композитор передает красоту зимней природы? (при помощи звуков)
звуки
Учитель крепит на макете, а ученики подписывают на опорном конспекте - березке
На протяжении урока мы провели большую исследовательскую работу. Посмотрите на нашу березку и скажите, при помощи каких средств можно передать картины зимы? (при помощи красок, изобразительно-выразительных средств, звуков)
Попробуем и мы , используя все эти средства, передать красоту этого удивительного времени года.
Перед вами лежат репродукции картин , на которых изображены зимние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то в поле, кто-то у реки. Напишите сочинение-миниатюру о том, какие звуки вы услышали, какие краски увидели.
Проверка: зачитываем 2-3 сочинения.
Чьё сочинение больше понравилось? Почему? (оценивание учеников)
5. Домашнее задание: нарисуйте иллюстрацию к вашему сочинению.
6. Итоги урока
7. Рефлексия
Если вам удалось не только прочувствовать, представить картины, но и услышать звуки зимы, тот кто считает, что урок прошел плодотворно, выбирает белую снежинку, а если не все удалось, то голубую.