kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по литературе "Басни И.А. Крылова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по литературе в 5 классе в игровой форме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по литературе "Басни И.А. Крылова»

Разработка обобщающего урока по литературе: «Басни И.А. Крылова»

5 класс

Учитель русского языка и литературы МКОУ Вигская СОШ

Чухломского района Костромской области Князева О.А.


Важным условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала в процессе обучения является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний. Но чтобы уроки по обобщению материала были интересны детям, нужно построить нестандартный урок

Разрабатывая обобщающий урок, необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке.

В современной школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают индивидуальную ответственность школьников за результат учебного труда. Эти задачи можно успешно решать, используя технологию игровых форм обучения. Игра, как метод обучения, организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Через игру решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний. Использование игровых технологии на уроках обобщения повышает активность учеников, у них появляется интерес к предмету, желание узнать новое, победить.


Тема: Обобщающий урок по басням И.А.Крылова

Цель: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова,

  • умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма урока: игра.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням

Эпиграф: «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне - улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.


II. Вхождение в тему урока. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. Какова цель нашего урока?

- Сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.

Класс делится на 2 команды. Учитель знакомит с правилами работы в группах

В дружной работе – залог успеха!

Вы команда, значит, работать должны все!

Быстро и чётко распределяйте обязанности.

Умейте выслушать товарища.

Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного.

Верьте: у вас всё получится!

За каждый правильный ответ команда получает картинку животного – героя басни Крылова.

III. Активизация познавательной деятельности учащихся

Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «жизнь и творчество И.А. Крылова». Восстановите текс.

И.А.Крылов родился в …году Москве в … семье. Крылову с десяти лет пришлось работать … в Тверском суде.. Систематического образования он не получил, но самостоятельно овладел … языками. Увлекался…, рисовал и играл на ….

Крылов был известен как драматург, но всемирную славу ему принесли сначала переводы басен …, а потом и его самостоятельные произведения этого жанра. В … лет написал первую басню.

Девять книг включают более … басен.

В 1812 стал … только что открывшейся Публичной библиотеки,

где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. 9 ноября 1844 в возрасте … лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. В 1855 году … Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе.

IV. Литературная игра

1. Конкурс «Блиц-турнир». Повторение литературоведческих терминов

Каждой команде задаются вопросы. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

  • короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. (басня)

  • А какое художественное средство используется в басне?

( Аллегория)

  • А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (мораль)

  • Какая басня Крылова заканчиваются следующими словами:

Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды? («Свинья под дубом»)

  • Какому событию российской истории посвящена басня И.А.Крылова «Волк на псарне?» (войне 1812 года)

  • Что высмеивает басня? (человеческие пороки)

  • Художественный прием, заключающийся в перенесении человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)

  • Человек, пишущий басни. (Баснописец.)

  • Самый известный русский баснописец. (И.А.Крылов.)

  • Герои басни (животные)

2. Конкурс «Картинная галерея»

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.

Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.



























3. «Найди пару»

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза -Муравей),

Одна команда готовит задание другой команде: на листочке записывают героя басни, затем обмениваются листочками и дописывают пару. Баллы получают за оба выполненных задания.

Физкультминутка

4. Узнаем героя по реплике.

В данном случае можно оценивать не только правильно названного героя, но и название басни

  • «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

  • «А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком» ( Кот Васька, «Кот и Повар»)

  • «Лишь были б жёлуди:

Ведь я от них жирею» (Свинья, «Свинья под дубом»)

  • «А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» (Петух, «Кукушка и Петух»)

  • «Я удавилась бы с тоски,

Когда б на неё хоть чуть была похожа» (Мартышка, «Мартышка и зеркало»)


5. А теперь давайте вспомним басни Крылова, поработаем в парах, разгадаем кроссворд















По горизонтали. 1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. 3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…». 6. «…мне от роду нет году». 8. Кто сказал: «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же попляши!» 9. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. 10. Фамилия русского баснописца.
По вертикали. 2. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. 4. «… и Моська». 5. Кому достался сыр. 7. Один из основоположников жанра басни, был рабом. 8. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.


Ответы:

По горизонтали. 1. Басня. 3. Волк. 6. Ягнёнок. 8. Муравей.

9. Олицетворение.10.Крылов.
По вертикали. 2. Аллегория. 4. Слон. 5. Лиса. 7. Эзоп. 8. Мораль.


6. Объясни смысл крылатых выражений из басен И.А.Крылова.

1.«Слона – то я и не приметил…» (Что – то важное не было замечено.)

2. « А воз и ныне там…» (Дела не сдвинулись с места.)

3. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку…» (Угодничество.)

4. «…Рыльце у тебя в пушку…» (В чем - то виноват и пытается это скрыть.)

5. «Когда в товарищах согласья нет…» (Если нет договоренности, ничего нельзя решить.)

7. Инсценирование басни.

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.

Оценивание по 5-балльной шкале.

Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).

« Свинья под дубом»

Что высмеивает автор в этой басне?

V. Подведение итогов урока.

Объявление результатов соревнования между командами.


Оценочный лист.

Группа №____________________

Вид задания

Количество баллов

1. Конкурс «Блиц-турнир».


2. Конкурс «Картинная галерея»


3. «Найди пару»


4. Узнаем героя по реплике.


5. Разгадаем кроссворд


6. Объясни смысл крылатых выражений из басен И.А.Крылова


7. Инсценирование басни


Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.


VI. Рефлексия деятельности

- Ребята, продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне это нужно знать…

Оказалось для меня сложным…

Мне было интересно…

У меня появилась идея…

VII. Домашнее задание. Проект «Русские баснописцы»

Использованные материалы:

Информационные сайты:

www.arttrans.com.ua

www.childhoodbooks.ru

http://www.krylov.net.ru/

http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010420/1010420a1.htm

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/ivan_krylov/index1.html






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по литературе "Басни И.А. Крылова

Автор: Князева Ольга Александровна

Дата: 24.10.2017

Номер свидетельства: 434174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Обобщающий урок биологии по теме "Лист и корень" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "obobshchaiushchii-urok-biologhii-po-tiemie-list-i-korien-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "249414"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446897742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок-викторина "Знатоки басен дедушки Крылова" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-viktorina-znatoki-basien-diedushki-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "223745"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438094550"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(50) "urok-ighra-po-basniam-i-a-krylova-v-5-klassie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "251299"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227716"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Урок литературы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(28) "urok-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "204431"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429645019"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«В царстве басен И.А. Крылова»  (урок внеклассного чтения  в 5 классе  по творчеству И.А. Крылова)"
    ["seo_title"] => string(100) "v-tsarstvie-basien-i-a-krylova-urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-5-klassie-po-tvorchiestvu-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "308360"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458570715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства