kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок биологии по теме "Лист и корень" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме лист и корень в форме интегрированного урока с литературой на основе басни Крылова "Листы и корни". Учащиеся закрепляют знания о строении и функциях листьев и корней, их роли в природе и жизни человека. Учатся определять взаимосвязи и выделять причинно-следственные связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 6 классе на тему - И. А. Крылов»

План-конспект урока литературы в 6 классе на тему:

«И.А. Крылов. Басня. Аллегория.

Цели: расширить знания о баснописце и его баснях, развить понятие мораль, аллегория, иносказание.

Задачи.

  1. научить определять мораль, характеры героев басен

  2. развивать навыки выразительного чтения

  3. воспитывать уважение к труду других и собственную скромность.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение басен.

Теория: басня, аллегория, мораль, иносказание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран. CD- диск «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» Уроки литературы 5-6 класс»


На доске: Иван Андреевич Крылов(1769-1844)

«Люблю, где случай есть пороки пощипать!» И.А. Крылов.

  • Басня - короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.

  • Аллегория(иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)

  • Мораль – нравоучительный вывод.

Ход урока.

I.Вспоминаем И.А. Крылова

Слово учителя.

Ребята, мы еще в прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя. Надеюсь, сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым, а старых знакомых надо знать в лицо.

На экране портрет И.А. Крылова.

-И знать важные моменты биографии. Я просила вас вспомнить их.

Ребята говорят о том, где, в какой семье родился Крылов. Как он провел детство.

Какими талантами обладал И.А. Крылов?(Он писал пьесы, издавал журнал, хорошо рисовал, и был очень артистичен)

Комментарий учителя. Однажды его друг Николай Иванович Гнедич – известный переводчик «Иллиады" и «Одиссеи» предложил выучить древнегреческий на спор. Прошло два года. Гнедич вспомнил о старом споре, а Крылов вдруг предложил устроить ему экзамен. Принесли книги. Крылов, хитро улыбаясь, читал и переводил без запинки каждую страницу. Гнедич был поражен – он- то понимал, сколько труда надо было затратить, чтобы выучиться древнегреческому языку. Этот пример говорит о многообразии талантов писателя. Но главным все же для него стало сочинение басен.

Известный в то время баснописец И.И. Дмитриев, придя в восторг от басен И.А. Крылова, говорил: « Это ваш род, вы нашли его». Действительно, Ивану Андреевичу очень повезло. Он занимался тем делом, для которого был предназначен. Поверьте, в жизни это бывает не так уж и часто.

В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова.

II.МИНИ-викторина.

В прошлом году вы уже познакомились с некоторыми баснями И.А. Крылова Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова:

-Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей)

-Голубушка, как хороша (Лисица)

-Вот то-то мне и духу придает

Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)

Определить, кому принадлежат вещи, из какой басни И.А.Крылова

1. Очки. ("Мартышка и очки")
2. Ноты. ("Квартет")
3.Тарелка. ("Демьянова уха»)

  • Что же такое басня?

Ребята предлагают варианты ответов, списывают определение с доски.

  • Как вы понимаете слово аллегория (иносказание)?

Ребята предлагают свои варианты, затем списывают определение с доски.

На вопрос: почему вы избрали такой род стихотворений Иван Андреевич говорил:

« Ведь звери мои за меня говорят». А свои то мысли он высказывал в морали басни.

А мораль басни-это… (отвечают, затем списывают определение с доски)

Слово учителя


Какие вы молодцы! Я очень рада вашей активности. Знаете, сейчас почему-то многие считают, что дети не любят читать книги, в том числе и басни И.А. Крылова. Вы хотите поспорить с этим мнением? Пожалуйста, чем вам нравятся басни Крылова? ( мало описаний, диалог, понятен смысл, многие фразы стали «крылатыми», герои легко запоминаются, басни легко разыгрывать, через смех легко понять серьезные выводы.)

Запись в тетрадь.

Особенности басен Крылова.

-присутствие рассказчика

-диалог между действующими лицами

-четкая мораль

-противопоставление действующих лиц (антитеза)

-ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

-ИРОНИЯ

-АЛЛЕГОРИЯ-ИНОСКАЗАНИЕ

III.«Листы и корни»

Учитель выразительно читает басню.

  • Какой характер у листьев?(самодовольные, капризные, заносчивые)

  • Кого Крылов имел ввиду, изображая листья?(высшее общество, власть, начальство)

  • А какие корни?(трудолюбивые, терпеливые)

  • Кого он здесь подразумевал? Для того чтобы лучше понять мораль я подскажу вам. Басня была написана в 1811 году (Крылов говорит о равном участии власти и народа в общественной жизни. Это было очень важно перед началом Отечественной войны 1812 года)

  • Что высмеивает Крылов? (человеческие качества - самодовольство, эгоизм и социальное неравенство)

Кто противопоставляется в этой басне? (листы и корни, власть и народ)

Противопоставление называется антитеза.

Слово учителя.

Я прочитала басню «Листы и корни». Как я ее прочитала?(выразительно, изображая героев, делая паузы, помогая мимикой и жестами). Другую басню, с которой мы сегодня познакомимся на уроке «Ларчик» я хочу, чтобы вы прочитали сами. У вас на столе лежит текст со специальными пометками. Слова, на которые нужно сделать ударение выделены, паузы обозначаются знаком /, интонация повышается, интонация понижается. (Приложение1)
Ученик по желанию читает басню.

  • О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)

  • Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)

«Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;»

«Механик пуще, рвется.

Потел, потел; но наконец устал..»



Давайте посмотрим, как рассказывают известную басню «Ворона и лисица» в мультфильме. Обратите внимание на интонацию актеров.

Показ мультфильма «Ворона и лисица»

Слово учителя.

В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

Домашнее задание.

1.Выучить записи в тетради.

2. Объединиться в группы и разыграть басни. Использовать реквизит и детали костюмов.

5


Просмотр содержимого презентации
«итегрир. урок 6 класс листы и корни»

И. А. Крылов. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

И. А. Крылов.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844) Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский  К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Басня как жанр ■  Краткий рассказ, часто стихотворный ■  Диалог ■  2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■ Использование просторечной лексики ■  Аллегория (иносказание) ■  Лаконизм ■  Сатирическое изображение ■  Афористичность языка ■  Герои – чаще животные ■  Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь ■  Олицетворения

Басня как жанр

Краткий рассказ, часто стихотворный

Диалог

2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

Использование просторечной лексики

Аллегория (иносказание)

Лаконизм

Сатирическое изображение

Афористичность языка

Герои – чаще животные

Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь

Олицетворения

Чему учат басни Крылова? Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Чему учат басни Крылова?

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Басня  - короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.

Басня

- короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.

Аллегория(иносказание) изображение отвлеченного понятия через конкретный образ  (осел – глупость, лиса- хитрость)

Аллегория(иносказание)

  • изображение отвлеченного понятия через конкретный образ

(осел – глупость, лиса- хитрость)

Закончи предложения и получится рассказ - Корень – это… -Различают……, ……., …….корни. - Корневая система – это………. -Корневая система бывает………. и …………., например………. -Корень выполняет важные функции: …… ., …..,…., например…….

Закончи предложения и получится рассказ

- Корень – это…

-Различают……, ……., …….корни.

- Корневая система – это……….

-Корневая система бывает………. и …………., например……….

-Корень выполняет важные функции:

…… ., …..,…., например…….

виды корней придаточные главный Все корни растения образуют его корневую систему. В корневых системах растений выделяют три типа корней:  главный – развивающийся из зародышевого корешка;  боковые – отходящие от главного корня;  придаточные – образующиеся на нижней части стебля. боковые 8

виды корней

придаточные

главный

Все корни растения образуют его корневую систему.

В корневых системах растений выделяют три типа корней:

  • главный – развивающийся из зародышевого корешка;
  • боковые – отходящие от главного корня;
  • придаточные – образующиеся на нижней части стебля.

боковые

8

Корневые системы различных растений могут относиться к одному из двух типов.  Если у растения развивается хорошо различимый главный корень и от него отходят многочисленные боковые, то такую корневую систему называют стержневой.  В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней. 9

Корневые системы различных растений могут относиться к одному из двух типов.

  • Если у растения развивается хорошо различимый главный корень и от него отходят многочисленные боковые, то такую корневую систему называют стержневой.
  • В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней.

9

Опорная. Любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвленным корням.  Питающая. С помощью корней растения получают воду и минеральные соли.  Запасающая. В корнях многих растений откладываются про запас питательные вещества.
  • Опорная. Любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвленным корням.
  • Питающая. С помощью корней растения получают воду и минеральные соли.
  • Запасающая. В корнях многих растений откладываются про запас питательные вещества.

10

10 10

10

10

10

10

Внешнее строение листа основание листа черешок листовая пластинка Лист растения  Основная часть листа обычно плоская и расширенная. Ее называют листовой пластинкой.  От листовой пластинки у большинства листьев отходит черешок. Он гораздо уже листовой пластинки и похож на стебелек. Черешок может менять свое положение в пространстве, поворачивая при этом и листовую пластинку. Особенно хорошо это видно, когда листья колышутся даже при легком ветре. Именно благодаря черешку лист может поворачивать свою листовую пластинку к свету так, чтобы на нее попадало как можно больше солнечных лучей. Место прикрепления черешка к стеблю всегда немного расширено. Это основание листа. 14

Внешнее строение листа

основание листа

черешок

листовая пластинка

Лист растения

  • Основная часть листа обычно плоская и расширенная. Ее называют листовой пластинкой.
  • От листовой пластинки у большинства листьев отходит черешок. Он гораздо уже листовой пластинки и похож на стебелек. Черешок может менять свое положение в пространстве, поворачивая при этом и листовую пластинку. Особенно хорошо это видно, когда листья колышутся даже при легком ветре. Именно благодаря черешку лист может поворачивать свою листовую пластинку к свету так, чтобы на нее попадало как можно больше солнечных лучей.
  • Место прикрепления черешка к стеблю всегда немного расширено. Это основание листа.

14

Многообразие листьев Листья очень разнообразны и по форме, и по строению. Листья можно разделить по следующим признакам:  наличию или отсутствию черешка;  количеству листовых пластинок, прикрепленных к черешку;  форме листовой пластинки;  форме края листовой пластинки;  жилкованию листьев;  видоизменениям листьев. 15

Многообразие листьев

Листья очень разнообразны и по форме, и по строению.

Листья можно разделить по следующим признакам:

  • наличию или отсутствию черешка;
  • количеству листовых пластинок, прикрепленных к черешку;
  • форме листовой пластинки;
  • форме края листовой пластинки;
  • жилкованию листьев;
  • видоизменениям листьев.

15

Фотосинтез свет углекислый газ органические вещества хлорофилл вода кислород Фотосинтез – это процесс, протекающий в  зелёных листьях  растений на  свету , при котором из  углекислого  газа  и  воды  образуются  органические вещества и  кислород. 16

Фотосинтез

свет

углекислый газ

органические вещества

хлорофилл

вода

кислород

  • Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету , при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород.

16

Значение фотосинтеза Образование органических  веществ Преобразование  световой энергии в химическую Выделение в атмосферу кислорода Контроль за содержанием углекислого газа в атмосфере Образование озонового слоя

Значение фотосинтеза

Образование

органических

веществ

Преобразование

световой энергии

в химическую

Выделение в атмосферу

кислорода

Контроль за содержанием

углекислого газа

в атмосфере

Образование

озонового слоя

Мораль – нравоучительный вывод.

Мораль

нравоучительный вывод.

Антитеза  - противопоставление

Антитеза

- противопоставление

Листы и корни /власть и народ

Листы и корни

/власть и народ

Сегодня на уроке я узнал(а)  По литературе……………………………… По биологии…………………………………

Сегодня на уроке я узнал(а)

По литературе………………………………

По биологии…………………………………


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок биологии по теме "Лист и корень" 6 класс

Автор: Пьянкина Светлана Александровна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249414


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства