kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-викторина "Знатоки басен дедушки Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока- викторины:

- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Личностные:

      *    умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: викторина.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория5 класс
 

УМК:
— Литература. 
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. М.А. Снежневская и др. – М.:Мнемозина, 2011
 — Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебникам-хрестоматиям Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф.  и др. «Литература. 5 кл.» /О.Б.Беломестных. – М.: Издательство «ВАКО», 2002 
— раздаточный материал;
— технические средства обучения
 

Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с текстами басен;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудованиекарточки с текстами произведений, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
 

 Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

 Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку.

Эпиграф:

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И.А.Крылов

Организационная структура урока:

  1. Вхождение в тему урока.

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

Ребята, мы с вами нескольких уроков назад знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова.
II. Слово о баснописце И.А.Крылове.

14 февраля исполняется 245 лет со дня рождения И.А.Крылова. Он оставил нам в наследство более 200 басен, проникнутых сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н.В.Гоголь называл басни Крылова «… книгой мудрости самого народа». И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 

III. Викторина. В викторине участвуют  две команды.

1) Конкурс-разминка

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух) 
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

2)  Конкурс«Доска объявлений» (Слайд 2)

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

 Ответы: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»

3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 3- 12)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) «Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Квартет

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________  на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день ___________  к ручью  напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________    Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить __________

Моё

5) «Я тебя знаю»

По отрывкам определите, из какой басни они взяты.

- А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.  («Квартет»)

- Ворона каркнула во все воронье горло. («Ворона и Лисица»)

- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Рак и Щука»)

- Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Рак и Щука»)

- Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»)

- У сильного всегда бессильный виноват.(«Волк и Ягненок»)

- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)

- А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

- Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. («Квартет»)

- Навозу кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно. («Петух и жемчужное зерно»)

6) «Ребусы» (Слайд 13)

Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»

7) Игра со зрителями (Слайд 14)

Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

Не только солнца я препятствую лучам,

Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,

Стою и твёрд и прям.

Как будто б ограждён ненарушимым миром.

Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.

Хотя б уж ты в окружности росла,

Густою тению ветвей моих покрытой,

От непогод бы я быть мог твоей защитой;

Но вам в удел природа отвела Брега бурливого Эолова владенья.

Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

8) «Ларчик» (Слайд 15- 20)

– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой.(Учитель из «сундучка» поочередно выводит на экран предметы. Задача учеников назвать героя и басню.)

жёлуди–свинье«Свинья под дубом»

кусочек сыра – Вороне «Ворона и Лисица»

тарелка ухи–Демьяну «Демьянова уха»

скрипка– мартышке «Квартет»

кисть винограда – хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

9) «Домашнее задание»

– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, пора узнать, какие вы баснописцы. Проверяем ваше домашнее задание.

10) Подведение итогов урока.  

Объявление результатов соревнования между двумя командами.

IV.Заключительное слово учителя. (Слайд 21).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (Слайд 22):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
 

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина "Знатоки басен дедушки Крылова" »

Викторина: «Знатоки басен дедушки Крылова» в 5 классе

Цель урока- викторины:

- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Личностные:

* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: викторина.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория5 класс

УМК:
— Литература. 
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. М.А. Снежневская и др. – М.:Мнемозина, 2011
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебникам-хрестоматиям Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. и др. «Литература. 5 кл.» /О.Б.Беломестных. – М.: Издательство «ВАКО», 2002 
— раздаточный материал;
— технические средства обучения

Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с текстами басен;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудованиекарточки с текстами произведений, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку.








Эпиграф:

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И.А.Крылов


Организационная структура урока:

  1. Вхождение в тему урока.

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

Ребята, мы с вами нескольких уроков назад знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова.


II. Слово о баснописце И.А.Крылове.

14 февраля исполняется 245 лет со дня рождения И.А.Крылова. Он оставил нам в наследство более 200 басен, проникнутых сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н.В.Гоголь называл басни Крылова «… книгой мудрости самого народа». И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 


III. Викторина. В викторине участвуют две команды.


1) Конкурс-разминка.

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух) 
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

2) Конкурс«Доска объявлений» (Слайд 2)

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.


 Ответы: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»

3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 3- 12)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) «Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.



Квартет

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.



Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________ на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.



Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.


Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________ Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить __________

Моё

5) «Я тебя знаю»

По отрывкам определите, из какой басни они взяты.

- А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

- Ворона каркнула во все воронье горло. («Ворона и Лисица»)

- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Рак и Щука»)

- Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Рак и Щука»)

- Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»)

- У сильного всегда бессильный виноват.(«Волк и Ягненок»)

- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)

- А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

- Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. («Квартет»)

- Навозу кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно. («Петух и жемчужное зерно»)







6) «Ребусы» (Слайд 13)


Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»



7) Игра со зрителями (Слайд 14)

Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

Не только солнца я препятствую лучам,

Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,

Стою и твёрд и прям.

Как будто б ограждён ненарушимым миром.

Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.

Хотя б уж ты в окружности росла,

Густою тению ветвей моих покрытой,

От непогод бы я быть мог твоей защитой;

Но вам в удел природа отвела Брега бурливого Эолова владенья.

Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

8) «Ларчик» (Слайд 15- 20)

– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой.(Учитель из «сундучка» поочередно выводит на экран предметы. Задача учеников назвать героя и басню.)

жёлуди–свинье«Свинья под дубом»

кусочек сыра – Вороне «Ворона и Лисица»

тарелка ухи–Демьяну «Демьянова уха»

скрипка– мартышке «Квартет»

кисть винограда – хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

9) «Домашнее задание»

– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, пора узнать, какие вы баснописцы. Проверяем ваше домашнее задание.

10) Подведение итогов урока.

Объявление результатов соревнования между двумя командами.





IV.Заключительное слово учителя. (Слайд 21).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.



Стихотворение П.Вяземского (Слайд 22):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-викторина "Знатоки басен дедушки Крылова"

Автор: Константинова Елена Георгиевна

Дата: 28.07.2015

Номер свидетельства: 223745

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства