Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (глава «Казнь Тараса»)
Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (глава «Казнь Тараса»)
Тема урока: Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (глава «Казнь Тараса»)
Цели урока:
1.познакомить учащихся с содержанием главы, с понятиями «повесть »и «пейзаж».
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты Н. Гоголя, иллюстрации к повести, интерактивная доска
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Пересказ глав «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»
3.Изучение нового материала
* Комментированное чтение главы «Казнь Тараса»;
* Словарная работа
*Вопросы к главе:
-Как Тарас мстил врагу за смерть Остапа?
-Кто настиг казаков?
-Где это случилось?
-Как враги захватили Тараса Бульбу?
-Какую казнь придумали для Тараса?
-О чём думал Тарас в последние минуты жизни?
-Чем помог он своим товарищам?
4. Закрепление изученного материала.
Запись в тетрадь:
Повесть – описание ряда связанных между собой событий,эпизодов из жизни главного героя и других действующих лиц.
Пейзаж – описание природы в художественном произведении. Пейзаж исползуют писатели для того, чтобы ярче и глубже показать чувства и переживания героев.
4. Домашнее задание: стр. 85-88, пересказ
5. Подведение итогов занятий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (глава «Казнь Тараса»)»
8 класс Урок 1 Русская литература
Тема урока: Абай Кунанбаев. Двадцать пятое слово- назидание
Цели урока:
1.познакомить учащихся с двадцать пятым словом-назиданием Абая, с понятием «двуязычие», с учебником русской литературы и задачами курса литературы в 8 классе;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание изучать русский язык
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет Абая, «Слова-назидания» акына
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала
* Знакомство с учебником и задачами курса литературы в 8 классе
* Беседа о книге акына «Слова-назидания»
* Чтение учителем 25-го Слова с попутным толкованием слов и выражений.
* Работа по вопросам и заданиям, стр.5-6
* Комментированное чтение фрагментов из статей М. Ауезова «Абай и мировая культура» и Ч. Айтматова «Бессмертие народа – в его языке» и беседа по их содержанию.
* Знакомство с понятием «двуязычие» (билингвизм)
- Беседа о двуязычных писателях и поэтах Казахстана и СНГ
3. Закрепление изученного материала.
-Уровневые задания по группам
Контрольные вопросы:
ІІІ уровень: № 1-2;
ІІ уровень : № 3-4;
І уровень: № 5-6;
Письменно ответьте на вопросы к тексту.
4. Домашнее задание: пересказ статьи, стр.4-5
5. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 2 Русская литература
Тема урока: И.В. Гете «Ночная песнь странника», М.Ю. Лермонтов «Из Гете», Абай «Қаранғы түнде тау қалғып»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с художественным и подстрочным переводом стихотворения «Ночная песнь странника» И.В. Гете
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся эстетический вкус
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты Абая,
М. Лермонтова, В.Белинского
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Пересказ 25-го «Слова» Абая
Изучение нового материала
* Продолжить ряд ассоциаций: у казахов – Абай, у русских – (Пушкин), у англичан – (Шекспир), у итальянцев – (Данте), у немцев – (Гете).
* «Все они писали на разных языках, но у них «созвучие духа, созвучие таланта, единство разноязычия» Герольд Бельгер
* Как вы понимаете эти слова?.
* Чтение стихотворения «Ночная песнь странника» Гете и высказываний о нем М. Шагинян и Г. Бельгера
4.Закрепление изученного материала.
*работа по вопросам, стр. 10-11
*чтение стихотворения М.Лермонтова
*анализ по вопросам, стр.12
*комментированное чтение высказываний В.Белинского, Бельгера, И. Андронникова
*Самостоятельное чтение стихотворения Абая
*Комментированное чтение фрагмента из романа М.Ауезова «Путь Абая»
5. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Гете и перевод
М. Лермонтова, стр.4-5
6. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 3 Русская литература
Тема урока: И.В. Тургенев «Восточная легенда»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с жанром «стихотворение в прозе», «аполог» на примере «Восточной легенды» И.С. Тургенева;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание помогать нуждающимся, милосердие и сострадание.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет
И.С. Тургенева
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
выучить наизусть стихотворение Гете и перевод
М. Лермонтова, стр.4-5
3.Изучение нового материала
*Краткий рассказ учителя о жанре «стихотворение в прозе» И.С. Тургенева и одном из них «Восточной легенде», сюжетно близкой к поэме Абая «Масгут».
4.Закрепление изученного материала.
-Комментированное чтение легенды.
-Словарная работа.
-Анализ произведения по вопросам
*Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме?
*Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»?
*Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко?
5. Домашнее задание: стр.15-16, пересказ легенды
6. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 4 Русская литература
Тема урока: Стихотворная и прозаическая речь
Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие о стихотворной и прозаической речи;
2.развивать умение определять различие стихотворной речи
от прозаической;
3.воспитывать у учащихся внимание и любознательность.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, сборник стихотворений на русском языке (любой)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
стр.15-16, пересказ « Восточной легенды» И.С. Тургенева
3.Изучение нового материала
*Краткий рассказ учителя об особенностях стихотворной и прозаической речи
*Составление диаграммы Венна
Прозаическая речь
-обычная графика
-абзацы
-нет рифмы
-ритм прозаический
Стихотворная речь
-особая графика
-строфы
-рифма
-ритм
4.Закрепление изученного материала.
-Учащимся раздаются сборники стихотворений
Задание: -определить ритм, расположение ударных и безударных слогов
-парная рифма или нет
5. Домашнее задание: стр.18-20, пересказ
6. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 5 Русская литература
Тема урока: А. Никитин «Хождение за три моря»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с русским купцом А. Никитиным и его книгой «Хождение за три моря»;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любознательность.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет
И.С. Тургенева
Работа со словами: афоризм, смилостивиться, бить челом, рать
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
стр.18-20, пересказ текста «Стихотворная и прозаическая речь»
3.Изучение нового материала
*Комментированное чтение вступительной статьи к разделу, стр.21
*Ответы на вопросы и выполнение заданий
*Краткий рассказ учителя о А. Никитине и его «Хождении за три моря».
*Комментированное чтение фрагментов с попутной словарной работой.
4.Закрепление изученного материала.
*Ответы на вопросы – заданя, стр.26
*Работа с афоризмами, подбор казахских аналогов-эквивалентов
5. Домашнее задание: стр.22-26, пересказ «Хождения за три моря»
А. Никитина
6. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 6 Русская литература
Тема урока: Г.Р. Державин «Фелица»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с «отцом русских поэтов» Г.Р. Державиным и его одой «Фелица»;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся интерес к творчеству Державина.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты
Г.Р. Державина и Екатерины ІІ.
Работа со словами: рассудок, благодетель, пленять, вельможа, сильные мира сего, волынка, ода
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
стр.22-26, пересказ «Хождения за три моря» А. Никитина
3.Изучение нового материала
*Комментированное чтение фрагмента из статьи Е. Винокурова «Отец русских поэтов» и краткий рассказ о поэте.
*Введение термина «ода»
*Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику, стр.28
*Комментированное чтение фрагментов оды «Фелица».
4.Закрепление изученного материала.
*Анализ оды по вопросам, стр.31
*Подготовка к выразительному чтению.
*Знакомство с отрывком из статьи Л. Варшавского «Державин и Казахстан».
Тема урока: Н.ВА. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (главы «Встреча Тараса с сыновьями», «Степи, как вы хороши!»)
Цели урока:
1.познакомить учащихся с писателем и его взаимоотношением с А.С. Пушкиным, познакомить обзорно с содержанием повести;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты Н. Гоголя, А. Пушкина, иллюстрации к повести, интерактивная доска
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 67-73, выразительное чтение
3.Изучение нового материала
* Комментированное чтение статьи из книги Н.С. Шер «Гоголь и Пушкин»
Комментированное чтение глав «Встреча Тараса с сыновьями», «Степи, как вы хороши!»
* Словарная работа
3. Закрепление изученного материала.
-Беседа по содержанию прочитанного
-Анализ по вопросам и заданиям в учебнике, стр.75,77,79
-Отработка выразительного чтения
4. Домашнее задание: стр. 76-79, пересказ
Подведение итогов занятий
8 класс Урок 12 Русская литература
Тема урока: Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (главы «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»)
Цели урока:
1.познакомить учащихся с содержанием глав «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты Н. Гоголя, иллюстрации к повести, интерактивная доска
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 76-79, пересказ
3.Изучение нового материала
* Комментированное чтение глав «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»;
* Словарная работа
3. Закрепление изученного материала.
-Беседа по содержанию прочитанного
-Анализ по вопросам и заданиям в учебнике, стр. 84-85
-Отработка выразительного чтения
4. Домашнее задание: стр. 80-85, пересказ
5. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 13 Русская литература
Тема урока: Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба» (глава «Казнь Тараса»)
Цели урока:
1.познакомить учащихся с содержанием главы, с понятиями «повесть »и «пейзаж».
2 .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты Н. Гоголя, иллюстрации к повести, интерактивная доска
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Пересказ глав «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа»
3.Изучение нового материала
* Комментированное чтение главы «Казнь Тараса»;
* Словарная работа
*Вопросы к главе:
-Как Тарас мстил врагу за смерть Остапа?
-Кто настиг казаков?
-Где это случилось?
-Как враги захватили Тараса Бульбу?
-Какую казнь придумали для Тараса?
-О чём думал Тарас в последние минуты жизни?
-Чем помог он своим товарищам?
4. Закрепление изученного материала.
Запись в тетрадь:
Повесть – описание ряда связанных между собой событий,эпизодов из жизни главного героя и других действующих лиц.
Пейзаж – описание природы в художественном произведении. Пейзаж исползуют писатели для того, чтобы ярче и глубже показать чувства и переживания героев.
4. Домашнее задание: стр. 85-88, пересказ
5. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 14 Русская литература
Тема урока: А.Н. Майков «Емшан»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с произведением А.Н. Майкова и его биографией;
2 .развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся любовь к родному краю..
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портрет А.Н. Майкова, интерактивная доска
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
Пересказ главы « Казнь Тараса»
-Что такое повесть?
-Что такое пейзаж?
3. Этап побуждения к действию
* Творческая работа – составить текст на тему «Емшан», используя
Ключевые слова: князь Мономах, певец, братья Отрок и Сырчан, разлука, нападение и захват земель
4. Этап осмысления
*рассказ учителя о Майкове и предыстории стихотворения «Емшан» (имена ханов искажены: Сырджан и Артык)
*Чтение стихотворения
*Словарная работа
*Составление диаграммы ВЕННА (сравните свой рассказ с текстом Майкова: Что общего и разного?)
-Почему дед не стал плакать, когда пришла весть о смерти сына?
-Куда отправились дед с внуком?
-Почему дед не стал копать могилу сына?
-Как в этом стихотворении проявляется «национальное мироощущение» поэта?
5.Домашнее задание
стр.206-208, выразительное чтение
6. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 32 Русская литература
Тема урока: Р. И. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»
Цели урока:
1. познакомить учащихся с содержанием, темой и идеей произведения;
2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание иметь настоящих друзей, самим уметь дружить, мечтать и верить в лучшее
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Р.И. Фраермана
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Опрос домашнего задания
стр.206-208, выразительное чтение
3.Изучение нового материала
*Показ по интерактивной доске портрета Фраермана
*Рассказ учителя о писателе и о повести.
Р.И. Фраерман –детский писатель. Он написал немало произведений о детях и для детей. Лучшая книга Р.И. Фраермана – «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». В ней рассказывается о жизни школьников из маленького городка на Дальнем Востоке, о их настоящей дружбе, которая заставила Таню и Фильку рисковать жизнью ради спасения Коли; о первой любви, которая каждого из нас делает лучше.
Повесть заканчивается светлой грустью: ребята прощаются с детством, вступают в страну, называемую юностью, но идут уже каждый своей дорогой.
* Чтение глав «В лагере», «Урок русского языка», «Встреча с писателем», стр.218-232
4. Закрепление нового материала
* Вопросы по содержанию и анализу после каждой главы (из учебника)
5.Домашнее задание
стр.218-232, пересказать
6. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 33 Русская литература
Тема урока: Р. И. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»
Цели урока:
1. продолжить знакомить учащихся с содержанием повести Фраермана;
2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание иметь настоящих друзей, самим уметь дружить, мечтать и верить в лучшее
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Р.И. Фраермана
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Опрос домашнего задания
Пересказ одной из трёх заданных для чтения глав повестиР.И. Фраермана
3.Изучение нового материала
*Показ по интерактивной доске портрета Фраермана
* Комментированное чтение главы «День рождения Тани», стр.232
Вопросы:
-Как готовилась к празднику Таня и ее мама?
-Что умела делать Таня?
- Что заставило Таню пойти к дому Жени?
-Какие подарки принес Коля для Тани? Как она к ним отнеслась?
-Как себя вёл на дне рождении Филька?
-За кого вы больше переживаете: за Таню, Колю или за Фильку?
*Комментированное чтение главы «Верный друг Филька», стр.242
Вопросы:
-Какие чувства у вас вызывает сцена прощания Тани и Фильки?
-Почему Таня воскликнула : «Какой же ты маленький, Филька!»
-Можно ли Фильку назвать настоящим другом? Почему?
4. Закрепление нового материала
* Перескажите главу «Верный друг Филька» по плану из учебника
на стр. 245
5.Домашнее задание
стр.232-245, пересказать
6. Подведение итогов занятий
8 класс Урок 34 Русская литература
Тема урока: Л.Н. Мартынов «След»
Цели урока:
1. познакомить учащихся с содержанием, темой и идеей стихотворения;
2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся осознание того, что надо оставить свой след в этой жизни.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , портрет Л. Мартынова
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Опрос домашнего задания
Пересказ одной из двух заданных для чтения глав повестиР.И. Фраермана
3.Изучение нового материала
*Показ по интерактивной доске портрета Л.Н. Мартынова
*Чтение слов Владимира Огнева о Л. Мартынове.
«У Мартынова много гордых, сильных строк о цельности, твердости человека. Он знает, что главное – «не продать душу», главное – это вера в принципы человечности и свободы. Надо жить в этом мире честно, свободно, прямо, не теряя самоуважения. Корыстолюбие, расчёт, жизнь скользкая и фальшивая, как-то даже удивляет героя Мартынова. Он чист, неподкупен, иногда по-детски наивен. Но эта–то самая наивность и составляет особое очарование поэзии Мартынова»
В. Огнев
*Выразительное чтение стихотворения, стр.245
4. Закрепление нового материала
- Слово «след» однозначное или многозначное?
*Словарная работа: паркет, незримый, косо
-Почему стихотворение названо «След»?
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Какова тема и идея этого стихотворения?
-Как бы вы ответили на вопрос Мартынова?
-Выучите стихотворение и выразительно его расскажите.