kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Что такое есть наше товарищество."

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Что такое есть наше товарищество»

Речь Тараса Бульбы о товариществе.

Цели урока:

- проанализировать речь Тараса, показать ее композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы;

- продолжить формирование умения собирать и систематизировать                                материл   для   характеристики     литературного героя, аргументировано     высказываться по проблеме,   развитие монологической и  диалогической речи учащихся;

 - воспитывать чувство любви к Родине.

 Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, видеомагнитофон, телевизор.

План урока:

1.Вступительное слово учителя.

2. Просмотр видеофрагмента фильма «Тарас Бульба»

3. Поисковое чтение.

4.Эвристическая беседа.

5. Художественный пересказ эпизода повести одним учащимся.

6. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

          Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров «гордых и крепких, как львы, воинов», которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

         Вот он едет с молодыми сыновьями  по степи  в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит  и эту степь, и всю свою родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к отчизне, ничего нет для него выше казачества, боевой дружбы. И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас, сказал казакам речь – хотелось ему высказать все, что было у него на сердце.

             Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса, как Тарас подтверждает ее справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.

В конце урока мы с вами ответим на вопрос « Что же такое товарищество для Тараса?» и изменилось ли понимание этого слова в современном мире.

          - Что же такое товарищество? Давайте посмотрим, как это слово толкуется в словаре Л.Ожегова. (Определение  слова написано на доске. Один учащийся зачитывает определение из словаря Л. Ожегова).

  1. Просмотр видеофрагмента фильма «Тарас Бульба»

Сейчас давайте послушаем самого Тараса и попытаемся ответить на вопросы (они перед вами):

 - Чем вызвана потребность Тараса выступать?

 -  Выделите ключевое понятие речи.

  - Каковы задача речи Тараса?

      Просмотр фрагмента фильма.

Дети работают в парах, затем отвечают на вопросы.

  1. Эвристическая беседа с классом

- Как слушают своего атамана казаки? Почему?

- Как подействовали слова Тараса на слушателей?

- Почему речь оказала такое воздействие на казаков?

- Почему Тарас произносит ее непосредственно перед боем?

  1. Поисковое чтение.

Давайте откроем текст речи Тараса в учебнике (глава  9, стр.188) и отметим наиболее важные фразы.

Учащиеся работают с учебником, затем варианты зачитываются.

1. «Нет уз святее товарищества»

2. «Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек»

3. «…но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».

4. «… так любить, как русская душа, …нет, так любить никто не может!»

5. « Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!»

  1. Оформление ключевых фраз речи в тетрадях, а один учащийся работает на доске.
  2. Эвристическая беседа с классом.

       - В чем же особенность русского товарищества?

        Приведите пример, который бы подтверждал наш вывод.( «Все разом грянули в семипядные пищали»)    

  1. Слово учителя.

    Для казака человек, нарушивший заветы товарищества, - враг, т.к. он подрывает их силу.

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Какие узы для Тараса  важнее:

                                                      - кровные или узы товарищества?

 Аргументируйте свой ответ.

  1. Эвристическая беседа с классом.

- Обратимся к ключевым фразам речи Тараса.

- Как Тарас подтверждает эти мысли?

- Зачем Тарас едет на казнь Остапа? Помочь  он не сможет?

 -Как можно аргументировать справедливость и этой фразы Тараса.

  1. Художественный пересказ эпизода «Гибель Тараса» одним учащимся.

  - С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? Ответ аргументируйте.

  1. Подведение итогов.

 - Заканчивая наш разговор о товариществе, давайте наш ответ на вопрос «Что же такое товарищество для Тараса?» оформим в виде своеобразного кроссворда. Он у вас перед глазами. Называем и заносим в кроссворд чувства и качества, составляющие понимание Тарасом товарищества.

13.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Что такое товарищество на ваш взгляд».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чем вызвана потребность Тараса выступать?

 -  Выделите ключевое понятие речи.

  - Каковы задача речи Тараса?

 

1 РОДИНА

 

2 ВЕРА

 

3 ТРАДИЦИИ

 

4 РОДСТВО ПО ДУШЕ

 

5 ПОЧИТАНИЕ ТОВАРИЩА

 

6 ЩЕДРОСТЬ

 

7 НЕПРИЯТИЕ ЗЛА

 

8 СВОБОДА

 

9 КУЛЬТУРА

 

10 ВЕРНОСТЬ КЛЯТВЕ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Что такое есть наше товарищество." »

« Что такое есть наше товарищество»

Речь Тараса Бульбы о товариществе.


Цели урока:


- проанализировать речь Тараса, показать ее композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы;

- продолжить формирование умения собирать и систематизировать материл для характеристики литературного героя, аргументировано высказываться по проблеме, развитие монологической и диалогической речи учащихся;

- воспитывать чувство любви к Родине.


Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, видеомагнитофон, телевизор.


План урока:

1.Вступительное слово учителя.

2. Просмотр видеофрагмента фильма «Тарас Бульба»

3. Поисковое чтение.

4.Эвристическая беседа.

5. Художественный пересказ эпизода повести одним учащимся.

6. Подведение итогов.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Вступительное слово учителя.


Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров «гордых и крепких, как львы, воинов», которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к отчизне, ничего нет для него выше казачества, боевой дружбы. И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас, сказал казакам речь – хотелось ему высказать все, что было у него на сердце.


Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса, как Тарас подтверждает ее справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.

В конце урока мы с вами ответим на вопрос « Что же такое товарищество для Тараса?» и изменилось ли понимание этого слова в современном мире.

- Что же такое товарищество? Давайте посмотрим, как это слово толкуется в словаре Л.Ожегова. (Определение слова написано на доске. Один учащийся зачитывает определение из словаря Л. Ожегова).


  1. Просмотр видеофрагмента фильма «Тарас Бульба»


Сейчас давайте послушаем самого Тараса и попытаемся ответить на вопросы (они перед вами):

- Чем вызвана потребность Тараса выступать?

- Выделите ключевое понятие речи.

- Каковы задача речи Тараса?

Просмотр фрагмента фильма.

Дети работают в парах, затем отвечают на вопросы.


  1. Эвристическая беседа с классом


- Как слушают своего атамана казаки? Почему?

- Как подействовали слова Тараса на слушателей?

- Почему речь оказала такое воздействие на казаков?

- Почему Тарас произносит ее непосредственно перед боем?


  1. Поисковое чтение.


Давайте откроем текст речи Тараса в учебнике (глава 9, стр.188) и отметим наиболее важные фразы

.

Учащиеся работают с учебником, затем варианты зачитываются.


1. «Нет уз святее товарищества»

2. «Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек»

3. «…но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».

4. «… так любить, как русская душа, …нет, так любить никто не может!»

5. « Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!»



  1. Оформление ключевых фраз речи в тетрадях, а один учащийся работает на доске.



  1. Эвристическая беседа с классом.

- В чем же особенность русского товарищества?

Приведите пример, который бы подтверждал наш вывод.( «Все разом грянули в семипядные пищали»)

  1. Слово учителя.


Для казака человек, нарушивший заветы товарищества, - враг, т.к. он подрывает их силу.


  1. Постановка проблемного вопроса.


- Какие узы для Тараса важнее:

- кровные или узы товарищества?

Аргументируйте свой ответ.


  1. Эвристическая беседа с классом.


- Обратимся к ключевым фразам речи Тараса.

- Как Тарас подтверждает эти мысли?

- Зачем Тарас едет на казнь Остапа? Помочь он не сможет?

-Как можно аргументировать справедливость и этой фразы Тараса.

  1. Художественный пересказ эпизода «Гибель Тараса» одним учащимся.


- С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? Ответ аргументируйте.


  1. Подведение итогов.


- Заканчивая наш разговор о товариществе, давайте наш ответ на вопрос «Что же такое товарищество для Тараса?» оформим в виде своеобразного кроссворда. Он у вас перед глазами. Называем и заносим в кроссворд чувства и качества, составляющие понимание Тарасом товарищества.

13.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Что такое товарищество на ваш взгляд».




т







1

о






в






3


а








р







*



*






5



и






*










щ










7

е








*






с








9



т







в








*








о











- Чем вызвана потребность Тараса выступать?

- Выделите ключевое понятие речи.

- Каковы задача речи Тараса?


1 РОДИНА


2 ВЕРА


3 ТРАДИЦИИ


4 РОДСТВО ПО ДУШЕ


5 ПОЧИТАНИЕ ТОВАРИЩА


6 ЩЕДРОСТЬ


7 НЕПРИЯТИЕ ЗЛА


8 СВОБОДА


9 КУЛЬТУРА


10 ВЕРНОСТЬ КЛЯТВЕ















1. «Нет уз святее товарищества»

2. «Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек»

3. «…но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».

4. «… так любить, как русская душа, …нет, так любить никто не может!»

5. « Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Что такое есть наше товарищество."

Автор: Жиглова Елена Федоровна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Что такое глагол?."
    ["seo_title"] => string(17) "chto_takoe_glagol"
    ["file_id"] => string(6) "548521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588321087"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "конспект урока на тему "Две правды в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Товарищество, героизм и предательство в повести". "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dvie-pravdy-v-poviesti-n-v-gogholia-taras-bul-ba-tovarishchiestvo-ghieroizm-i-priedatiel-stvo-v-poviesti"
    ["file_id"] => string(6) "104017"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402658241"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "план -конспект урока самопознания  на тему "Дружба между мальчиками и девочками" "
    ["seo_title"] => string(85) "plan-konspiekt-uroka-samopoznaniia-na-tiemu-druzhba-miezhdu-mal-chikami-i-dievochkami"
    ["file_id"] => string(6) "187006"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426441333"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: "Постановка и автоматизация звука Р""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_na_tiemu_postanovka_i_avtomatizatsiia_zvuka_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "468315"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525340292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства