"Что такое есть наше товарищество»
Речь Тараса Бульбы о товариществе.
Цели урока:
- проанализировать речь Тараса, показать ее композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы;
- продолжить формирование умения собирать и систематизировать материл для характеристики литературного героя, аргументировано высказываться по проблеме, развитие монологической и диалогической речи учащихся;
- воспитывать чувство любви к Родине.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, видеомагнитофон, телевизор.
План урока:
1.Вступительное слово учителя.
2. Просмотр видеофрагмента фильма «Тарас Бульба»
3. Поисковое чтение.
4.Эвристическая беседа.
5. Художественный пересказ эпизода повести одним учащимся.
6. Подведение итогов.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров «гордых и крепких, как львы, воинов», которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.
Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к отчизне, ничего нет для него выше казачества, боевой дружбы. И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас, сказал казакам речь – хотелось ему высказать все, что было у него на сердце.
Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса, как Тарас подтверждает ее справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.
В конце урока мы с вами ответим на вопрос « Что же такое товарищество для Тараса?» и изменилось ли понимание этого слова в современном мире.
- Что же такое товарищество? Давайте посмотрим, как это слово толкуется в словаре Л.Ожегова. (Определение слова написано на доске. Один учащийся зачитывает определение из словаря Л. Ожегова).
- Просмотр видеофрагмента фильма «Тарас Бульба»
Сейчас давайте послушаем самого Тараса и попытаемся ответить на вопросы (они перед вами):
- Чем вызвана потребность Тараса выступать?
- Выделите ключевое понятие речи.
- Каковы задача речи Тараса?
Просмотр фрагмента фильма.
Дети работают в парах, затем отвечают на вопросы.
- Эвристическая беседа с классом
- Как слушают своего атамана казаки? Почему?
- Как подействовали слова Тараса на слушателей?
- Почему речь оказала такое воздействие на казаков?
- Почему Тарас произносит ее непосредственно перед боем?
- Поисковое чтение.
Давайте откроем текст речи Тараса в учебнике (глава 9, стр.188) и отметим наиболее важные фразы.
Учащиеся работают с учебником, затем варианты зачитываются.
1. «Нет уз святее товарищества»
2. «Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек»
3. «…но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
4. «… так любить, как русская душа, …нет, так любить никто не может!»
5. « Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!»
- Оформление ключевых фраз речи в тетрадях, а один учащийся работает на доске.
- Эвристическая беседа с классом.
- В чем же особенность русского товарищества?
Приведите пример, который бы подтверждал наш вывод.( «Все разом грянули в семипядные пищали»)
- Слово учителя.
Для казака человек, нарушивший заветы товарищества, - враг, т.к. он подрывает их силу.
- Постановка проблемного вопроса.
- Какие узы для Тараса важнее:
- кровные или узы товарищества?
Аргументируйте свой ответ.
- Эвристическая беседа с классом.
- Обратимся к ключевым фразам речи Тараса.
- Как Тарас подтверждает эти мысли?
- Зачем Тарас едет на казнь Остапа? Помочь он не сможет?
-Как можно аргументировать справедливость и этой фразы Тараса.
- Художественный пересказ эпизода «Гибель Тараса» одним учащимся.
- С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? Ответ аргументируйте.
- Подведение итогов.
- Заканчивая наш разговор о товариществе, давайте наш ответ на вопрос «Что же такое товарищество для Тараса?» оформим в виде своеобразного кроссворда. Он у вас перед глазами. Называем и заносим в кроссворд чувства и качества, составляющие понимание Тарасом товарищества.
13.Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Что такое товарищество на ваш взгляд».
- Чем вызвана потребность Тараса выступать?
- Выделите ключевое понятие речи.
- Каковы задача речи Тараса?
1 РОДИНА
2 ВЕРА
3 ТРАДИЦИИ
4 РОДСТВО ПО ДУШЕ
5 ПОЧИТАНИЕ ТОВАРИЩА
6 ЩЕДРОСТЬ
7 НЕПРИЯТИЕ ЗЛА
8 СВОБОДА
9 КУЛЬТУРА
10 ВЕРНОСТЬ КЛЯТВЕ