Цели урока: Обучающие: познакомиться с произведением «Тарас Бульба»; дать характеристику главному герою. Развивающие: развивать речь и мышление обучающихся; развивать способность анализировать текст. Воспитывающие: воспитывать чувства товарищества и братства, силу воли и духа. оборудование: отрывок из фильма «Тарас Бульба», репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы»»
Тема: «Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы» Тип урока: Урок изучения новых знаний. Цели урока: Обучающие: познакомиться с произведением «Тарас Бульба»; дать характеристику главному герою. Развивающие: развивать речь и мышление обучающихся; развивать способность анализировать текст. Воспитывающие: воспитывать чувства товарищества и братства, силу воли и духа. оборудование: отрывок из фильма «Тарас Бульба», репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Эпиграф к уроку:
Первый долг и первая честь казака
есть соблюсти товарищество.
Сколько ни живу я на веку, не слышал я,
паны-братья, чтобы казак покинул
где или продал как-нибудь своего товарища.
Ход урока
І. Организационный момент. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами окунёмся в далекие времена, во времена казачества и Запорожской Сечи. Мы познакомимся с героями, которые доблестно сражались за свою Родину, которые отдали жизни за спокойствие её жителей. II.Сообщение темы урока, постановка целей и задач Тема нашего сегодняшнего урока – “Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы» Цель нашего урока- познакомиться с произведением Гоголя и дать характеристику главному герою- Тарасу Бульбе. III. Чтение вступительной статьи учебника IV.Работа по теме урока 1.Вступительное слово учителя о писателе. Николай Васильевич Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России. Годы жизни: 1809-1852. Родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. - Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству. Мать Мария Ивановна – дочь богатого помещика.Украина – колыбель великого писателя. Получил образование в Нежинской гимназии, где проявился его интерес к литературе и живописи. Когда закончил гимназию, отправился на государственную службу в Питербург. Имя молодого писателя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки». 2.История создания повести «Тарас Бульба», история страны. Действие повести происходит в далёком прошлом. В основу своей повести Н.В.Гоголь положил историю национально-освободительной борьбы украинского народа. На протяжении многих столетий земли Украины подвергались набегам татарских полчищ. Чтобы достоверно описать события того времени, Гоголю пришлось изучить различные исторические и фольклорные источники. Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи, в привольные края нижнего Приднепровья, куда не достигала рука польского государства, куда не проникала власть помещика. Здесь и создалась в середине XVI в. Запорожская Сечь — центр украинского казачества. Повесть "Тарас Бульба" - одно из самых совершенных творений Н.В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести –Тараса Бульбы.
V. Эвристическая беседа - Как вы считаете, герои произведения Тарас Бульба и его сыновья реальны? - Как вы думаете, с какой целью автор написал данную повесть? - Какой образ является главным в произведении? -Как раскрывается национальный характер?
- Каким же мы видим Тараса Бульбу с первых страниц повести?
Встреча с сыновьями (Суровый инепреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его "нежба"-! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: "Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава".)
- Зачем так подробно описана светлица? Чтение описания светлицы
- Как автор оценивает характер Тараса Бульбы?
- Найдите и прочитайте эпизод о возникновении такого характера. (чтение отрывка)
- Какие события повлияли на его становление? ( Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: "точно необыкновенное явление русской силы".
Тарас в Запорожской Сечи.
- Быт Запорожской Сечи ( чтение отрывка повести)
- Обычаи и нравы Запорожской Сечи
- Как Сечь формирует характер казаков? (Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.)
VI. Показ презентации о Тарасе Бульбе.
VII. Анализ эпизодов произведения VIII. Выявление фольклорных мотивов
object(ArrayObject)#905 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(205) "Урок русской литературы в 8 классе с казахским языком обучения по теме: Николай Васильевич Гоголь "Тарас Бульба" "
["seo_title"] => string(120) "urok-russkoi-litieratury-v-8-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-po-tiemie-nikolai-vasil-ievich-goghol-taras-bul-ba"
["file_id"] => string(6) "158840"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1421819535"
}
}