Урок литературы в 7 классе «Прославление товарищества в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Урок литературы в 7 классе «Прославление товарищества в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Урок литературы в 7 классе на тему
«Прославление товарищества в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учителя русского языка и литературы
МБОУ» Гимназия им.М.М.Вахитова г.Буинска РТ» Сунгатуллиной Алсу Фаридовны
Тема урока: «Прославление товарищества в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тип урока: урок – систематизация знаний Цели урока:
Образовательные: создать характеристику героев; систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; совершенствовать и систематизировать изученный материал.
Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции, патриотических чувств.
Воспитательные: формировать нравственные качества личности, прививать интерес к литературе с помощью работы над характеристикой героев; формировать эстетический вкус учащихся при восприятии художественной литературы.
Оборудование: компьютер, диск с фильмом «Тарас Бульба», компьютерная презентация, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», учебник литературы В.Я.Коровиной (7 класс). Используемые приемы: Сингапурские методы: Мэнэдж Мэт , Таймд Пэа Шэа, Инсайд-Аутсайд Сёкл, Конэрс
Эпиграф: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе «Прославление товарищества в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» »
Урок литературы в 7 классе на тему
«Прославление товарищества в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учителя русского языка и литературы
МБОУ» Гимназия им.М.М.Вахитова г.Буинска РТ» Сунгатуллиной Алсу Фаридовны
Тема урока: «Прославление товарищества в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тип урока: урок – систематизация знаний Цели урока:
Образовательные: создать характеристику героев; систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; совершенствовать и систематизировать изученный материал.
Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции, патриотических чувств.
Воспитательные: формировать нравственные качества личности, прививать интерес к литературе с помощью работы над характеристикой героев; формировать эстетический вкус учащихся при восприятии художественной литературы.
Оборудование: компьютер, диск с фильмом «Тарас Бульба», компьютерная презентация, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», учебник литературы В.Я.Коровиной (7 класс). Используемые приемы: Сингапурские методы:Мэнэдж Мэт , Таймд Пэа Шэа, Инсайд-Аутсайд Сёкл, Конэрс
Эпиграф: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Этапы урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся
Вызов (активизация).
Формирование новых знаний, умений и навыков
Заключительное слово учителя. Рефлексия
Подведение итогов урока (выставление оценок)
Домашнее задание: подготовка к сочинению по произведению Гоголя « Тарас Бульба»
Ход урока
Организационный момент
(Учащиеся рассаживаются по 4 человека. На парте-Мэнэдж Мэт, где указаны члены команды-А и Б. Столы пронумерованы).
-Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и сегодняшний урок мы начнем с работы над характеристикой героев. Посмотрите друг на друга. Запомните свою команду.
II. Актуализация знаний учащихся
Для описания характеров героев мы зачитаем отрывки, вспомнив, о ком и как сказал Н.В.Гоголь. Эта работа поможет нам определить, насколько хорошо мы знаем героев повести «Тарас Бульба».
Слайды № 1-12(Ребята отвечают)
1) Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. 2) Был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы. 3) Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. 4) Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его. 5) Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу! 6) Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания. 7) Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва. 8) Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. 9) Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы. 10) Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи — меньше их или больше, — все равно, все товарищи, все нам дороги. 11) Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайне мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными.
III. Вызов (активизация поисковой деятельности)
-Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока:«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». (Слайд № 13)
-О чем вам говорит эпиграф?
-Каковы особенности настоящего казака?
-Давайте посмотрим отрывок из кинофильма: речь Тараса о товариществе (Просмотр отрывка к\ф)
-В чём, по мнению Тараса, сила товарищества и братства людей? Что говорит Тарас о товариществе и братстве русских людей, к чему призывает казаков? (Таймд Пэа Шэа: партнеры по плечу.Подумайте 10 секунд. А теперь изложите свою точку зрения партнеру по плечу. Начинает говорить партнер А. Дается 1 минута. (Включается таймер, по истечении времени партнер Б благодарит А. Потом партнер Б говорит свое мнение. Партнер А благодарит.)
-Что ответил на вопрос о товариществе ваш партнер? (Учитель опрашивает несколько человек)
- Правильно, ребята. И тема нашего урока – прославление товарищества в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». (Слайд № 14) Гоголь произнес свое слово не только для того, чтобы подбодрить казаков. Тарас хотел выразить свои сокровенные мысли и чувства. В этой речи чувствуется патриотизм, глубокое чувство товарищества. Как верил Тарас в товарищество!
IV. Формирование новых знаний, умений и навыков
-Ребята, Тарас Бульба не только воин, он еще и отец 2 сыновей. Его героический характер проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей. Давайте охарактеризуем сыновей Тараса Бульбы. Дайте вашу собственную оценку героев повести-Остапа и Андрия, их поступков в различных жизненных ситуациях. (Таймд Пэа Шэа: партнеры по лицу)
(Ребята работают, учитель опрашивает несколько ребят)
1) -Давайте посмотрим эпизод к\ф «Тарас Бульба» (Просмотр эпизода смерти Андрия)
-Можно ли понять и оправдать поступок Андрия?
- Мог ли Тарас Бульба поступить по-другому?
2) -Давайте посмотрим эпизод к\ф «Тарас Бульба» (Просмотр эпизода смерти Остапа)
- Почему Остап в свой последний час вспоминает отца и обращается к нему?
-Почему Тарас, несмотря на угрозу быть пойманным, с риском для жизни присутствует на казни Остапа?
Инсайд-Аутсайд Сёкл (-Посмотрите на своего партнера по лицу, запомните его. Все ученики Б сформируйте внешний круг, а ученики А находят своего партнера Б и встают перед ним, формируя внутренний круг)
-Каково отношение Тараса Бульбы к сыновьям? Подумайте 5 секунд. (Ученики из внешнего круга отвечают партнеру. Всего-1 минута. Благодарят, меняются ролями. Двигаются дальше на 4 человека. Учитель опрашивает несколько учеников).
3) -Давайте посмотрим конец фильма «Тарас Бульба» (Просмотр эпизода смерти Тараса)
--Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?
- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
-Как воспринимаются вами последние строчки, найдите их. Почему конец повести не воспринимается пессимистически? Почему он жизнеутверждающий? (Работа с текстом)
Конэрс: -Кто из героев повести вызвал у вас более глубокое сочувствие - Тарас Бульба, Остап, Андрий или мать? Подумайте 10 секунд. Напишите название угла в тетради. Подойдите к своему углу и найдите партнера не из вашей команды, обсудите с ним свой выбор-дается 1 минута. Мысли партнера перескажите. (Учитель выбирает несколько учеников для пересказа мыслей партнера)
V. Заключительное слово учителя. Рефлексия
-Итак, ребята, мы провели интересную и важную работу: постарались создать характеристики главных героев произведения Н.В.Гоголя, увидеть их отношение к своему долгу, товариществу, Родине.
Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и значении, в массовости-восстании, приводивших в смятение польских магнатов и шляхту, в героической, самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей».
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
Герои не погибают - они обретают бессмертие, т.к. они убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. Об этом - последние слова Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
Если каждый из вас так же, как Тарас Бульба, Остап и другие казаки, любит свою Родину, то может отдать ей частичку себя, быть ей полезным. Нужно любить свою Родину и быть настоящим патриотом и гражданином своей страны. Я надеюсь, вы никогда не предадите свою Родину.
VI. Подведение итогов урока (выставление оценок)
-Ребята, урок подошел к концу. Вы очень активно работали на уроке, выставим оценки за работу.
VII. Домашнее задание (на выбор):
1) используя ресурсы библиотеки и интернета, познакомьтесь с иллюстрациями художников к повести. Чьи иллюстрации, по вашему мнению, наиболее полно отражают характеры героев? 2) творческое задание: написать мини-сочинение на тему: «Какие черты характера героев привлекли меня больше всего».