конспект урока на тему "Две правды в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Товарищество, героизм и предательство в повести".
Конспект урока на тему "Две правды в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Товарищество, героизм и предательство в повести".
Тема. Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество, героизм и предательство в повести.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)
Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)
Ход урока
І. Организация начала урока
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Объявление темы и целей урока
Вступительное слово учителя
Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.
Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.
На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.
ІІІ. Работа над темой урока
Анализ темы. Лексическая работа
Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?
А как вы понимаете слово ПРАВДА?
Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА (подготовленный ученик)
Подберите синонимы к слову ПРАВДА.
А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову? Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)
Работа с карточкой : записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.
ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.
Работа с образами. Обобщённая характеристика героев
Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.
(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)
Проблемный вопрос : соответствует ли каждому герою имя, подобранное ему автором?
Аналитическая беседа
И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?
Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.
А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)
А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?
Коммуникативно – ситуативное задание
Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?
Продолжение беседы
А кто же из братьев чтит товарищество?
В чём это проявляется?
А что мы можем сказать об Андрие?
Как вы оцениваете поступок козака?
Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?
Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?
Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?
А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.
Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?
А почему же погибает сам Тарас Бульба?
IV. Итог урока
Заключительное слово учителя
Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы.Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.
И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.
Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)
Оценивание
V. Домашнее задание.
Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»
Н. В. Гоголя (по вариантам)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Две правды в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Товарищество, героизм и предательство в повести". »
Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ст. №9
Конспект открытого урока
по литературе в 7 классе
по теме
« Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество, героизм и предательство в повести»
Учитель Быкова Л.С.
Краматорск, 2014
Тема. Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество,
героизм и предательство в повести.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)
Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)
Ход урока
І. Организация начала урока
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Объявление темы и целей урока
Вступительное слово учителя
Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.
Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.
На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.
ІІІ. Работа над темой урока
Анализ темы. Лексическая работа
Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?
А как вы понимаете слово ПРАВДА?
Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА (подготовленный ученик)
Подберите синонимы к слову ПРАВДА.
А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову? Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)
Работа с карточкой : записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.
ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.
Работа с образами. Обобщённая характеристика героев
Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.
(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)
Проблемный вопрос : соответствует ли каждому герою имя, подобранное ему автором?
Аналитическая беседа
И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?
Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.
А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)
А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?
Коммуникативно – ситуативное задание
Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?
Продолжение беседы
А кто же из братьев чтит товарищество?
В чём это проявляется?
А что мы можем сказать об Андрие?
Как вы оцениваете поступок козака?
Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?
Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?
Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?
А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.
Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?
А почему же погибает сам Тарас Бульба?
IV. Итог урока
Заключительное слово учителя
Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.
И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.
Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)
Оценивание
V. Домашнее задание.
Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»