kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Две правды в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Товарищество, героизм и предательство в повести".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».  Товарищество, героизм и предательство в повести.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)

 

 

Ход урока

І. Организация начала урока

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и целей урока

Вступительное слово учителя

   Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков,  выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.

   Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

   На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.

 

ІІІ. Работа над темой урока

  1. Анализ темы. Лексическая работа
  • Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?
  • А как вы понимаете слово ПРАВДА?
  • Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА  (подготовленный ученик)
  • Подберите синонимы к слову ПРАВДА.
  • А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову?  Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)
  • Работа с карточкой : записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.

ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.

 

  1. Работа с образами. Обобщённая характеристика героев
  • Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они – эти герои

  • Проверка творческого индивидуального домашнего задания (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)

  • Проблемный вопрос : соответствует ли  каждому герою имя, подобранное ему автором?

 

  1. Аналитическая беседа
  • И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?

 

  • Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.
  • А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)
  • А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?

 

 

  1. Коммуникативно – ситуативное задание
  • Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?

 

 

  1. Продолжение беседы
  • А кто же из братьев чтит товарищество?
  • В чём это проявляется?
  • А что мы можем сказать об Андрие?
  • Как вы  оцениваете поступок козака?
  • Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?
  • Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?
  • Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?
  • А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.
  • Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?
  • А почему же погибает сам Тарас Бульба?

 

 

IV. Итог урока

  1. Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы.Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.

 

  1. Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)

 

  1. Оценивание

 

V. Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»

 Н. В. Гоголя  (по вариантам)

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Две правды в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Товарищество, героизм и предательство в повести". »

Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ст. №9











Конспект открытого урока

по литературе в 7 классе

по теме

« Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество, героизм и предательство в повести»


Учитель Быкова Л.С.





Краматорск, 2014

Тема. Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество,

героизм и предательство в повести.


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)



Ход урока

І. Организация начала урока



ІІ. Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и целей урока

Вступительное слово учителя

Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.

Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.





ІІІ. Работа над темой урока

  1. Анализ темы. Лексическая работа

  • Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?

  • А как вы понимаете слово ПРАВДА?

  • Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА (подготовленный ученик)

  • Подберите синонимы к слову ПРАВДА.

  • А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову? Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)

  • Работа с карточкой : записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.

ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.



  1. Работа с образами. Обобщённая характеристика героев



  • Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они – эти герои



  • Проверка творческого индивидуального домашнего задания (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)



  • Проблемный вопрос : соответствует ли каждому герою имя, подобранное ему автором?





  1. Аналитическая беседа



  • И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?



  • Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.



  • А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)



  • А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?





  1. Коммуникативно – ситуативное задание

  • Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?





  1. Продолжение беседы

  • А кто же из братьев чтит товарищество?

  • В чём это проявляется?

  • А что мы можем сказать об Андрие?

  • Как вы оцениваете поступок козака?

  • Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?

  • Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?

  • Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?

  • А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.

  • Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?

  • А почему же погибает сам Тарас Бульба?





IV. Итог урока

  1. Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.



  1. Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)



  1. Оценивание



V. Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»

Н. В. Гоголя (по вариантам)















24.01.2014 Ученик (ученица) 7-А __________________________


Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Героизм, товарищество и предательство в повести



ПРАВДА - _________________________________________________________________





Герой

Черты характера

положительные

отрицательные

Тарас Бульба



Остап




Андрий






Какие уроки вы извлекли для себя из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? Над чем заставила вас задуматься повесть? (4 – 5 предложений)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка_________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Быкова Людмила Сергеевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства