Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок" »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 24 х.Северокавказского муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края
Урок литературного чтения
Н.А. Некрасов
"Мужичок с ноготок"
Кулешова Любовь Давыдовна,
учитель начальных классов
МОБУООШ № 24
2014 – 2015 учебный год
Урок литературного чтения
Тема урока: Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
Цели:
Обучающие:
-учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации;
-учить рассуждать;
-обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
-пробуждать интерес к истории своей Родины;
-развивать познавательную активность детей;
-развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
-формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины;
3.Репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"
4.Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" – "Мужичок с ноготок".
5. Ноутбук, экран, мультимедийный проектор.
На доске эпиграф:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.
3.Работа с репродукциями картин.
4.Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"
5.Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент.
2. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.
(на доске появляется портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878) (Слайд 1)
Учитель. Великий русский поэтНиколай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечки Немирове, Каменец — Подольской губернии, ныне Винницкой губернии (Украина).
Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнёве, родовом имении отца, которое находилось неподалёку от Волги. Грешнёво находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Здесь он впервые столкнулся со многими тёмными сторонами жизни: грубостью, бесправием и угнетением. (Слайд 2)
Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов, в молодости служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали. (Слайд 3)
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.
Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешнево…
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, (Слайд 4)
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Они стонали от непосильной работы.
Некрасов позднее писал:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Его мать, Елена Андреевна, была человеком высокой культуры, любящая, добрая женщина. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:
Играла ты и пела гимн печальный
Ту песню, вопль души многострадальной,
Твой первенец наследовал потом.
3.Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По этим лугам и в лесу часто бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек.
Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему «зеленому шуму» зародилась у него в ранние детские годы и позднее отразилась в поэзии (так появилось его стихотворение «Зелёный шум»
… Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые
Стоят сады вишнёвые
Тихохонько шумят…
Зелёный шум – так народ называл пробуждение природы весной.
4. Работа с репродукцией картины.
Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети»(Слайд 5)
Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.
5. Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков. (Слайды 6, 7)
6. Чтение отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
«Мужичок с ноготок» (Слайды 8, 9)
- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)
- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?
Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)
Чтение вслух. Словарная работа.
Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
- Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову «хворост». На доске: сухие сучья, ветви, деревья
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
УЗДА - часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. (Слайд 10)
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!
- Подумайте, что такое "полушубок"?
ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
- Что значит "вестимо"? (конечно, разумеется)
(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что у отца-то большая семья?
"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…"
Так вон оно что! А как звать тебя?-
"Власом",
- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…
Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал… (Слайд 11)
Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.
- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)
- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
- В какое время года произошла встреча? (зимой)
- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)
- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.
- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.)
- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.
-Кто может совершать эти действия?
Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…
- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым.. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.
7. Физкультминутка.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперёд.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись влево – вправо, вправо – влево!
Тихо сели. Вновь за дело.
8. Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?
- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…
- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)
- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»
- Почему он так разговаривает? (Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)
Чтение, нахождение отрывков к иллюстрациям из книги «Мужичок с ноготок»
Нахождение предложений с восклицательным знаком.
Чтение предложений с нужной интонацией.
- Вспомните, сегодня на уроке мы уже говорили, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)
9.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.
- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)
Чтение сначала в парах, затем – вслух.
- Здорово, парнище!
- Ступай себе мимо!
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
- Откуда дровишки?
- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
- А что у отца – то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
- Так вон оно что! А как звать тебя?
- Власом
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.
10.Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.
- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)
- Почему так решили? (Он называет его ласково «мужичок», «малюточка»)
- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?
11.Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.
12.Выразительное чтение стихотворения детьми.
Кто лучше? Показать оценку.
13.Итог урока.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
- Удалось ли ему это?
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?
(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)
Заключительное слово учителя.
«Мужичок с ноготок» любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. (Слайд 12). На своих картинах его изобразили В.А. Серов (Слайд 13) и Зиновьев (Слайд 14). Интересно представил образ мальчика О.Мартынюк при работе с деревом (Слайд 15).Мужичок с ноготок есть даже на ковре (Слайд 16).
На этом наш урок подошёл к концу.
14.Домашнее задание. Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: стихотворение наизусть
Оцените свою работу на уроке. Спасибо всем за урок.