Выполнили учащиеся
МОУ Новинской средней школы
Ладина Милана и Гольцова Лида
Учитель Маякова Елена Викторовна
Цель проекта
Век Серебряный заглох…
Возвратился каменный,
Где уже неведом Блок,
Не прочитан Анненский…
… Непотребная попса
В тыщах вольт и мраке…
Бьются в ритме голоса,
Как крутые – в драке.
А уж как распалены
Короли улова…
Не хватает тишины,
Чтоб услышать Слово.
А.Дементьев
- 1.Серебряный век в русском искусстве.
- 2.Поэзия серебряного века.
- 3.Серебряный век в русской живописи.
- 4.Музыка серебряного века.
- 5.Проверь свои знания!
Хроника основных событий к. Х I Х - н. ХХ вв.
Вернуться к содержанию
Серебряный век в русском искусстве.
Человек этой тревожной, противоречивой,кризисной эпохи понимал,
что живет в особое время,предчувствовал надвигающуюся
катастрофу,находился в состоянии растерянности, беспокойства,
осознавал свое роковое одиночество.
В художественной культуре получило распространение декадентство,
мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений
модернизма.
Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое,
проникновенное отражение в творчестве поэтов,художников,
музыкантов.
Вернуться к содержанию
Для поэзии серебряного века характерны такие литературные направления как:
-символизм;
-акмеизм;
-футуризм;
-имажинизм.
А также поэты, не входившие в литературные группы.
Вернуться к содержанию
Основоположник символизма –
Д.Мережковский .
“ О прыжках упадка и новых течениях
современной русской литературы “
“ Элементарные слова о символической поэзии ”
К.Бальмонт.
“ Ключи тайн ”
В.Брюсов.
“ О религиозных переживаниях ”
А.Белый.
Вернуться к содержанию
Символизм
“ Старшие символисты ”
(В.Брюсов, К.Бальмонт и др.)
“ Младосимволисты ”
(А.Блок , А.Белый ,
В.Иванов и др.)
- Основа символизма – философские идеи Ницше
против буржуазной культуры.
-Стремление символистов – создание « новой личности».
-Символ – эстетическая категория этого течения.
Вернуться к содержанию
Цель символизма - рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение.
В.Брюсов.
К.Бальмонт .
Ф.Сологуб .
В.Брюсов .
Вернуться к содержанию
Поэт с “ утренней душой ” .
Кто равен мне в моей
певучей силе ?
Никто, никто.
К.Бальмонт.
Возьмем реальность. Бальмонт от нее
целиком и в высшей степени освобожден…
Он парит в высотах и не желает спускаться.
М.Цветаева.
К.Д.Бальмонт
1867-1942.
Вернуться к содержанию
«Поэзия как волшебство»
Я хочу быть первым в мире,
на земле и на воде,
Я хочу цветов багряных,
мною созданных везде.
Особенности лирики Бальмонта
- Образы поэзии мимолетны и неустойчивы
-Поэта привлекает острота ощущений и многоцветье
впечатлений, вызванных в его сознании той или
иной гранью реальности
-Основа лирики – магия слов(музыкальность)
- В стихотворениях нет смыслового центра.
Вернуться к содержанию
Поэт “ бронзы и мрамора ” .
Особенности лирики В.Брюсова.
-Обращение к ярким эпизодам
мировой истории и мифологическим
сюжетам
- Обращение к образу современного
города(В.Брюсов-первый поэт-урба-
нист)
-Ориентировался не на музыкальное
начало, а на “ живопись словом ”
В.Брюсов.
(1873-1924)
Вернуться к содержанию
Психологический символизм И.Анненского.
Игра природы в нем видна:
Язык трибуна с сердцем лани,
Воображенье без желаний
И сновидения без сна.
И.Анненский «К моему портрету»
-источник символизации- конкретные
детали современной ему цивилизации
(крыши домов, плиты тротуаров, маятник,
скрипка…)
-использование разнообразных оттенков
цвета
-значимы мотивы страданий и смерти
И.Анненский (1855-1909)
Вернуться к содержанию
Гуманистический смысл этого течения - возродить у человека
жажду жизни, вернуть ощущение красоты.
О.Мандельштам
Н.Гумилев
А.Ахмактова
Вернуться к содержанию
«Муза дальних странствий».
Основоположник акмеизма-
Гумилев Н.С.
« Но что нам делать с розовой
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными
стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать,
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти все мимо, мимо.
«Шестое чувство»
1921.
Вернуться к содержанию
Лиризм Н. Гумилева-
экзотическая тоска по красочно
причудливым вырезам далекого юга.
Он любит все изысканное и странное,
но верный вкус делает строгим в
подборе декораций.
И. Анненский
из ст. « О современном лиризме».
Стихи были всей его жизнью.
Никогда не встречал я поэта до
такой степени “c тихомана ” .
С. Маковский.
Вернуться к содержанию
“ Я говорю за всех с такою c илой… ”
“ Вот уже четверть века,
как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую
поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе. ”
Из письма О.Мандельштама к
Тынянову от 21 января 1937 года
Вернуться к содержанию
« Муза плача.»
О, Муза плача, прекраснейшая из муз !
О ты, шальное исчадие белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в гас , как стрелы .
И мы шарахаемся и глухое: ох!-
Стотысячное – тебе присягает: Анна
Ахматова! Это имя- огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
М.Цветаева.
Вернуться к содержанию
Ранние стихи Ахматовой-
“ нечто похожее на большой роман ”
Б.М.Эйхенбаум.
… Слаб голос мой, но воля не слабеет
Мне даже легче стало без любви,
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои…
1912 г.
Так много камней брошено в меня
Что ни один из них уже не страшен…
“ Уединение ” 1914
Вернуться к содержанию
Авангардистское течение в
европейском и русском искусстве
начале XX века, отрицавшее
художественное и нравственное
наследие, проповедовавшее
разрушение форм и условностей
искусства ради слияния его с
укорёнными жизненными явлениями.
Вернуться к содержанию
“ Кобофутуристы ”
общество
“ Центрифуга “
“ Эгофутуристы ”
Д.Бурлюк
В.Маяковский
В.Хлебников
Б.Пастернак
Н.Асеев
И.Северянин
В.Гнедов
Время рождения – 1910 год
Вернуться к содержанию
Эстетическая декларация. “ Пощечина общественному вкусу ”
- Только мы- лицо нашего времени.
- Прошлое тесно. Академия и Пушкин
непонятнее иероглифов.
- Бросить Пушкина, Достоевского, Гоголя и прочих, и прочих, с парохода современности…
Мы приказываем чтить права поэтов:
- на увеличение словаря в его объеме произвольными и
производными словами.
- на непреодолимую ненависть к существовавшему до них
языку…
Д.Бурлюк, А.Крученых,
В.Маяковский,В.Хлебников.
Москва, декабрь,1912 г.
Вернуться к содержанию
Велимир Хлебников
Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пузо уложил
Прибрежных много трав и вер.
“ Пинь, пинь, пинь! ”-
тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
Вернуться к содержанию
Владимир Маяковский
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
« Нате!» 1913
Вернуться к содержанию
С.Есенин
Вернуться к содержанию
Поэты, не входившие в литературные группы.
Цветаева
Блок
Пастернак
Вернуться к содержанию
Возьмите … стихи – это и есть моя жизнь
М. Цветаева
Вернуться к содержанию
Красною кистью.
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и до ныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
1916
Вернуться к содержанию
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело- измена, мне имя- Марина,
Я- бренная пена морская…
Вернуться к содержанию
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской,-
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь- и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
М. Цветаева
Вернуться к содержанию
Серебряный век в русской живописи.
Врубель
Борисов-Мусатов
Петров-Водкин
Малевич
Вернуться к содержанию
Виктор Эльпидимирович Борисов-Мусатов
«Этот листок, что иссох
и свалился, золотом
вечным горит в
песнопенье»
Фет
Вернуться к содержанию
«Водоем»
Работы художника напоминают фортепианные элегии, аккомпанирующие воспоминаниям, «странствиям души» слушателя и зрителя.
Вернуться к содержанию
Михаил Александрович Врубель
«Слышится мне та интимная
национальная нотка, которую
мне так хочется поймать на холсте
и в орнаменте…»
«…Современников раздражала
двойственность его искусства,
заложенная в стиле. Осязательно
красивая поверхность картин…
похожа на драгоценные камни,
чей блеск притягивает взгляд,
но холодные грани отталкивают,
не пускают проникнуть к
источнику сияния.»
Вернуться к содержанию
«Демон сидящий»
«Сумерки- трещина между мирами», проникновение в области невидимого,
фантастического, которое становится зримым в неясном свете заката.
Вернуться к содержанию
Казимир Малевич
В течении 10 лет Малевич проходит
«школу» европейского модернизма
и становится одним из ведущих молодых
художников-авангардистов.
Вернуться к содержанию
Супрематизм
Малевич общается с В. Маяковским,
В. Хлебниковым, Д. Крученых, он
работает в содружестве с группой
Московских художников «Бубновый
валет».
Супремус – новое слово, изобретенное
Малевичем. Не означало ничего, но сам
автор подразумевал под ним
революционное движение абстрактных
форм.
Вернуться к содержанию
Кузьма Петров-Водкин
Художник первой половины ХХ века
сумел осознать всю многовековую
традицию русского искусства.
Вернуться к содержанию
«Петроградская Мадонна»
Суть картины символична. Художник пользуется своим умением изображать
пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего
окружающего мира – он накреняется, как палуба корабля, и только образ
Богоматери остается неизменным, вечным.
Вернуться к содержанию
Музыка серебряного века
Рахманинов
Скрябин
Вернуться к содержанию
Искусство, выражающее подлинные чувства человека
Звон колоколов, звучащих то светло
и радостно, то тревожно и зловеще,
как грозное предупреждение,
символизирует разные этапы пути
России.
Рахманинов
Вернуться к содержанию
Почтите высочайшего поэта!
Музыка Скрябина
соответствовала творчеству русских поэтов-символистов.
Уникальность творчества Скрябина состоит в том, что он создал свою систему гармонии и других элементов музыкальной речи.
Скрябин
Вернуться к содержанию
Проверь свои знания!
Вернуться к содержанию
Это ещё не все,
но … конец!
Вернуться к содержанию