kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Творческое наследие Валентина Александровича Серова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Творческое наследие

Валентина Александровича Серова»

Тип урока: Усвоение новых знаний

Методика преподавания занятия: наглядно-иллюстративный, проблемно-поисковый, развивающие логическое и ассоциативное мышление.

Цель и задачи:

Познакомить учащихся с творчеством художника, его краткой биографией, выяснить, что повлияло на становление личности, выбор жанра и тем работы, расширить кругозор учащихся, научить понимать замысел автора картины.

- развитие самостоятельности в поисках и осмыслении знаний о произведениях искусства;

- развитие аналитических способностей;

- развитие духовно-нравственных качеств личности;

- развитие умения выступать перед аудиторией;

- развивать воображение, художественный вкус.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, слайдовые презентации, видео материал, репродукции, план-конспект урока.

Структура урока.

План:

I.                   Организационный момент

II.                Объяснение нового материала

1) Знакомство с творчеством В.А.Серова

2)Просмотр репродукций художника

3)Факты из жизни художника.

4)Анализ картины «Девушка освещенная солнцем».

5)Стихотворение  Олега Медвидя « Девушка, освещенная солнцем»

6)Просмотр описания картины «Девочка с персиками»

7) Анализ портрета актрисы Марии Николаевны Ермоловой.

8)Пейзажная живопись, исторический жанр  в творчестве Серова.

III. Заключительный этап урока

         Подведение итогов.

IV. Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Преподаватель. На прошлых занятиях мы с Вами знакомились с творчеством выдающихся художников Серебряного века. Давайте вспомним представителей этого периода. 

Назовите художников Серебряного века.

Ученик. Сомов, Бенуа, Бакст и.т.д.

Преподаватель. Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного талантливого художника этого времени.

Усвоение новых знаний

В этом году  в нашей стране  отмечают 150-летие со дня рождения выдающегося русского художника, представителя Серебряного века, Валентина Александровича Серова (1865-1911).

Валентин Серов, был крупнейшим живописцем конца XIX – начала XX века. Творчество художника было многогранным, его трудно отнести к одному художественному направлению. В нем слышны отголоски таких живописных традиций, как реализм, импрессионизм, модерн.

Серов находился в атмосфере искусства с детских лет. Он родился в Петербурге в семье музыкантов. Его отец, Александр Николаевич Серов был крупным композитором, а мать – пианисткой. Дарование будущего живописца обнаружилось рано: на рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший его учителем и другом. Он посоветовал Серову поступить в Академию художеств, где он занимался в мастерской П.П.Чистякова. Профессор Чистяков был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и говорил о необходимости изучения творчества старых мастеров. Позже художник отправился за границу постигать красоту живописи великих голландцев, испанцев, итальянцев. Эта поездка воспитала в Серове вкус к созданию произведений, прославляющих красоту человека, проникнутых жизнеутверждающим мироощущениям.

Прежде чем продолжить рассказ о творчестве Валентина Серова, хотела бы предоставить вашему вниманию просмотр репродукций художника. (Запустить слайд-шоу).

Как Вы успели заметить, художник работал, практически во всех жанрах живописи.

Преподаватель. Теперь давайте посмотрим на репродукции некоторых картин и определимся с видом этих живописных изображений: что это – настенная живопись или станковые картины?

Ученик. Это станковые картины.

Преподаватель. К какому жанру живописи относятся данные работы?

Ученик. Это портреты.

Преподаватель. Я не случайно выбрала именно портреты из всего многогранного творчества Валентина Серова. Известен факт, что в 1910 году, за год до смерти, Серов составил список работ, отобранных для Всемирной выставки картин в Риме. В этот список вошло 15 произведений – все портреты. По мнению Серова, это были лучшие его работы.

Перед Вами картина «Девушка освещенная солнцем» (показ репродукции).

Заключительный этап урока

Преподаватель. Благодарю всех за творческий поиск, за работу на уроке.

Я попрошу всех, осмыслив материал сегодняшнего урока, выполнить следующее задание дома.

Домашнее задание:

Выберите самостоятельно понравившееся произведение художников Серебряного века, проведите искусствоведческий анализ выбранного произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Творческое наследие Валентина Александровича Серова" »

Открытый урок по предмету «История изобразительного искусства»


Тема урока: «Творческое наследие

Валентина Александровича Серова»


Тип урока: Усвоение новых знаний


Методика преподавания занятия: наглядно-иллюстративный, проблемно-поисковый, развивающие логическое и ассоциативное мышление.




Цель и задачи:

Познакомить учащихся с творчеством художника, его краткой биографией, выяснить, что повлияло на становление личности, выбор жанра и тем работы, расширить кругозор учащихся, научить понимать замысел автора картины.



- развитие самостоятельности в поисках и осмыслении знаний о произведениях искусства;

- развитие аналитических способностей;

- развитие духовно-нравственных качеств личности;

- развитие умения выступать перед аудиторией;

- развивать воображение, художественный вкус.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, слайдовые презентации, видео материал, репродукции, план-конспект урока.



Структура урока.

План:

  1. Организационный момент

  2. Объяснение нового материала

1) Знакомство с творчеством В.А.Серова

2)Просмотр репродукций художника

3)Факты из жизни художника.

4)Анализ картины «Девушка освещенная солнцем».

5)Стихотворение Олега Медвидя « Девушка, освещенная солнцем»

6)Просмотр описания картины «Девочка с персиками»

7) Анализ портрета актрисы Марии Николаевны Ермоловой.

8)Пейзажная живопись, исторический жанр в творчестве Серова.

III. Заключительный этап урока

Подведение итогов.

IV. Домашнее задание



Ход урока



Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Преподаватель. На прошлых занятиях мы с Вами знакомились с творчеством выдающихся художников Серебряного века. Давайте вспомним представителей этого периода.

Назовите художников Серебряного века.

Ученик. Сомов, Бенуа, Бакст и.т.д.

Преподаватель. Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного талантливого художника этого времени.

Усвоение новых знаний

В этом году в нашей стране отмечают 150-летие со дня рождения выдающегося русского художника, представителя Серебряного века, Валентина Александровича Серова (1865-1911).

Валентин Серов, был крупнейшим живописцем конца XIX – начала XX века. Творчество художника было многогранным, его трудно отнести к одному художественному направлению. В нем слышны отголоски таких живописных традиций, как реализм, импрессионизм, модерн.

Серов находился в атмосфере искусства с детских лет. Он родился в Петербурге в семье музыкантов. Его отец, Александр Николаевич Серов был крупным композитором, а мать – пианисткой. Дарование будущего живописца обнаружилось рано: на рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший его учителем и другом. Он посоветовал Серову поступить в Академию художеств, где он занимался в мастерской П.П.Чистякова. Профессор Чистяков был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и говорил о необходимости изучения творчества старых мастеров. Позже художник отправился за границу постигать красоту живописи великих голландцев, испанцев, итальянцев. Эта поездка воспитала в Серове вкус к созданию произведений, прославляющих красоту человека, проникнутых жизнеутверждающим мироощущениям.

Прежде чем продолжить рассказ о творчестве Валентина Серова, хотела бы предоставить вашему вниманию просмотр репродукций художника. (Запустить слайд-шоу).

Как Вы успели заметить, художник работал, практически во всех жанрах живописи.

Преподаватель. Теперь давайте посмотрим на репродукции некоторых картин и определимся с видом этих живописных изображений: что это – настенная живопись или станковые картины?

Ученик. Это станковые картины.

Преподаватель. К какому жанру живописи относятся данные работы?

Ученик. Это портреты.

Преподаватель. Я не случайно выбрала именно портреты из всего многогранного творчества Валентина Серова. Известен факт, что в 1910 году, за год до смерти, Серов составил список работ, отобранных для Всемирной выставки картин в Риме. В этот список вошло 15 произведений – все портреты. По мнению Серова, это были лучшие его работы.

Перед Вами картина «Девушка освещенная солнцем» (показ репродукции).

Сообщение, подготовила исследователь картины.(ответ ученика)

Картина «Девушка, освещенная солнцем» была написана Валентином Серовым в 1888 году. Это портрет двоюродной сестры художника Марии Яковлевны Симонович (в будущем талантливой художницы и скульптора, а тот момент - совсем юной девушки). В период создания картины художник и сам был молод, ему не было еще и 23 лет. Серов хотел создать поэтический образ молодости. Это происходило в усадьбе Домотканово. Работа над картиной шла ежедневно, для ее создания художнику потребовалось не менее 90 сеансов.

Мы видим портрет юной девушки на фоне природы. Девушка сидит на скамейке, прислонившись к стволу дерева, она о чем - то задумалась. Взгляд её направлен в сторону зрителя, на лице – едва заметная мечтательная улыбка. Лицо у девушки очень доброе. Глаза можно назвать лучистыми. Создается впечатление спокойствия, тепла и света. Девушка буквально сливается с природой. Портрет насыщен солнцем, яркими красками лета.

Это портрет – картина.

Размеры картины – 89,5x71 см, формат – вертикальный.

Картина выполнена на холсте, в технике масляной живописи.

Композиция выстроена по диагонали. Она продуманная и устойчивая. На переднем плане картины изображена фигура девушки, помещенная под сенью крупного дерева. Она является композиционным центром.

Солнечные лучи проникают сквозь листву дерева, освещая девушку и играя всеми красками лета. На дальнем плане картины – поляна на фоне парка. Поляна ярко освещена солнцем и контрастирует с темно-зеленой травой и теневой частью стволов удаленных деревьев. Фигура девушки смотрится более четко по сравнению с пейзажем.

Художник выбрал такую точку зрения, что создается впечатление, будто бы зритель находится рядом с моделью, на той же скамейке. Таким образом, усиливается ощущение связи модели со зрителем.

Второстепенные детали композиции (ветви деревьев, световые проблески на траве, тени от близлежащих деревьев) направлены на лицо девушки, тем самым, сосредотачивая взгляд зрителя на смысловом центре композиции.

Художник использовал линейную и воздушную перспективы.

Колорит картины светлый и радостный.

Радостная атмосфера солнечного летнего дня передана множеством пятен света и цвета. Мы видим многообразие ярких, сочных красок. Интенсивен и разнообразен цвет зелени на картине (от темно-зеленого холодного в тенях до светлого и даже желтоватого на солнце).

В картине мы видим эффекты пленэрной живописи. Все в ней как бы переливается и шевелится. Контуров нет. Игра солнечного света связывает воедино фигуру девушки, деревья, траву и воздух. Такая живописная манера близка импрессионизму. Хотя, юбка девушки написана в реалистичной, классической манере.

Художнику удалось создать впечатление, будто бы он на минутку присел рядом с девушкой и запечатлел случайно пойманный взглядом момент. И хотя мы знаем, что автор над этой картиной трудился все лето, но создается ощущение, будто она была написана буквально на одном дыхании. Лицо, фигура и одежда модели написаны множеством мелких мазков, напоминающих мозаику. Художник безукоризненно передал сочные цвета летнего солнечного дня и то, как они меняются в зависимости от освещения и цветов соседних предметов. В целом картина наполнена солнечным светом и воздухом, а каждая ее деталь составляет часть единого целого.

Преподаватель. Сам Валентин Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшим своим произведением. Что же говорить про людей, которые обладая талантом стихосложения пишут о данной картине стихи. Пример тому стихотворение Олега Медвидя: (Стихи читает ученик).

Девушка, освещённая солнцем, в простом и красивом наряде,

К дереву прислонилась старому. Лёгкая грусть во взгляде.

Освещённая солнцем девушка, лучами живыми согретая,

Двадцатисемилетним гением, в холсте на века воспетая.

Нет ни вида в ней, ни величия, только сочные краски лета,

На лице молодой девушки играют бликами света.

Давно уже кануло в лету, того тёплого лета молчание,

Девушка, освещённая солнцем, сидит, немного печальная...



В этих ранних своих работах Серов добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Наполненные солнцем произведения показали умение художника извлекать красоту из обыденного, в них чувствуется увлечение Серова импрессионизмом. Работы принесли художнику большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков.

Первые произведения художника, которые были с успехом выставлены («Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888)), явились новым этапом в истории русского искусства.

Картина «Девочка с персиками» (Показ видео материала).

1887 год. Конец лета. Серов приехал в Абрамцево и, расхаживая по дому, гуляя по лесу, знакомым с детства местам, разглядывал их теперь уже взглядом художника. Он искал средства, способные передать свежесть красок натуры, их оттенки и оттенки света, двигающегося вслед за солнечными лучами; думал, как положить мазок, чтобы изобразить мгновение, как писать воздух вокруг предметов, пропитанных светом.

Шалунья Верушка сидит в комнате за столом, в сиянии льющегося из окна холодного утреннего солнечного света. Нет, не сидит, а только присела там, где случайно оказалась, а художник взял кисть, краски и написал ее в этот момент быстро, легко и свободно. Все удивляет простотой и естественностью: и выражение полудетского лица, и поза, и жест. Однако за этим впечатлением, как впоследствии признавался Серов, «мучение ремесла, я всегда ищу и меняю… и измучил ее бедную».

Сохраняя естественность случайности, художник четко продумывает и выверяет и живопись, и композицию картины, но это незаметно для зрителя. Лицо расположено на высоте три четверти по средней вертикальной оси и в центре холста по горизонтали - в традиции классической портретной живописи.

Живописный центр - светящаяся в солнце розовая кофточка девочки. Розовый- цвет юности и чистоты, он - в полном соответствии с внутренним, эмоционально-душевным содержанием образа. Серов увидел Верушку в этом наряде и просил ничего не менять для портрета.

Художник долго искал такой ракурс, при котором все изображаемое в картине приобрело бы асимметрическую, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. При диагональном положении стола голова модели в центре картины; летящие и тающие мазки - блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре; краски прозрачные, в основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха. В результате дается впечатление, что все изображение - фрагмент, вырезанный из самой натуры, что композиция не сочинена - столь она безыскусна, выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. "Надо писать так, чтобы не было видно труда", - говорил сам Серов.

Из окна справа, откуда идет свет, виден, а точнее угадывается, жизнерадостный дачный пейзаж в ранне-осенних, золотистых красках. Этот свет живописно связывает пейзаж с интерьером в одно жизненное пространство: свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам, обтекая фигуру и все предметы, создает единую, органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова.

С 1890-х годов начинается Серов - портретист, художник острых характеристик, мастер большого стиля, знаток человеческих характеров. Каждый выполненный им портрет - это целый рассказ из жизни человека.

Постоянно совершенствуя свое мастерство, Серов создал обширную галерею образов самых знаменитых людей своего времени, в числе которых были монаршие особы и князья, промышленники и банкиры, артисты, художники и писатели.

Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей - живописцев – в мастерских.

Серов всегда ценил артистизм человеческой натуры, больше всего он любил изображать художников, писателей, драматических и оперных артистов.

Преподаватель. К лучшим произведениям художника относится и портрет актрисы М. Ермоловой.

«Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой» был написан Валентином Серовым в 1905 году. Ермолова - знаменитая драматическая актриса, гордость русского театра. По свидетельству современников актрисы, у нее был неповторимый голос удивительного тембра, и когда она играла на сцене Малого театра, публика аплодировала ей стоя. В 1905 году в Москве широко отмечалось 35-летие ее артистической деятельности.

И сейчас исследователь картины «Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой» поделится с нами результатами проделанной им работы.

Сообщение, подготовленное учеником. Портрет Ермоловой заказал Серову московский литературно-художественный кружок в связи с знаменательной датой. Художник задумал создать образ  творческой личности как гордого и одинокого гения.  Он писал портрет актрисы два месяца, всего 32 сеанса. Работа над картиной проходила в московской квартире Ермоловой на Тверском бульваре (ныне - музей-квартира М.Н. Ермоловой).

На картине изображена статная немолодая женщина в строгом черном платье на фоне интерьера. Серов изобразил актрису в полный рост. Мы видим правильные черты лица актрисы, ее горделивую осанку, статную фигуру. Во всем облике Ермоловой видны благородство и аристократизм. Лицо актрисы вдохновенно и выразительно: карие глаза устремлены вдаль, ноздри расширены, рот сжат. Интерьер комнаты лаконичен, виден только фрагмент стены, на котором висит зеркало.

Этот портрет- картина, также его можно отнести и к парадному типу портрета.

Размеры картины 224 х 120 см, формат вертикальный.

Картина выполнена на холсте, в технике масляной живописи.

Композиция картины выстроена по вертикали. Композиционным центром является фигура Ермоловой. Художник выбрал необычный ракурс: мы смотрим на модель снизу вверх. Благодаря такому приему создается впечатление, что фигура актрисы возносится от пола до потолка. Выбранный ракурс придает всему облику актрисы величественность и торжественность. Силуэт фигуры Ермоловой очень выразителен и воспринимается цельно.

Для передачи пространства Серов использовал прямую линейную перспективу.

Палитра сдержанная, преобладают черные, серые тона (женская фигура в черном платье на фоне лаконичного сероватого интерьера). Картина близка к монохромной живописи. Лишь лицо актрисы выделяется интенсивным пятном на холодном фоне зеркала. Важная роль отведена линейному контуру. Живопись как бы приближается графике.

Колорит картины спокойный, сдержанный, строгий.

Стиль портрета М.Ермоловой – реализм.

Художник мастерски передал индивидуальность актрисы, а также сумел передать ее сильный характер. Он создал некий образ человека искусства, человека творческого, который несет людям радость. Мастеру удалось изобразить актрису строго, торжественно, без каких-либо лишних деталей. Образ великой русской актрисы получился возвышенным и прекрасным.

Преподаватель. На «Портрете императора Николая II» (1900) Серов изобразил Николая II как простого человека, личность – со своими переживаниями, заботами и трудностями. Этот портрет по праву считается лучшим изображением последнего русского императора (Видео материал).

Художник писал и детские портреты, которые замечательны обаятельной непосредственностью юных героев. В портрете «Дети. Саша и Юра» (1899) изображены два сына Серова. Художник изображает реальную сцену, показывает своих детей в тот момент, когда они не думают о портрете.



Помимо замечательных портретов в творческое наследие живописца вошли и пейзажи. Серов находил в русской деревне скромные, самые обычные явления, умел передать их поэзию и красоту. Великолепны пейзажи Серова: «Зима в Абрамцеве. Церковь» (1886), «Заросший пруд. Домотканово»(1888); «Октябрь. Домотканово» (1895), «Зимой»(1898), «В деревне. Баба с лошадью»(1898). Многие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.

Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. В истории России особенно интересными для художника являются XVIII век, петровская эпоха.

В картине «Петр I» (1907) художник изобразил Петра I на постройке Петербурга, показал его как крупнейшего исторического деятеля, раскрыл сущность целой эпохи в развитии России. Масштабность образа Петра воплощается в монументальной по принципу построения картине.

В 1907 году Серов отправился в путешествие по Греции. Античность стала последним увлечением художника. Впечатления от поездки нашли отражение в картинах «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы» (обе 1910). Эти картины обретают черты монументальных панно.

Обращение художника к античной мифологии способствовало соединению в работах вымышленного, условного и реального. При создании картины «Похищение Европы» художник использовал древнегреческий миф о финикийской царевне Европе, которой пленился бог Зевс. Превратившись в быка, он переплыл море и похитил красавицу. Моделью девушки живописцу послужила античная скульптура портика храма Эрехтейон на Акрополе в Афинах. Это уже настоящее произведение модерна.

Переход к иным творческим принципам, которые легли в основу искусства XX века, совершался на рубеже столетий. И Валентин Серов стал тем художником, который практически его осуществлял.

Для живописи модерна характерно сочетание реального и условного, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Серов пренебрег существующими законами европейской живописи. Мы видим отход от канонов классического искусства.

Валентин Серов все время был в творческом поиске, ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Как мы уже говорили, на рубеже XIX-XX веков многие художники искали новый живописный язык, новые идеалы красоты. Валентин Серов также увлекся этими поисками.

Традиции и новаторство сочетались в искусстве Серова очень органично. Тех, кто берег традиции русской живописи, Серов радовал реализмом портретных характеристик. В то же время художник был близок новаторам постоянными исканиями нового живописного стиля и выразительных средств. Валентин Серов стал тем художником, творчество которого соединило искусство XIX и XX столетий.

Двенадцать лет художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников такие талантливые художники как Н.П.Крымов, К.Ф. Юон, М.С.Сарьян, К.С. Петров–Водкин и другие. Отголоски влияния Серова заметны в отечественном искусстве на протяжении всего ХХ века.

Заключительный этап урока

Преподаватель. Благодарю всех за творческий поиск, за работу на уроке.

Я попрошу всех, осмыслив материал сегодняшнего урока, выполнить следующее задание дома.

Домашнее задание:

Выберите самостоятельно понравившееся произведение художников Серебряного века, проведите искусствоведческий анализ выбранного произведения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему "Творческое наследие Валентина Александровича Серова"

Автор: Гяургиева Дина Ауесовна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства