kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мцыри: особенности поэмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для урока изучения поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мцыри: особенности поэмы.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет: Литература

Класс: 8

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока: «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

Цель:

определение темы и идеи поэмы; углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведения


Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • усвоить содержание поэмы,закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение, работать над развитием речи.

  • продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы

  • воспитывать любовь к родине, интерес к творчеству поэта, систематизировать и обобщить изученное

Прогнозируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

– знать биографию М.Ю. Лермонтова; знать содержание поэмы «Мцыри», уметь определять тему произведения, выделять проблемы;

- выявление заложенных в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» нравственных ценностей;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;

-умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении; 

– владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы.

В коммуникативной сфере:

 – восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

 – создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

В эстетической сфере: 

– понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса, понимание русского слова в его эстетической функции.

Познавательные:

– расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего неравнодушного человека и читателя;

 – извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, пользоваться изучающим видом чтения;

– формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное;

– давать определения понятиям;

– обобщать понятия;

Регулятивные:

– расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

– совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;

– совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.

Коммуникативные:

– формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; 

– строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

  – формирование умений работать в группе, устанавливать взаимоотношения; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата;

– продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

– излагать содержание прочитанного текста выборочно;  

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет –ресурсы, учебник);

– развитие познавательной активности учащихся; 

  – формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому;

  – формирование собственного отношения к героям поэмы М.Ю. Лермонтова, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

  – использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников.

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей;

– потребность в самовыражении через слово, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся

Оборудование: учебник по литературе для 8 класса 1-я часть (автор: Коровина В.А.), поэма Лермонтова М. Ю. «Мцыри», тетрадь, портрет писателя, мультимедиа проектор.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Оформление доски/ наглядность

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент


1) Самоопределение к деятельности. 


Цель: включение в деятельность

Слайд №1
(картина с изображением Кавказских гор)

Приветствие.

(Звучит полонез Огинского)

На земле есть много прекрасных мест, но самым прекрасным для каждого человека является место, в котором он родился, в котором вырос. Это его Родина.  Любовь к ней впитывается с молоком матери, любовь обостряется, когда человек находится вдали; она не иссякнет, пока жив человек.  Посмотрите, пожалуйста, на горы Кавказа, оцените их величие и представьте, каким должен быть характер человека, рождённого здесь.  

  (Горцы – люди, хранящие свои национальные традиции, сильные и смелые, мужественные и свободолюбивые, всегда готовые к борьбе за свободу).                                                                              

                      - Так жизнь скучна, когда боренья нет…

Мне нужно действовать… -

Записал в своем дневнике еще в отроческие годы Лермонтов. И это не мимолетное желание юноши, а выражение могучего мятежного духа.

- Что значит мятежный?

    (- Стремящийся  к борьбе)

- Кто из известных вам персонажей лермонтовской поэзии наделен мятежным духом?

(- Парус, тучи, Мцыри)


Готовятся к уроку, настраиваются, отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний


1) Мотивация и актуализация знаний


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Слайд №2



Слайд №3


- Лексическая разминка поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

(Карточки у каждого на столе).

Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.  

1. Композиция

А.    Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов


2. Тема

Б.     Построение художественного произведения


3. Идея

В.     Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности


4. Сюжет

Г.    Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)


Проверяем

           

1. Композиция

А. Построение художественного произведения   


2. Тема

Б. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенных в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)


3. Идея

В. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов 


4. Сюжет

Г. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности   

   



Дети самостоятельно устанавливают соответствия, затем сверяют результаты со слайдом и зачитывают их. 




Познавательные УУД:

Умение соотносить термин с его понятием


Личностные УУД:  

самооценка своей деятельности

3. Постановка целей и задач урока








4. Проверка домашнегозадания.

Слайд № 4

(название темы)





- Как бы вы определили тему и цель данного урока?

(«Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Возможно, их роль в раскрытии образа главного героя)

(-Сегодня на уроке мы попытаемся через содержание поэмы, характер главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор, постараемся глубже вникнуть в образ главного героя)

 Запись в тетрадях даты и темы урока.















-Выполненное вами домашнее задание очень поможет нам в этом разобраться. Напомните, в чем оно заключалось?

(- Домашнее задание было предложено на выбор: подготовить выразительное чтение любого эпизода и прокомментировать его, т.е. сделать небольшой анализ отрывка, изобразить понравившиеся эпизоды на рисунке, рассказать о них письменно)

- С чего начнем?

(- С чтения и анализа отрывков)

- Прежде чем начнем чтение, вспомним, какое основное чувство нужно передать?

(- «Одну, но пламенную страсть» - чувство любви к родине и желание жить на воле.)

- И еще не забываем, что страстный романтик Лермонтов доводит чувства своего героя до крайности, показывает их в высшей форме.

- Читаем.

(3 – я строфа со слов «Я мало жил…)

(Комментарий ученика. Мцыри говорит о своей пламенной страсти., т.е. о любви к свободе и желании жить. Его страсть передается здесь при помощи глаголов «изгрызла», «сожгла», «вскормил». В этой строфе автор использует для передачи чувств героя такие эпитеты, как «чудный мир», «пламенная страсть», «душные кельи», сравнение «люди вольны, как орлы»).

- Кто еще почитает?

(Чтение 8-й строфы наизусть).

(В этой строфе с особой силой проявляется мятежный дух Мцыри. Его можно сравнить с Парусом: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад…»,

и «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой…)

- Чей комментарий к рисунку послушаем? Остальные положите тетради с письменным заданием мне на стол.

(Ответы учащихся оцениваются)



Высказывают свои размышления по предложенным вопросам с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Читают наизусть отрывки из поэмы «Мцыри»

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы.

4. Усвоение новых знаний и проверка понимания




Вернемся на минуту к эпиграфу.

- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна».

Но обращаясь к библейской теме, которую мы с вами подробно изучили, автор акцентирует внимание на нарушении запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.  Каким же образом эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Определение темы и идеи произведения.

- Определите тему произведения.

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час

Когда гроза пугала вас,

Когда столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.





Строят монологическое высказывание, связав эпграф и тему произвдения, определяют тему произвеедения







Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Личностные УУД:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; 

2. совершенствовать духовно-нравственные качества личности;.

Познавательные УУД:

1. расширять понятие о композиции произведения и сюжета герой»;

2. уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи;

3. преобразовывать и сохранять информацию

4. разграничить основную и дополнительную информацию

Коммуникативные УУД:

1. выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

2. перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

3. уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

5. участвовать в коллективном обсуждении проблем; осуществлять речевой контроль.





Личностные результаты:

1. формирование понятий о личности и ее ценностях, взаимоотношениях с самим собой;


Коммуникативные УУД:

1.формирование навыков речевой деятельности

2. освоение способов совместной деятельности


Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

6. Творческое применение и контроль усвоения знаний


1) Работа в группах


Цель: создание ситуации успеха, тренировать способность к самоконтролю

Слайд № 5

 Слайд № 6 (сюжетная картинка из поэмы)

Для того чтобы глубже вникнуть в сюжет и композицию поэмы, поработаем в группах. Каждый выберет себе задание по силам.

1-я группа - пересказ сюжета по плану и опорным словам.

2-я группа - прослеживает композицию поэмы, устанавливает ее связь с сюжетом. У этой группы самое сложное задание.

3-я группа беседует по вопросам и работает над выразительным чтением поэмы. Сюда приглашаются те, кто считает, что еще недостаточно хорошо понял смысл произведения или кому еще надо поработать над техникой чтения.

     1   Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (карточки со схемой ответа)

  1. Композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (карточки со схемой рассуждения и опорными словами)

  2. Беседа по вопросам (карточки с вопросами)

Самостоятельная работа в группах. Дети могут записывать свои размышления в тетради.

Вопросы для третьей группы.

(Работая в этой группе, дети могут поспорить друг с другом, сделать замечание по поводу техники чтения, попросить помощь участников двух других групп)

-Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

- Какие сцены в поэме наиболее запомнились? Прочитайте их выразительно.

-Каким вы представляете себе главного героя? Опишите его внешность.

- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

- Каким вы назовете главное настроение поэмы? Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ли при чтении поэмы ощущение одиночества и счастья, веры в победу? Прочитайте соответствующие отрывки с различной интонацией.

VIII. Проверка работы в группах.

- Ну а теперь послушаем друг друга.

   

1-я группа

Сюжет поэмы прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря. Мцыри еще в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался в чужом краю. И среди чужих людей-монахов. Мцыри очень любит родину и стремится к свободе, хочет узнать жизнь. Юноша убегает из монастыря, скитается три дня, общается с природой, радуется жизни. Но он не находит пути в родную страну и попадает снова в монастырь. В предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня». Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

- Порассуждаем о композиции произведения.

2-я группа

Композиция «Мцыри» очень своеобразна. И вот почему. После небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные строфы представляют собой монолог героя, его исповедь. Последние две строфы – это прощание Мцыри с жизнью, его завещание.

    Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма. И это понятно, т.к. три дня вольности дали герою столько приключений, сколько не получил он за всю свою жизнь в монастыре.

3-я группа

Оценку работы этой группы дает сильный ученик, который оказывал помощь.

- Надо отметить, что наиболее запомнившейся для ребят этой группы оказалась сцена с барсом. Они старались читать ее очень выразительно. Предложенная мной аудиозапись, думаю, помогла им еще глубже понять, как надо читать этот отрывок, хотя я чувствую его по-другому…

- Ребята, может быть, кто-то прочитает выразительно этот отрывок?

- Какой вопрос показался самым сложным?



Перескказывают сюжет поэмы по плану

Прослеживают связь композиции с сюжетом

Отвечают на предложенные вопросы

Коммуникативные УУД:

1. освоение способов совместной деятельности


Познавательные УУД: 

1. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


7. Подведение итогов и рефлексия



Слайды № 7 (монолог мцыри – гимн этому месту),8 (природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым)

- Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”?                                                    -Зачем живет человек на земле?
(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней.  Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы).

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? 
(Природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: «Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас,// Когда, столпясъ при алтаре, //Вы ниц лежали на земле»).


- Итак, сегодня на уроке мы учились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри, определили тему и идею поэмы.



Ученики делают выводы по уроку. Высказывают свое мнение относительно прошедшего урока.

Познавательные УУД: делать выводы, обобщения;


Коммуникативные УУД:

выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация


Личностные УУД: 

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.


Регулятивные УУД: способность организовывать собственную деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

8. Домашнее задание

Слайд №9

опираясь на материалы урока, написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Жизнь Мцыри в неволе»

Записывают домашнее задание











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Лермонтов М.Ю. «Мцыри» Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Правда, 1988.. Интернет-библиотека Алексея Комарова - [Эл.ресурс] - Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/991/p.1/index.html

  2. Иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" - Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" – 2015 [Эл.ресурс] - Режим доступа: https://tarhany.ru/mediagallery/photo/132

  3. Михаил Леофас Огинский, Полонез « Прощание с Родиной» https://www.youtube.com/watch?v=j8DvJz2opIg










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Мцыри: особенности поэмы.

Автор: Лагутина Екатерина Александровна

Дата: 27.05.2025

Номер свидетельства: 670704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»"
    ["seo_title"] => string(80) "m_iu_liermontov_poema_mtsyri_istoriia_sozdaniia_tiema_i_idieia_proizviedieniia_z"
    ["file_id"] => string(6) "380589"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484673776"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри""( Бой с барсом)"
    ["seo_title"] => string(35) "poemamiuliermontovamtsyriboisbarsom"
    ["file_id"] => string(6) "320082"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461001629"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма. "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-tiemie-m-iu-liermontov-mtsyri-romantichieskaia-poema"
    ["file_id"] => string(6) "167890"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423148038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Тема  РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ» Проверочная работа по литературе "
    ["seo_title"] => string(89) "tiema-romantichieskaia-poema-m-iu-liermontov-mtsyri-provierochnaia-rabota-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "156751"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421484948"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Романтический герой в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "
    ["seo_title"] => string(56) "romantichieskii-ghieroi-v-poemie-m-iu-liermontova-mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "192489"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427463779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства