ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет: Литература | Класс: 8 | Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Тема урока: «Мцыри»: особенности композиции поэмы. |
Цель: определение темы и идеи поэмы; углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведения |
Задачи: |
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
усвоить содержание поэмы,закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение, работать над развитием речи. | продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы | воспитывать любовь к родине, интерес к творчеству поэта, систематизировать и обобщить изученное |
Прогнозируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
В познавательной (интеллектуальной) сфере: – знать биографию М.Ю. Лермонтова; знать содержание поэмы «Мцыри», уметь определять тему произведения, выделять проблемы; - выявление заложенных в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» нравственных ценностей; – осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; -умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении; – владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы. В коммуникативной сфере: – восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; – создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог. В эстетической сфере: – понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса, понимание русского слова в его эстетической функции. | Познавательные: – расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего неравнодушного человека и читателя; – извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, пользоваться изучающим видом чтения; – формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное; – давать определения понятиям; – обобщать понятия; Регулятивные: – расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода; – совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания; – совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа. Коммуникативные: – формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; – строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; – формирование умений работать в группе, устанавливать взаимоотношения; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата; – продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь – излагать содержание прочитанного текста выборочно; | – совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе; – использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет –ресурсы, учебник); – развитие познавательной активности учащихся; – формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; – формирование собственного отношения к героям поэмы М.Ю. Лермонтова, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; – использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников. – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – ориентация в системе моральных норм и ценностей; – потребность в самовыражении через слово, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Методы: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся |
Оборудование: учебник по литературе для 8 класса 1-я часть (автор: Коровина В.А.), поэма Лермонтова М. Ю. «Мцыри», тетрадь, портрет писателя, мультимедиа проектор. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Оформление доски/ наглядность | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент 1) Самоопределение к деятельности. Цель: включение в деятельность | Слайд №1 (картина с изображением Кавказских гор) | Приветствие. (Звучит полонез Огинского) На земле есть много прекрасных мест, но самым прекрасным для каждого человека является место, в котором он родился, в котором вырос. Это его Родина. Любовь к ней впитывается с молоком матери, любовь обостряется, когда человек находится вдали; она не иссякнет, пока жив человек. Посмотрите, пожалуйста, на горы Кавказа, оцените их величие и представьте, каким должен быть характер человека, рождённого здесь. (Горцы – люди, хранящие свои национальные традиции, сильные и смелые, мужественные и свободолюбивые, всегда готовые к борьбе за свободу). - Так жизнь скучна, когда боренья нет… Мне нужно действовать… - Записал в своем дневнике еще в отроческие годы Лермонтов. И это не мимолетное желание юноши, а выражение могучего мятежного духа. - Что значит мятежный? (- Стремящийся к борьбе) - Кто из известных вам персонажей лермонтовской поэзии наделен мятежным духом? (- Парус, тучи, Мцыри) | Готовятся к уроку, настраиваются, отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний 1) Мотивация и актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Слайд №2 Слайд №3 | - Лексическая разминка поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Карточки у каждого на столе). Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений. 1. Композиция | А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов | 2. Тема | Б. Построение художественного произведения | 3. Идея | В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности | 4. Сюжет | Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор) | - Проверяем 1. Композиция | А. Построение художественного произведения | 2. Тема | Б. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенных в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор) | 3. Идея | В. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов | 4. Сюжет | Г. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности | | Дети самостоятельно устанавливают соответствия, затем сверяют результаты со слайдом и зачитывают их. | Познавательные УУД: Умение соотносить термин с его понятием Личностные УУД: самооценка своей деятельности |
3. Постановка целей и задач урока 4. Проверка домашнегозадания. | Слайд № 4 (название темы) | - Как бы вы определили тему и цель данного урока? («Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Возможно, их роль в раскрытии образа главного героя) (-Сегодня на уроке мы попытаемся через содержание поэмы, характер главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор, постараемся глубже вникнуть в образ главного героя) Запись в тетрадях даты и темы урока. -Выполненное вами домашнее задание очень поможет нам в этом разобраться. Напомните, в чем оно заключалось? (- Домашнее задание было предложено на выбор: подготовить выразительное чтение любого эпизода и прокомментировать его, т.е. сделать небольшой анализ отрывка, изобразить понравившиеся эпизоды на рисунке, рассказать о них письменно) - С чего начнем? (- С чтения и анализа отрывков) - Прежде чем начнем чтение, вспомним, какое основное чувство нужно передать? (- «Одну, но пламенную страсть» - чувство любви к родине и желание жить на воле.) - И еще не забываем, что страстный романтик Лермонтов доводит чувства своего героя до крайности, показывает их в высшей форме. - Читаем. (3 – я строфа со слов «Я мало жил…) (Комментарий ученика. Мцыри говорит о своей пламенной страсти., т.е. о любви к свободе и желании жить. Его страсть передается здесь при помощи глаголов «изгрызла», «сожгла», «вскормил». В этой строфе автор использует для передачи чувств героя такие эпитеты, как «чудный мир», «пламенная страсть», «душные кельи», сравнение «люди вольны, как орлы»). - Кто еще почитает? (Чтение 8-й строфы наизусть). (В этой строфе с особой силой проявляется мятежный дух Мцыри. Его можно сравнить с Парусом: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад…», и «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой…) - Чей комментарий к рисунку послушаем? Остальные положите тетради с письменным заданием мне на стол. (Ответы учащихся оцениваются) | Высказывают свои размышления по предложенным вопросам с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. Читают наизусть отрывки из поэмы «Мцыри» | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. |
4. Усвоение новых знаний и проверка понимания | | Вернемся на минуту к эпиграфу. - Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Но обращаясь к библейской теме, которую мы с вами подробно изучили, автор акцентирует внимание на нарушении запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы. Каким же образом эпиграф связан с темой и идеей произведения? Определение темы и идеи произведения. - Определите тему произведения. Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час Когда гроза пугала вас, Когда столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость? – Определите идею. Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. | Строят монологическое высказывание, связав эпграф и тему произвдения, определяют тему произвеедения | Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; Личностные УУД: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; 2. совершенствовать духовно-нравственные качества личности;. Познавательные УУД: 1. расширять понятие о композиции произведения и сюжета герой»; 2. уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи; 3. преобразовывать и сохранять информацию 4. разграничить основную и дополнительную информацию Коммуникативные УУД: 1. выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2. перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; 3. уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения 5. участвовать в коллективном обсуждении проблем; осуществлять речевой контроль. |
| | | | Личностные результаты: 1. формирование понятий о личности и ее ценностях, взаимоотношениях с самим собой; Коммуникативные УУД: 1.формирование навыков речевой деятельности 2. освоение способов совместной деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
6. Творческое применение и контроль усвоения знаний 1) Работа в группах Цель: создание ситуации успеха, тренировать способность к самоконтролю | Слайд № 5 Слайд № 6 (сюжетная картинка из поэмы) | Для того чтобы глубже вникнуть в сюжет и композицию поэмы, поработаем в группах. Каждый выберет себе задание по силам. 1-я группа - пересказ сюжета по плану и опорным словам. 2-я группа - прослеживает композицию поэмы, устанавливает ее связь с сюжетом. У этой группы самое сложное задание. 3-я группа беседует по вопросам и работает над выразительным чтением поэмы. Сюда приглашаются те, кто считает, что еще недостаточно хорошо понял смысл произведения или кому еще надо поработать над техникой чтения. 1 Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (карточки со схемой ответа) Композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (карточки со схемой рассуждения и опорными словами) Беседа по вопросам (карточки с вопросами) Самостоятельная работа в группах. Дети могут записывать свои размышления в тетради. Вопросы для третьей группы. (Работая в этой группе, дети могут поспорить друг с другом, сделать замечание по поводу техники чтения, попросить помощь участников двух других групп) -Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас? - Какие сцены в поэме наиболее запомнились? Прочитайте их выразительно. -Каким вы представляете себе главного героя? Опишите его внешность. - Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения? - Каким вы назовете главное настроение поэмы? Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ли при чтении поэмы ощущение одиночества и счастья, веры в победу? Прочитайте соответствующие отрывки с различной интонацией. VIII. Проверка работы в группах. - Ну а теперь послушаем друг друга. 1-я группа - Сюжет поэмы прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря. Мцыри еще в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался в чужом краю. И среди чужих людей-монахов. Мцыри очень любит родину и стремится к свободе, хочет узнать жизнь. Юноша убегает из монастыря, скитается три дня, общается с природой, радуется жизни. Но он не находит пути в родную страну и попадает снова в монастырь. В предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня». Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. - Порассуждаем о композиции произведения. 2-я группа - Композиция «Мцыри» очень своеобразна. И вот почему. После небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные строфы представляют собой монолог героя, его исповедь. Последние две строфы – это прощание Мцыри с жизнью, его завещание. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма. И это понятно, т.к. три дня вольности дали герою столько приключений, сколько не получил он за всю свою жизнь в монастыре. 3-я группа Оценку работы этой группы дает сильный ученик, который оказывал помощь. - Надо отметить, что наиболее запомнившейся для ребят этой группы оказалась сцена с барсом. Они старались читать ее очень выразительно. Предложенная мной аудиозапись, думаю, помогла им еще глубже понять, как надо читать этот отрывок, хотя я чувствую его по-другому… - Ребята, может быть, кто-то прочитает выразительно этот отрывок? - Какой вопрос показался самым сложным? | Перескказывают сюжет поэмы по плану Прослеживают связь композиции с сюжетом Отвечают на предложенные вопросы | Коммуникативные УУД: 1. освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
7. Подведение итогов и рефлексия | Слайды № 7 (монолог мцыри – гимн этому месту),8 (природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым) | - Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”? -Зачем живет человек на земле? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы). - Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? (Природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: «Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас,// Когда, столпясъ при алтаре, //Вы ниц лежали на земле»). - Итак, сегодня на уроке мы учились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри, определили тему и идею поэмы. | Ученики делают выводы по уроку. Высказывают свое мнение относительно прошедшего урока. | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; Коммуникативные УУД: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор. Регулятивные УУД: способность организовывать собственную деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку. |
8. Домашнее задание | Слайд №9 | опираясь на материалы урока, написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Жизнь Мцыри в неволе» | Записывают домашнее задание | |