Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма.
Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма.
Цель:
Образовательные:
- углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;
- познакомить с историей создания, жанром, сюжетом, композицией поэмы «Мцыри»
- определить особенности романтизма в поэме;
- определить тему и идею поэмы;
- развивать навыки анализа художественного текста: умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно - выразительные средства языка.
Развивающие:
- формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха;
- развивать речь и воображение учащихся;
- продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание,
Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.
Методы и приемы: репродуктивный (объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение); поисковые (эвристическая беседа, аналитическая беседа, анализ текста),
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма. »
Литература 8 класс
Тема: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма.
Цель:
Образовательные:
- углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;
- познакомить с историей создания, жанром, сюжетом, композицией поэмы «Мцыри»
- определить особенности романтизма в поэме;
- определить тему и идею поэмы;
- развивать навыки анализа художественного текста: умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно - выразительные средства языка.
Развивающие:
- формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха;
- развивать речь и воображение учащихся;
- продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание,
Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.
Методы и приемы: репродуктивный (объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение); поисковые (эвристическая беседа, аналитическая беседа, анализ текста),
Тип урока: смешанный (объяснение нового; анализа текста; систематизации и обобщения знаний и умений).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, творческая работа.
Средства работы: портрет М. Ю. Лермонтова, лестница успешности, лист-шкатулочка, тетради, учебники, текст поэмы.
Опережающее задание: прочитать поэму Лермонтова и вступительную статью учебника о поэме и авторе.
Оформление.1.Лестница успешности.
2.Стикеры (разного цвета).
3.Слайды. №1.Портрет МЮЛ. Слайд №2-8. Лермонтов и Кавказ (рисунки поэта). Слайд №9-11. Признаки литературных направлений. Признаки романтизма.
4.Лист-шкатулочка. Задания группам 1,2,3.
Ход урока
1.Мотивационно-целевой этап.
1.Лестница успешности. Знакомство со ступеньками: незнание, неуверенность, знание, уверенность, комфорт, радость. Определите своё состояние на уроке литературы, не забывая, что домашним заданием было чтение поэмы МЮЛ «Мцыри». Прикрепите стикеры на ступеньку, определяющее ваше состояние в начале урока. Анализ. Вернёмся к лестнице успешности в конце урока.
1.2. Слово учителя. Я рада встрече с вами на этом уроке, думаю, что он станет уроком настроений, раздумий о смысле жизни. Нас ждёт встреча с поэтическим миром, который воссоздал для нас русский поэт МЮЛ (слайд 1 – портрет МЮЛ).
2.Этап актуализации.
2.1. Проверка д.з. (в ходе урока делаются записи в тетради: план урока)
- Совпадает ли настроение лирического героя с настроением автора?
- Удалось ли чтецу передать душевное состояние автора и героя?
- Какое бы название вы дали этому стихотворению?
- Какое произведение МЮЛ читали дома?
3.Операционно-исполнительский этап.
3.1. Формулировка темы урока. «МЮЛ. Поэма «Мцыри»…….???
Оформление тетрадей.
- Как вы думаете, такая формулировка темы будет ли достаточно полно отражать содержание урока, нашу беседу. Ведь в теме только что? (название жанра – поэма).
- Мы вернёмся к формулировке темы урока позже, чтобы её дополнить.
- Будем говорить о поэме, а урок начали со стихотворения «Кавказ» (1830), так называется стихотворение МЮЛ.
- Почему?
- Эти два произведения (1830, 1839) объединены темой Кавказа. Кавказ в жизни МЮЛ действительно играл большую роль.
3.2. Сообщения учащихся «Лермонтов и Кавказ».
3.3. Романс «Горные вершины».
- Как биография МЮЛ была связана с Кавказом? (Слайд №2-8. Лермонтов и Кавказ. (рисунки поэта)
Вывод: Так может рисовать человек, влюблённый в эти места. Кавказ – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.
3.4.Изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
-Мы не в первый раз анализируем худ. произведение. Вспомните, какие моменты, вопросы мы обсуждаем.
3.5.Организация совместного целеполагания.
Индивидуальное дом.задание. Сообщения учащихся. Задания были разного характера: подобрать соответствующий материал к предложенной теме, кому-то нужно было поработать с поэмой.
1.История создания поэмы «Мцыри».
2.Название поэмы.
3.Жанр.
4.Исповедь.
5. Сюжет.
6.Композиция.
- Сможете ли из прослушанного материала дополнить тему урока? Только жанр, а какой жанр? – романтическая поэма.
- Поставьте следующую цель урока? (доказать, что это романтическая поэма)
- Как будем доказывать?
3.6. Аналитическая работа. (Слайд №9. Признаки литературных направлений:
-Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются;
-произведения искусства ценили по тому, насколько оно могло растрогать человека, умилить его сердце;
-допускается идеализация героев;
- произведения в формы путевых записок, письма, дневника;
-установлена строгая иерархия жанров, их деление на «высокие», «средние» и «низкие»;
-наиболее четко были выражены правила единства времени, места и действия;
- Записаны фразы, можно ли их объединить одним названием?
- Какие литературные направления существовали?
- С какими лит. направлениями познакомились?
- Чтение фразы, определяем, это признак какого лит. направления.
- (Слайд №10). Это признаки романтизма. Можно ли их использовать (для уточнения темы урока) для доказательства, что поэма «Мцыри» - романтическая. Выделите из них 3 основные, на ваш взгляд (слайд№11).
Их мы и используем для дальнейшей работы: доказать, что поэма «Мцыри» - романтическая.
3.7. Организация деятельности учащихся. Формирование групп. Организация работы в группах. Выбор спикера. Какую работу будет выполнять спикер? 3группы – 3 особенности романтизма. Листы с заданиями.
Г) Можно ли по этим словам увидеть необычность природы?
Д) Как достигается автором изображение необычной, экзотической природы?
Е) Вернитесь к заданию В и выпишите из текста художественные приёмы, используемые автором. Определите эти приёмы.
Ж) Обратите внимание на первую и последнюю картину этой главы. Что символизируют эти описания?
1 картина - разделенные потоком берега 2 картина - облака, направляющиеся на восток, к Кавказу.
З) Определите роль пейзажа в романтической поэме «Мцыри». (природа – не только фон, на котором происходят события, она созвучна внутреннему миру героя)
И) Сделайте вывод.
К) Изобразите содержание работы группы в рисунке.
ДЗ. 1 группа: рассказать историю жизни Мцыри (по тексту).
2,3 группа: подобрать цитаты к характеристике Мцыри. Выучить наизусть отрывок.
А) Вспомните, какие события составляют сюжет. Определите элементы сюжетной композиции.
Завязка –____________________________________
Развитие действия – __________________________
Кульминация - _______________________________
Развязка – ____________________________________
Композиция поэмы имеет особенность. Какую?
В поэме 26 маленьких глав. Обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы? Почему о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма.
Б) Прочитайте определение художественного конфликта. Выделите ключевые слова.
Конфликт художественный - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
В) На основе выделенных слов определите худ. конфликт в поэме. Каков характер героя и каковы обстоятельства, в которых он оказывается? …
Г) В чём раскрывается конфликт? (Конфликт раскрывается в сюжете, а также в композиции)
Д) Назовите причины конфликта, как разрешается он в поэме?
Е) Изобразите содержание работы группы в рисунке.
ДЗ. 1 группа: рассказать историю жизни Мцыри (по тексту).
2,3 группа: подобрать цитаты к характеристике Мцыри.