kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Образовательные:

- углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

 - познакомить с историей создания, жанром, сюжетом, композицией поэмы «Мцыри»

- определить  особенности  романтизма в поэме;

- определить тему и идею поэмы;

- развивать навыки анализа художественного текста: умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно - выразительные средства языка.

Развивающие:

 - формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха;

- развивать речь и воображение учащихся;

- продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание,

Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

 Методы и приемы: репродуктивный (объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение); поисковые (эвристическая беседа, аналитическая беседа, анализ текста), 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма. »


Литература 8 класс


Тема: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма.

Цель:

Образовательные:

- углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

- познакомить с историей создания, жанром, сюжетом, композицией поэмы «Мцыри»

- определить особенности романтизма в поэме;

- определить тему и идею поэмы;

- развивать навыки анализа художественного текста: умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно - выразительные средства языка.

Развивающие:

- формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха;

- развивать речь и воображение учащихся;

- продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание,

Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

Методы и приемы: репродуктивный (объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение); поисковые (эвристическая беседа, аналитическая беседа, анализ текста),

Тип урока: смешанный (объяснение нового; анализа текста; систематизации и обобщения знаний и умений).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, творческая работа.

Средства работы: портрет М. Ю. Лермонтова, лестница успешности, лист-шкатулочка, тетради, учебники, текст поэмы.

Опережающее задание: прочитать поэму Лермонтова и вступительную статью учебника о поэме и авторе.

Оформление.1.Лестница успешности.

2.Стикеры (разного цвета).

3.Слайды. №1.Портрет МЮЛ. Слайд №2-8. Лермонтов и Кавказ (рисунки поэта). Слайд №9-11. Признаки литературных направлений. Признаки романтизма.

4.Лист-шкатулочка. Задания группам 1,2,3.


Ход урока

1.Мотивационно-целевой этап.

1.Лестница успешности. Знакомство со ступеньками: незнание, неуверенность, знание, уверенность, комфорт, радость. Определите своё состояние на уроке литературы, не забывая, что домашним заданием было чтение поэмы МЮЛ «Мцыри». Прикрепите стикеры на ступеньку, определяющее ваше состояние в начале урока. Анализ. Вернёмся к лестнице успешности в конце урока.

1.2. Слово учителя. Я рада встрече с вами на этом уроке, думаю, что он станет уроком настроений, раздумий о смысле жизни. Нас ждёт встреча с поэтическим миром, который воссоздал для нас русский поэт МЮЛ (слайд 1 – портрет МЮЛ).

2.Этап актуализации.

2.1. Проверка д.з. (в ходе урока делаются записи в тетради: план урока)

- Какие факты биографии вам запомнились? (Ответы учащихся)

2.2.Слово учителя.

2.3. Литературная викторина.

Чтение отрывков (собрание сочинений М.Ю.Лермонтова. т.2, стр.5, т.1, стр.43)

- Из каких произведений МЮЛ эти отрывки?

2.4.Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кавказ». (том 1, стр.147). (слайд 1 – портрет МЮЛ)

2.5.Беседа.

- О чём стихотворение?

- Определить настроение лирического героя?

- Совпадает ли настроение лирического героя с настроением автора?

- Удалось ли чтецу передать душевное состояние автора и героя?

- Какое бы название вы дали этому стихотворению?

- Какое произведение МЮЛ читали дома?

3.Операционно-исполнительский этап.

3.1. Формулировка темы урока. «МЮЛ. Поэма «Мцыри»…….???

Оформление тетрадей.

- Как вы думаете, такая формулировка темы будет ли достаточно полно отражать содержание урока, нашу беседу. Ведь в теме только что? (название жанра – поэма).

- Мы вернёмся к формулировке темы урока позже, чтобы её дополнить.

- Будем говорить о поэме, а урок начали со стихотворения «Кавказ» (1830), так называется стихотворение МЮЛ.

- Почему?

- Эти два произведения (1830, 1839) объединены темой Кавказа. Кавказ в жизни МЮЛ действительно играл большую роль.

3.2. Сообщения учащихся «Лермонтов и Кавказ».

3.3. Романс «Горные вершины».

- Как биография МЮЛ была связана с Кавказом? (Слайд №2-8. Лермонтов и Кавказ. (рисунки поэта)

Вывод: Так может рисовать человек, влюблённый в эти места. Кавказ – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

3.4.Изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

-Мы не в первый раз анализируем худ. произведение. Вспомните, какие моменты, вопросы мы обсуждаем.

3.5.Организация совместного целеполагания.

Индивидуальное дом.задание. Сообщения учащихся. Задания были разного характера: подобрать соответствующий материал к предложенной теме, кому-то нужно было поработать с поэмой.

1.История создания поэмы «Мцыри».

2.Название поэмы.

3.Жанр.

4.Исповедь.

5. Сюжет.

6.Композиция.

- Сможете ли из прослушанного материала дополнить тему урока? Только жанр, а какой жанр? – романтическая поэма.

- Поставьте следующую цель урока? (доказать, что это романтическая поэма)

- Как будем доказывать?

3.6. Аналитическая работа. (Слайд №9. Признаки литературных направлений:

-Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются;

-произведения искусства ценили по тому, насколько оно могло растрогать человека, умилить его сердце;

-допускается идеализация героев;

- произведения в формы путевых записок, письма, дневника;

-установлена строгая иерархия жанров, их деление на «высокие», «средние» и «низкие»;

-наиболее четко были выражены правила единства времени, места и действия;

- страстная жажда героя обновления жизни;

- «исключительный герой» - яркая, необычная личность, наделённая страстью;

- романтический сюжет;

- конфликт между личностью и обществом;

- герой обладает сильным характером, выделяется среди окружающих;

- романтическая среда – необычное, экзотическое место).

Беседа.

- Записаны фразы, можно ли их объединить одним названием?

- Какие литературные направления существовали?

- С какими лит. направлениями познакомились?

- Чтение фразы, определяем, это признак какого лит. направления.

- (Слайд №10). Это признаки романтизма. Можно ли их использовать (для уточнения темы урока) для доказательства, что поэма «Мцыри» - романтическая. Выделите из них 3 основные, на ваш взгляд (слайд№11).

Их мы и используем для дальнейшей работы: доказать, что поэма «Мцыри» - романтическая.

3.7. Организация деятельности учащихся. Формирование групп. Организация работы в группах. Выбор спикера. Какую работу будет выполнять спикер? 3группы – 3 особенности романтизма. Листы с заданиями.

1 группа: «исключительный герой» - яркая, необычная личность, наделённая страстью;

2 группа: романтический сюжет; конфликт между личностью и обществом;

3 группа: романтическая среда – необычное, экзотическое место.

3.8. Ответы групп. Запись основных моментов в тетрадь.

4.Рефлекс.-оценочный этап.

- На какие вопросы мы ответили?

- Что нам нужно было сделать на уроке?

- Какие доказательства мы обнаружили?

- Какая из трёх особенностей романтизма требует дальнейшего обсуждения? (выход на тему следующего урока)

5. ДЗ. Образ Мцыри.

Задание: 1 группа: рассказать историю жизни Мцыри (по тексту).

Задание: 2,3 группа: подобрать цитаты к характеристике Мцыри.

Выучить наизусть отрывок.

Оценки.

Лестница успешности. Изменилось ли ваше состояние в конце урока? Почему?








































Лист-шкатулочка.


1.Михаил Юрьевич Лермонтов «?________________» (1830)

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей.

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечер час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..


1 группа: Признак романтизма – изображение событий в необычной, экзотической обстановке. Вопросы:

А) Где происходят события в поэме?

Б) Если сравнить описание кавказской природы и монастыря, то какого описания в поэме больше? Почему?

В) Прочитайте главу 6, в которой даётся описание природы. Выпишите слова, составляющие эту природу.

Это: поля пышные_____________________________________________________________________

? ___________________________________________________________________________________

? ___________________________________________________________________________________

?____________________________________________________________________________________

? ___________________________________________________________________________________

? ___________________________________________________________________________________

? ___________________________________________________________________________________

? ___________________________________________________________________________________

Г) Можно ли по этим словам увидеть необычность природы?

Д) Как достигается автором изображение необычной, экзотической природы?

Е) Вернитесь к заданию В и выпишите из текста художественные приёмы, используемые автором. Определите эти приёмы.

Ж) Обратите внимание на первую и последнюю картину этой главы. Что символизируют эти описания?

1 картина - разделенные потоком берега 2 картина - облака, направляющиеся на восток, к Кавказу.

З) Определите роль пейзажа в романтической поэме «Мцыри». (природа – не только фон, на котором происходят события, она созвучна внутреннему миру героя)

И) Сделайте вывод.

К) Изобразите содержание работы группы в рисунке.


ДЗ. 1 группа: рассказать историю жизни Мцыри (по тексту).

2,3 группа: подобрать цитаты к характеристике Мцыри. Выучить наизусть отрывок.











Лист-шкатулочка.


1.Михаил Юрьевич Лермонтов «?________________» (1830)

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей.

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечер час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..


2 группа: романтический сюжет

конфликт между личностью и обществом

Вопросы:

А) Вспомните, какие события составляют сюжет. Определите элементы сюжетной композиции.

Завязка –____________________________________

Развитие действия – __________________________

Кульминация - _______________________________

Развязка – ____________________________________

Композиция поэмы имеет особенность. Какую?

В поэме 26 маленьких глав. Обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы? Почему о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма.

Б) Прочитайте определение художественного конфликта. Выделите ключевые слова.

Конфликт художественный - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.

В) На основе выделенных слов определите худ. конфликт в поэме. Каков характер героя и каковы обстоятельства, в которых он оказывается? …

Г) В чём раскрывается конфликт? (Конфликт раскрывается в сюжете, а также в композиции)

Д) Назовите причины конфликта, как разрешается он в поэме?

Е) Изобразите содержание работы группы в рисунке.


ДЗ. 1 группа: рассказать историю жизни Мцыри (по тексту).

2,3 группа: подобрать цитаты к характеристике Мцыри.

Выучить наизусть отрывок.
















Лист-шкатулочка.


1.Михаил Юрьевич Лермонтов «?________________» (1830)


Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей.

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечер час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..


3 группа: «исключительный герой» - яркая, необычная личность, наделённая страстью

Вопросы:

А) Вспомните, как писатели создают образы героев в своих произведениях?

Б) Как создаётся образ юноши в поэме? Что является основным при создании образа героя?

В) Прочитайте главу 2. Опишите поведение героя в монастыре.

Г) Как ведёт себя Мцыри на свободе? Чтение главы 3.

Д) Какие качества души и характера Мцыри проявляются в поэме?

Е) Определите главную черту характера Мцыри.

Е) Изобразите содержание работы группы в рисунке.


ДЗ. 1 группа: рассказать историю жизни Мцыри (по тексту).

2,3 группа: подобрать цитаты к характеристике Мцыри.

Выучить наизусть отрывок.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма.

Автор: Мишустина Татьяна Геннадьевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русской литературы по теме: "Поэма «Мцыри» ее эпиграф и сюжет".(8 класс) "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkoi-litieratury-po-tiemie-poema-mtsyri-ieie-epighraf-i-siuzhiet-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423130767"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока на тему "Михаил Юрьевич Лермонтов и его романтический герой" (на основе поэмы «Мцыри»)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_mikhail_iur_ievich_liermontov_i_iegho_romantichieskii_g"
    ["file_id"] => string(6) "377034"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483975250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства