kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри""( Бой с барсом)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с поэмами М.Ю. Лермонтова, в частности с поэмой "Мцыри", ставшей психологческим портретом исключительной личности. В одном из слайдов представлена высокая оценка В.Г. Белинского художественных особенностей поэмы. Интересна история создания поэмы, её замысел. Не случайно влияние легенд и Кавказа, а также роскошные  картины кавказской  природы. 

Прослеживается тема и идея произведения, даётся яркий образ бунтаря. Используются иллюстрации к отрывку "Бой с барсом". Подчёркивается актуальность творчества М.Ю.Лермонтова, указывается на современное прочтение образа Мцыри. Презентацию. можно использовать на уроках литературы, а также во внеклассных мероприятих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри""( Бой с барсом)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «»Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звёздный  Чегемского района КБР Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» ( Бой с барсом)  Выполнила учитель русского языка и литературы  Калайтанова Н.В.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «»Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звёздный Чегемского района КБР

Поэма М.Ю. Лермонтова

«Мцыри» ( Бой с барсом)

Выполнила учитель русского языка и литературы

Калайтанова Н.В.

«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова «Мцыри» —любимое произведение Лермонтова. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.

«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова

«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.

… поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, … вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и буря духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы. и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!»  В.Г.Белинский

поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, … вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и буря духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы. и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!» В.Г.Белинский

Замысел поэмы  Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы».

Замысел поэмы

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы».

Природа – действующее лицо в поэме  Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Природа – действующее лицо в поэме

Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Тема поэмы «Мцыри» Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л.Андроников)  В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б.Эйхенбаум)  Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств .

Тема поэмы «Мцыри»

Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л.Андроников) В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б.Эйхенбаум) Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств .

Идеи жизни и свободы Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» —- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.  Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Идеи жизни и свободы

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» —- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования. Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Яркий образ героя-бунтаря М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщател ьности психологической проработки . В то же время ли чность Мцыри — поразит ельно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника , стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.   Одна из легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.   Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы.

Яркий образ героя-бунтаря

М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщател ьности психологической проработки . В то же время ли чность Мцыри — поразит ельно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника , стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Одна из легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы.

Я ждал. И вот в тени ночной  Врага почуял он, и вой  Протяжный, жалобный как стон  Раздался вдруг...

Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг...

… и начал он  Сердито лапой рыть песок,  Встал на дыбы, потом прилег,

и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег,

,  И первый бешеный скачок  Мне страшной смертью грозил...  Но я его предупредил.

, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил... Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.  Надежный сук мой, как топор,  Широкий лоб его рассек...  Он застонал, как человек,  И опрокинулся. Но вновь,  Хотя лила из раны кровь  Густой, широкою волной,  Бой закипел, смертельный бой!

Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек... Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:  Но в горло я успел воткнуть  И там два раза повернуть  Мое оружье...

Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье...

Он завыл,  Рванулся из последних сил,  И мы, сплетясь, как пара змей,  Обнявшись крепче двух друзей,  Упали разом, и во мгле  Бой продолжался на земле.

Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;  Как барс пустынный, зол и дик,  Я пламенел, визжал, как он;  Как будто сам я был рожден  В семействе барсов и волков  Под свежим пологом лесов.  Казалось, что слова людей  Забыл я - и в груди моей  Родился тот ужасный крик,  Как будто с детства мой язык  К иному звуку не привык...

И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я - и в груди моей Родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык...

Но враг мой стал изнемогать,  Метаться, медленней дышать,  Сдавил меня в последний раз...  Зрачки его недвижных глаз  Блеснули грозно - и потом  Закрылись тихо вечным сном;  Но с торжествующим врагом  Он встретил смерть лицом к лицу,  Как в битве следует бойцу!..

Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний раз... Зрачки его недвижных глаз Блеснули грозно - и потом Закрылись тихо вечным сном; Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..

Заплутавший Мцыри встречает могучего барса. Познав все удовольствие от свободы, он вступает в бой с одним из ее представителей, гостем «пустыни вечной». Это соперничество было предписано ему природой. Мцыри выиграл в этом бою, но получил смертельные раны от убийственных когтей барса.

Заплутавший Мцыри встречает могучего барса. Познав все удовольствие от свободы, он вступает в бой с одним из ее представителей, гостем «пустыни вечной». Это соперничество было предписано ему природой. Мцыри выиграл в этом бою, но получил смертельные раны от убийственных когтей барса.

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за исполинская натура у этого Мцыри!» — писал он. Критик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отражением в поэзии тени его собственной личности».   

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за исполинская натура у этого Мцыри!» — писал он. Критик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отражением в поэзии тени его собственной личности».  

Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер,   А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами .   

Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами .  

Актуальность творчества М.Ю. Лермонтова  В современн ом  прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, прот ивостоит  его монашескому воспитанию. Мцыри пытае тся перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.   Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань прои зведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Актуальность творчества М.Ю. Лермонтова

В современн ом прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, прот ивостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытае тся перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода. Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань прои зведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри""( Бой с барсом)

Автор: Калайтанова Наталья Владимировна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 320082


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства