Презентация знакомит с поэмами М.Ю. Лермонтова, в частности с поэмой "Мцыри", ставшей психологческим портретом исключительной личности. В одном из слайдов представлена высокая оценка В.Г. Белинского художественных особенностей поэмы. Интересна история создания поэмы, её замысел. Не случайно влияние легенд и Кавказа, а также роскошные картины кавказской природы.
Прослеживается тема и идея произведения, даётся яркий образ бунтаря. Используются иллюстрации к отрывку "Бой с барсом". Подчёркивается актуальность творчества М.Ю.Лермонтова, указывается на современное прочтение образа Мцыри. Презентацию. можно использовать на уроках литературы, а также во внеклассных мероприятих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри""( Бой с барсом)»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «»Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. ЗвёздныйЧегемского района КБР
Поэма М.Ю. Лермонтова
«Мцыри» ( Бой с барсом)
Выполнила учитель русского языка и литературы
Калайтанова Н.В.
«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова
«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.
…поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, … вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и буря духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы. и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!»В.Г.Белинский
Замысел поэмы
Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы».
Природа – действующее лицо в поэме
Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.
Тема поэмы «Мцыри»
Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л.Андроников)В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б.Эйхенбаум)Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств .
Идеи жизни и свободы
Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» —- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.
Яркий образ героя-бунтаря
М.Ю. Лермонтов создалв поэме«Мцыри»яркий образ героя-бунтаря, неспособногок компромиссам.Это характер исключительный поглубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершенная.Он — герой-символ,в котором автор выразил своипредставления обопределенном типе личности. Этоличность пленника, стремящегося к абсолютной свободе,готового вступитьв спор с судьбой даже ради глотка свободы.Одна из легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы.
Я ждал. И вот в тени ночнойВрага почуял он, и войПротяжный, жалобный как стонРаздался вдруг...
…и начал онСердито лапой рыть песок,Встал на дыбы, потом прилег,
,И первый бешеный скачокМне страшной смертью грозил...Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.Надежный сук мой, как топор,Широкий лоб его рассек...Он застонал, как человек,И опрокинулся. Но вновь,Хотя лила из раны кровьГустой, широкою волной,Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь:Но в горло я успел воткнутьИ там два раза повернутьМое оружье...
Он завыл,Рванулся из последних сил,И мы, сплетясь, как пара змей,Обнявшись крепче двух друзей,Упали разом, и во мглеБой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;Как барс пустынный, зол и дик,Я пламенел, визжал, как он;Как будто сам я был рожденВ семействе барсов и волковПод свежим пологом лесов.Казалось, что слова людейЗабыл я - и в груди моейРодился тот ужасный крик,Как будто с детства мой языкК иному звуку не привык...
Но враг мой стал изнемогать,Метаться, медленней дышать,Сдавил меня в последний раз...Зрачки его недвижных глазБлеснули грозно - и потомЗакрылись тихо вечным сном;Но с торжествующим врагомОн встретил смерть лицом к лицу,Как в битве следует бойцу!..
ЗаплутавшийМцыри встречает могучего барса. Познав все удовольствие от свободы, он вступает в бой с одним из ее представителей, гостем «пустыни вечной». Это соперничество было предписано ему природой. Мцыри выиграл в этом бою, но получил смертельные раны от убийственных когтей барса.
Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за исполинская натура у этого Мцыри!» — писал он. Критик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отражением в поэзии тени его собственной личности».
Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер,А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.
Актуальность творчества М.Ю. Лермонтова
В современномпрочтении «Мцыри» актуален вовсене бунтарскийпафос поэмы, а ее философский смысл.Естественнаясреда, с которой стремится слитьсяМцыри, противостоитего монашескому воспитанию.Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернутьсяв совершенноиной культурный мир, когда-то родной иблизкий ему.Но разорвать с привычным укладомжизни не такпросто: Мцыри отнюдь не «природныйчеловек», онне умеет ориентироваться в лесу, средиизобилиястрадает от голода.Идеи жизни исвободы пронизывают художественнуюткань произведения. Утверждается активное,деятельноеотношение к жизни, полнота ее,достигаемая вборьбе за свободу, в верности идеалусвободы дажев трагических условиях поражения.