kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ» Проверочная работа по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ» 1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему? Поэма — крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэму обыч-но к лироэпическим произведениям, т. к., рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания. 2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действу-ет в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. 1) Анализ отрывка из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажем, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов? Я видел груды темных скал, …………………………………, Седой, незыблемый Кавказ. Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь не-обыкновенна, экзотична — «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока — «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме — олицетворение и сравнение. Интересно, что в ос-нове развернутой метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари», снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) — оди-ночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) — не-преодолимое стремление на родину. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более что он дан в восприятии ге-роя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из 11-й главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспри-нимающем природу? Кругом меня цвел божий сад; …………………………………. Я в нем глазами и душой Тонул... Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Си-неву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». По-этическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, ди-кую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты. 2) Поэма М. Ю. Лермонтова — романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажем эту мысль строчками из исповеди Мцыри. Мцыри признается старику-монаху: Я знал одной лишь думы власть, …………………………………….. В тот чудный мир тревог и битв... Главная страсть героя — стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен мона-стыря, на далекой любимой родине. 3. Сцена боя с барсом. (Гл.17, 18) Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя? Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком не-обыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вы-нужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной). 4. Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину? Стремление на родину для Мцыри — это и стремление к свободе, к настоящей жизни, т. к. он хотел бы быть «в стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребенком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображе-нии. А главное — лица, голоса родных людей (отца, сестер) — ведь юноша так страдает от одиноче-ства, от разлуки со всем, что ему дорого и мило с детства. 5. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи? Поэма написана четырехстопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужествен-ность, чеканность, красоту стихам. 6. Поэт, рисуя своего героя, пользуется такими художественными средствами: В поэме мы находим гиперболы (О, я как брат/ Обняться с бурей был бы рад!/ Глазами тучи я следил,/ Рукою молнию ловил...); сравнения (Я сам, как зверь, был чужд людей/ И полз и прятался, как змей); эпитеты (Но юность вольная сильна,/ И смерть казалась не страшна!). 7. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения? Эпиграф М. Ю. Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея — лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ» Проверочная работа по литературе »

Тема РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»



1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

Поэма — крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэму обычно к лироэпическим произведениям, т. к., рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.


2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.

1) Анализ отрывка из 6-й главы поэмы «Мцыри».

Докажем, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов?

Я видел груды темных скал,

…………………………………,

Седой, незыблемый Кавказ.


Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична — «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока — «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Главные художественные приемы в поэме — олицетворение и сравнение. Интересно, что в основе развернутой метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари», снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) — одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) — непреодолимое стремление на родину.


Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из 11-й главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Кругом меня цвел божий сад;

………………………………….

Я в нем глазами и душой

Тонул...

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.



2) Поэма М. Ю. Лермонтова — романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажем эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

……………………………………..

В тот чудный мир тревог и битв...


Главная страсть героя — стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.



3. Сцена боя с барсом. (Гл.17, 18)

Какие качества героя проявились в этой схватке?

Почему юноша победил могучего зверя?

Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).


4. Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину?

Стремление на родину для Мцыри — это и стремление к свободе, к настоящей жизни, т. к. он хотел бы быть «в стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребенком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображении. А главное — лица, голоса родных людей (отца, сестер) — ведь юноша так страдает от одиночества, от разлуки со всем, что ему дорого и мило с детства.



5. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

Поэма написана четырехстопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.


6. Поэт, рисуя своего героя, пользуется такими художественными средствами:


В поэме мы находим гиперболы (О, я как брат/ Обняться с бурей был бы рад!/ Глазами тучи я следил,/ Рукою молнию ловил...);

сравнения (Я сам, как зверь, был чужд людей/ И полз и прятался, как змей);

эпитеты (Но юность вольная сильна,/ И смерть казалась не страшна!).


7. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри».

Как он связан с идеей произведения?

Эпиграф М. Ю. Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея — лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ» Проверочная работа по литературе

Автор: Кульчейко Елена Васильевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства