kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомиться с жанром молитвы в творчестве                М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; продолжить постижение внутреннего мира поэта через молитвенную лирику,  выяснить авторскую идею о благотворном воздействии молитвы на душу человека, почувствовать необходимость внутренней гармонии человека.

Задачи:

показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;

развивать навыки интерпретации поэтического текста;

воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;

формировать читательскую и коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Оборудование: Интернет-ресурсы, мультимедийная презентация, интерактивная доска, аудиозапись, сборник стихотворений, распечатанные тексты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова»

Учитель: Мокрушина Елена Арташовна

Разделы: Литература

Класс: 10

Тема: «Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова»



Цели урока: познакомиться с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; продолжить постижение внутреннего мира поэта через молитвенную лирику, выяснить авторскую идею о благотворном воздействии молитвы на душу человека, почувствовать необходимость внутренней гармонии человека.

Задачи:

показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;

развивать навыки интерпретации поэтического текста;

воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;

формировать читательскую и коммуникативную компетенцию.


Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Оборудование: Интернет-ресурсы, мультимедийная презентация, интерактивная доска, аудиозапись, сборник стихотворений, распечатанные тексты.

Опережающее домашнее задание: подготовить сообщения о В. Лопухиной; о молитве как речевом жанре; подготовить выразительное чтение текстов молитв, стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».


Основные виды работы на уроке: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся; составление плана-конспекта урока; выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.


Основные знания и умения:

основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова; особенности рассматриваемого жанра, стихотворения «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»…

анализ и интерпретация поэтического текста, выявление авторской позиции; выразительное чтение; выражение своего отношения к прочитанному; составление плана-конспекта.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

  1. Первичное введение в тему.


Слайд: А. Рублёв. «Спас».


Звучат тексты молитв.

Каноническая молитва Ангелу-хранителю (1-1,5 мин.) https://www.youtube.com/watch?v=qJjD4T8KtGg

(В зависимости от времени и класса - сокращённый вариант)

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растём и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать её любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем "внизу".

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов. (Экзюпери)



- Что общего между прозвучавшими текстами?

Толкование значения слова молитва.



- Какая из этих молитв является, на Ваш взгляд, канонической? Как можно это доказать?

Слайд с поэтапным вводом теоретического материала: «Сходство и различие канонической и поэтической молитвы».

Сообщение ученика (опережающее задание, примерное содержание).

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Каноническая молитва – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью. Существуют разные молитвы: молитва-прошение, молитва-покаяние, молитва-благодарение, молитва-славословие.

Мишланов В. А. в своей статье «Молитва как речевой жанр» пишет: «…молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов».

Для канонической молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Молитва как жанр лирики - это стихотворение, в котором лирический герой  обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.

Молитва для верующего - беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений, стремление приблизиться к Отцу Небесному.

Если мы читаем написанную тысячу лет назад молитву, и её слова остаются чужими - значит, это не молитва, а просто чтение. Если …. Часто человек находит слова, которые хранились благодаря дару языка – «именно дару, безвозмездно переданному десятками поколений, которые накапливали, отмывали, шлифовали эти слова. У каждого человека свой дар общения с Богом», и многие дошедшие до нас молитвы, не стали каноническими, но стали примером молитвенного воздыхания человека, знаком того, что во все времена люди находили своё слово в обращении к Богу, как истинное свидетельство их веры, как показатель потребности человека в гармонии.



- В притче, которую мы сейчас услышим, упоминается один из хорошо знакомых нам мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Притча о молитве старца

Однажды спросили у старца:

- Как можешь ты все время жить в одиночестве, и дни, и ночи в молчании?

- Я никогда не бываю одинок. У меня есть собеседник, который всегда рядом – это Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я открываю Евангелие, а когда сам хочу обратиться к Нему - молюсь. (Мотив одиночества).

- Отчасти эта притча подсказывает тему нашей встречи.

- Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.

Мучительные противоречия души, трагические переживания, тоска одиночества поэта врачуются обращением к молитве, которая открывает благодатную гармонию в окружающем мире.

В глубине души поэта жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. О минутах жизни яркой, удивляющей переполненностью, наполняющей душу особыми чувствами, поэт не мог не писать.

Звучит отрывок из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»

Слайд: А. Саврасов, «Рожь»,

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Но религиозные мотивы начинают звучать в лирике Лермонтова гораздо раньше.

Слайд: А. Корзухин. «Перед исповедью». Если таешь ты в страданье,
Если дух твой изнемог,
Но не молишь в покаянье:
Не простит великий Бог! – пишет он в стихотворении «Покаяние»,

Позднее ясно обозначится тема молитвы, которая станет одним из его любимых жанров. Некоторые из стихотворений получат название «Молитва».



Звучит стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

- Может, это и есть настоящий Лермонтов, не понятый, не услышанный, скрытый от посторонних взглядов за выражением горечи, иронии, сарказма?

- Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы? (Нет обращения к Богу, рассказ о молитве)

- Какой силой обладают слова молитвы? («силой благодатной», необъяснимой, таинственной, но преобразующей, исцеляющей больную душу, вносящей в неё мир и избавляющей от страданий).

Звучит стихотворение «Ветка Палестины»- аудиозапись: читает Д. Семёнов.

Звучит стихотворение «Не обвиняй меня, всесильный…» - аудиозапись: читает М. Лангерман.

Беседа по содержанию.


Вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…» Чем отличается пушкинская молитва от лермонтовской? (Степень проникновенности. «У Пушкина - сама молитва, почти дословно совпадающая с оригиналом. У Лермонтова – обращение к Богу не словами самой молитвы, а движением души, сердца, своими словами»).



Звучит стихотворение «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»

Слайды: а) Богоматерь Владимирская, Я. Капков «Богоматерь»,

б) портрет Лермонтова.



- Можно ли это стихотворение отнести к жанру поэтической молитвы? (обращается даже не к Богу, а к Богородице, которая особенно высоко почиталась народом как заступница грешных перед высшим строгим, суровым и милосердным Судьёй).



История создания стихотворения.

«Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадёжность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завёртывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной».

Сообщение ученика о В. А. Лопухиной.

Слайд: портреты М. Ю. Лермонтова и В. Лопухиной. (В. А. Лопухина-Бахметева. Акварель Лермонтова, 1835 г. Институт литературы. Санкт-Петербург)

Творческое задание. Работа в группах.

1 вариант задания.

Два стихотворения. (М. Ю. Лермонтов «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», А. С. Пушкин, «Я вас любил…»)

2 вариант задания.

Воздействие молитвы на душу человека. Созвучие притчи и лермонтовских стихотворений.

- Один рыцарь пришёл к священнику просить благословения на отмщение врагу. Священник предложил ему читать молитву «Отче наш» от всего сердца. Рыцарь повиновался, но, дойдя до прошения о прощении, замолчал.

«В чем дело?» - спросил священник. «Дальше я читать молитву не могу».

«В таком случае я не могу дать тебе благословение». Наконец, слова молитвы тронули сердце рыцаря, и он до конца повторил молитву.

«Теперь, сын мой, я могу дать тебе благословение», — сказал старец.

Рыцарь ответил: «Но у меня нет больше врагов, которым бы я хотел отомстить».

Выступления учащихся, комментирование, оценивание работы.



Домашнее задание: анализ стихотворения («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» или по выбору учащихся).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

Автор: Мокрушина Елена Арташовна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по теме "Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-molitva-kak-zhanr-liriki-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "130420"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415897273"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова."
    ["seo_title"] => string(38) "molitvakakzhanrvlirikiemiuliermontova1"
    ["file_id"] => string(6) "280652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453396177"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. Урок литературы в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "molitva_kak_zhanr_v_lirikie_m_iu_liermontova_urok_litieratury_v_10_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "453009"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517106073"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Диалог культур.Лермонтов и Абай."
    ["seo_title"] => string(33) "dialogh-kul-tur-liermontov-i-abai"
    ["file_id"] => string(6) "251667"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447261896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства