Чтение стихотворения «Юнкерская молитва» и его анализ. СЛАЙД 6 - Как содержание стихотворения связано с биографией Лермонтова? - Как создается иронический пафос в стихотворении «Юнкерская молитва»? - С чем связаны все обращения героя к Богу? ( В стихотворении отразились факты биографии Лермонтова, связанные с его двухлетней учебой в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834). В письме поэта к М.А.Лопухиной читаем: « Я всё ещё не могу представить себе, какое впечатление произведет на вас моя большая новость: я, живший до сих пор для литературной карьеры, столько принесший в жертву моему неблагодарному кумиру, я становлюсь воином; может быть, такова особая воля провидения! – может быть, это путь наиболее короткий, и если он меня не ведет к моей первой цели, может быть, приведет меня к последней цели всего существующего. Умереть с пулею в сердце - это стоит медленной агонии старика». Впоследствии А.П.Шан-Гирей напишет об этом времени в жизни Лермонтова : «Два злополучные года пребывания в школе». Комический пафос стихотворения в том, что все просьбы лирического героя к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно. Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: «от куртки тесной», «маршировки», «парадировки», «упражнений» в «манеже», необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: «Царю Небесный», « спаси». «глас», «моленье», «Царь Всевышний»,- а с другой стороны, разговорные слова и обороты: «тесной», «как от огня», «Алехин глас». Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он «хорош уж тем», что никогда не надоест Богу «просьбой лишней». Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического «я» к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без Божьей помощи). Чтение стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») и его анализ. 1837 СЛАЙД 7 - Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадёжность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в петербургской тюрьме, на клочках серой бумаги, в которую завёртывали приносимый ему хлеб, при помощи жжёных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной. Чтение стихотворения - Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к «Божьей Матери», Богородице? -Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе «девы невинной»? Сообщение учащегося о В. Лопухиной. (Весной 1832 года компания молодежи собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной - молиться, слушать певчих, гулять. Вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на "ярмарку невест". Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Она была всеобщей любимицей. Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей, в 1835 году выйти замуж за Н.Ф. Бахметева, человека не молодого. Николаю Бахметеву исполнилось тридцать семь. Вареньке было всего двадцать. Вернее, по тем временам, уже двадцать - пора, пора... В замужестве она не была счастлива. Муж оказался не менее ревнив, чем Лермонтов. Несколько встреч на балах и праздниках при муже всё-таки состоялись. Горькими были эти свидания для Варвары: острый на язык поэт откровенно издевался не только над её мужем, ей тоже доставалось колкостей. Последний раз они видятся мимолетно в 1838 г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины. Во многих произведениях поэт описал эту историю - все его героини, внешне и внутренне похожие на Варвару, глубоко несчастны, а мужья их - полные ничтожества. Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихотворений.) СЛАЙД 8 - На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения? (безродный странник с пустынной душой – дева невинная) -Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым? -Почему все прилагательные в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений? СЛАЙД 9 Чтение стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную») и его анализ. 1839 Заполнение технологической карты. В 1839 году, когда поэту было уже 25 лет, он пишет ещё одно стихотворение «Молитва». По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Чтение стихотворения - Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
Мягкая лирическая интонация. Обращение к вопросу о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит? - такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения.
- Настраиваемся на коллективную деятельность - мозговой штурм.
- Какие ключевые слова в этом стихотворении можно выделить? (Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.)
- Как вы поняли слово благодатная? ("хорошая", "несущая благо, довольство".) -Какими интонациями проникнуто начало стихотворения? (Начало довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится (грусть). В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть...") - Какую молитву читает герой? (Поэт не называет, какую молитву. Тайна для нас остается. Как тайной для самого героя остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".) - На какие части в смысловом плане можно разделить это стихотворение? СЛАЙД 10
(Стихотворение по смыслу можно разделить на 3 части: 1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве; 2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы; 3 строфа - об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.) - Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере. Лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким странником. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена Благодатью Божией при обращении к молитве.
- Какие художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека?
(поэт использует эмоционально-оценочные слова (грусть, сомненье) и эпитеты («в минуту жизни трудную», «одну молитву чудную»), а также эпитеты, связанные с религиозно-философской тематикой («сила благодатная», «святая прелесть»). Этой же цели служит сравнение («с души как бремя скатится, сомненье...») и метафора («И дышит непонятная, святая прелесть в них»). Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играют повторы («И так легко, легко...), синтаксический параллелизм («И верится, и плачется...»).
- Обратим внимание на звуковой фон стихотворения.
(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимся "у" (их здесь целых 13!). («В минуту жизни трудную...»; «одну молитву чудную...». В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя). - А теперь обратите внимание на синтаксический строй стихотворения, он тоже подчинен основной идее стихотворения.
(Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько предложений, описывающих состояние души и силу и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. Две последние строчки: и верится, и плачется - как дважды повторенный заключительный аккорд - так легко, легко.)
– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (Чистоту души, веру, честность и доброту). -Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами. |