kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. Урок литературы в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сопровождается презентацией. Разработка содержит технологическую карту ученика.

Просмотр содержимого документа
«Техн. карта урока. Лермонтов. Молитва»

Урок литературы в 10 классе

Молитва как жанр в лирике М. Ю.Лермонтова

Цель урока: 

-познакомить с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; формировать читательские, коммуникативные компетенции;

расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова.

-развивать навыки анализа поэтического произведения; творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность;



 -воспитывать чуткое, трепетное отношение к произведениям искусства, стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к культурному наследию; обогатить духовный потенциал учащихся.



Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова, технологические карты учеников, толковый словарь С.И.Ожегова.


Технология проведения.

Деятельность учителя. Деятельность учеников. Задания для учащихся.

I. Мотивация к учебной деятельности.


Учитель проверяет готовность учащихся к уроку (подписать технологические карты).

- Уважаемые гости! Устраивайтесь поудобнее на своих местах. Желаем Вам прекрасных эмоций и совместных вдохновенных минут с нашими ребятами. Мы начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний.

1 СЛАЙД. Беседа.

- Назовите поэта, чей портрет видите на слайде, и годы его жизни.

- Что характерно для творчества М.Ю.Лермонтова? (многожанровость).

- Вспомните и впишите в технологическую карту известные вам жанры поэзии.

- Что такое жанр в литературе?

III.Формулирование темы урока, постановка цели.

УУД Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

2 СЛАЙД.

- Чтение текста.

- Что перед нами?

- Что мы называем молитвой?

РАБОТА со СЛОВАРЁМ

+ 3 СЛАЙД

- Сформулируйте тему урока.

+ 4 СЛАЙД

ЭПИГРАФ

- Поясните цитату.

(грусть, растерянность, печаль и т.д.)

- Попробуем определить цель нашего урока.


III. Изучение нового материала.

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.


УУД


Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.


Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учитель формулирует проблему. Создает эмоциональный настрой на работу по теме.

- У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный..») (1829) – первое произведение с таким названием. Оно относится к ранней лирике поэта. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва»(1833-1834). Затем - стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..», 1837), посвященное В.Лопухиной, и стихотворение «Молитва»(« В минуту жизни трудную..», 1839) посвященное М.Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность»(1840), которое завершает этот смысловой ряд.

Чтение стихотворения «Молитва» ( «Не обвиняй меня, Всесильный..») и его анализ. 1829

СЛАЙД 5

Задание учащимся: Прослушать анализ (лекцию) учителя и заполнить технологическую карту. О чём просит Творца лирический герой в стихотворении «Молитва» (1829)

(В стихотворении пятнадцатилетнего Лермонтова тема поэта и поэзии решается в философском аспекте. Герой стихотворения – живой, земной человек, занятый своим любимым делом – стихотворчеством. «Лава вдохновения» «клокочет» в его груди. Ему близок земной мир «с его страстями», но «дикие волнения» жизни «мрачат стекло» его очей. Самое сильное из земных переживаний – тяга к творчеству. Она занимает всю его душу, не оставляя там места для «живых речей» Всевышнего. Не оттого ли, что ум поэта бродит далеко от Божьей дороги, сам он в «заблужденье»? Конфликт стихотворения в том, что юному поэту «тесен» мир земной, но он боится приникнуть к миру Божьему, потому что «звуком грешных песен» молится не ему. Душа лирического героя не в силах совладать с талантом, данным ему свыше. Он молит Всесильного освободить его от «жажды песнопенья», обратив его сердце в «камень». Только это поможет вернуться на «тесный путь спасенья». Юный поэт начинает осознавать силу своего таланта, но любит он не царство Божье, а «могильный» «мрак земли», где царят страсти, заблуждения, «дикие волнения», «звуки грешных песен».

Стихотворение звучит богоборчески. Герой пытается объяснить Всесильнму образ своей жизни в тесном для поэтических звуков «земном мире». Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта – значит лишить его жизни, то получается, что поэт не может обрести путь спасенья. Это возможно только простому смертному).

IV. Закрепление нового материала.

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.


УУД

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.


Коммуникативные:

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.


Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Чтение стихотворения «Юнкерская молитва» и его анализ. СЛАЙД 6

- Как содержание стихотворения связано с биографией Лермонтова?

- Как создается иронический пафос в стихотворении «Юнкерская молитва»? - С чем связаны все обращения героя к Богу?

( В стихотворении отразились факты биографии Лермонтова, связанные с его двухлетней учебой в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834). В письме поэта к М.А.Лопухиной читаем: « Я всё ещё не могу представить себе, какое впечатление произведет на вас моя большая новость: я, живший до сих пор для литературной карьеры, столько принесший в жертву моему неблагодарному кумиру, я становлюсь воином; может быть, такова особая воля провидения! – может быть, это путь наиболее короткий, и если он меня не ведет к моей первой цели, может быть, приведет меня к последней цели всего существующего. Умереть с пулею в сердце - это стоит медленной агонии старика». Впоследствии А.П.Шан-Гирей напишет об этом времени в жизни Лермонтова : «Два злополучные года пребывания в школе».

Комический пафос стихотворения в том, что все просьбы лирического героя к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно.

Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: «от куртки тесной», «маршировки», «парадировки», «упражнений» в «манеже», необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: «Царю Небесный», « спаси». «глас», «моленье», «Царь Всевышний»,- а с другой стороны, разговорные слова и обороты: «тесной», «как от огня», «Алехин глас». Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он «хорош уж тем», что никогда не надоест Богу «просьбой лишней». Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического «я» к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без Божьей помощи).

Чтение стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») и его анализ. 1837

СЛАЙД 7

- Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадёжность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в петербургской тюрьме, на клочках серой бумаги, в которую завёртывали приносимый ему хлеб, при помощи жжёных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной.

Чтение стихотворения

- Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к «Божьей Матери», Богородице?

-Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе «девы невинной»?

Сообщение учащегося о В. Лопухиной. (Весной 1832 года компания молодежи собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной - молиться, слушать певчих, гулять.

Вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной.

Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на "ярмарку невест". Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть.

Она была всеобщей любимицей.

Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки.

Молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей, в 1835 году выйти замуж за Н.Ф. Бахметева, человека не молодого. Николаю Бахметеву исполнилось тридцать семь. Вареньке было всего двадцать. Вернее, по тем временам, уже двадцать - пора, пора...

В замужестве она не была счастлива. Муж оказался не менее ревнив, чем Лермонтов. Несколько встреч на балах и праздниках при муже всё-таки состоялись. Горькими были эти свидания для Варвары: острый на язык поэт откровенно издевался не только над её мужем, ей тоже доставалось колкостей.

Последний раз они видятся мимолетно в 1838 г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург.

Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины.

Во многих произведениях поэт описал эту историю - все его героини, внешне и внутренне похожие на Варвару, глубоко несчастны, а мужья их - полные ничтожества.

Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихотворений.)

СЛАЙД 8

- На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения? (безродный странник с пустынной душой – дева невинная)

-Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

-Почему все прилагательные в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

СЛАЙД 9

Чтение стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную») и его анализ. 1839

Заполнение технологической карты.

В 1839 году, когда поэту было уже 25 лет, он пишет ещё одно стихотворение «Молитва». По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

Чтение стихотворения

- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?



Мягкая лирическая интонация. Обращение к вопросу о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.

Что он хочет найти? и что находит? - такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения.



- Настраиваемся на коллективную деятельность - мозговой штурм.



- Какие ключевые слова в этом стихотворении можно выделить?

(Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.)



- Как вы поняли слово благодатная? ("хорошая", "несущая благо, довольство".)

  

-Какими интонациями проникнуто начало стихотворения?

 (Начало  довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится (грусть). В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть...")

 

- Какую молитву читает герой?

(Поэт не называет, какую молитву. Тайна для нас остается. Как тайной для самого героя остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".)

 

- На какие части в смысловом плане можно разделить это стихотворение? СЛАЙД 10



(Стихотворение по смыслу можно разделить на 3 части:

1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве;

2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы;

3 строфа - об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.)

 

- Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере.

Лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким странником. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена Благодатью Божией при обращении к молитве.



 - Какие художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека?



(поэт использует эмоционально-оценочные слова (грусть, сомненье) и эпитеты («в минуту жизни трудную», «одну молитву чудную»), а также эпитеты, связанные с религиозно-философской тематикой («сила благодатная», «святая прелесть»).

Этой же цели служит сравнение («с души как бремя скатится, сомненье...») и метафора («И дышит непонятная, святая прелесть в них»).

Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играют повторы («И так легко, легко...), синтаксический параллелизм («И верится, и плачется...»).



- Обратим внимание на звуковой фон стихотворения.



(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимся "у" (их здесь целых 13!). («В минуту жизни трудную...»; «одну молитву чудную...».

В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя).

 

- А теперь обратите внимание на синтаксический строй стихотворения, он тоже подчинен основной идее стихотворения.



(Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько предложений, описывающих состояние души и силу и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. Две последние строчки: и верится, и плачется - как дважды повторенный заключительный аккорд - так легко, легко.) 



Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях?

      (Чистоту души, веру, честность и доброту).

 -Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.


V.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

УУД Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

- Вот и закончился наш мозговой штурм. Попробуйте оценить свою работу сами.


Рефлексия (технологическая карта). Музыкальный фон - «Выхожу один я на дорогу».


Синквейн к слову «молитва», «Лермонтов» - по рядам.

Самооценка.





Тема____________________________________________________________________________________Дата_________________

ФИ_______________________________________________

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ












Назовите изобразительные средства, использованные поэтом в стихотворении «Молитва» (1839)

Эпитеты _______________________________

________________________________________

________________________________________

Метафоры _______________________________

________________________________________

Сравнения ______________________________

________________________________________












Назовите изобразительные средства, использованные поэтом в стихотворении «Юнкерская молитва»:

Высокая лексика ________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Разговорные слова и обороты _____________

_______________________________________

_______________________________________

______________________________________












О чём просит Творца лирический герой в стихотворении «Молитва» (1829)

________________________________________

________________________________________

________________________________________

_______________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

_______________________________________
























Составьте синквейн

  1. ____МОЛИТВА___________________________

  2. ____________________________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________________________

  4. ____________________________________________________________________________________

  5. ____________________________________________________________________________________









Дайте оценку своей работе на уроке

Мне нравится ______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

У меня пока не очень хорошо получается ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодняшний урок показал мне, что нужно ________________________

________________________________________________________________










1


Просмотр содержимого презентации
«МОЛИТВА. Лермрнтов»

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 - 1841)

Отче наш Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое,  да приидет Царствие Твое,  да будет воля Твоя,  яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство

и сила и слава во веки.

Аминь.

МОЛИТВА  В религии: установленный канонический текст , произносимый при обращении к Богу, к святым.  2. Моление , обращенное к Богу, к святым. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова – Толковый словарь русского языка)

МОЛИТВА

  • В религии: установленный канонический текст , произносимый при обращении к Богу, к святым.

2. Моление , обращенное к Богу, к святым.

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова –

Толковый словарь русского языка)

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова «Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв…»

Молитва как жанр

в лирике М.Ю.Лермонтова

«Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв…»

Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный») (1829) За то, что мир земной мне тесен,  К тебе ж проникнуть я боюсь, И часто звуком грешных песен  Я, Боже, не тебе молюсь.  Но угаси сей чудный пламень,  Всесожигающий костер,  Преобрати мне сердце в камень,  Останови голодный взор;  От страшной жажды песнопенья  Пускай, творец, освобожусь,  Тогда на тесный путь спасенья  К тебе я снова обращусь. Не обвиняй меня, Всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный  С её страстями я люблю;  За то, что в душу редко входит  Живых речей твоих струя; За то, что в заблужденье бродит  Мой ум далеко от тебя;  За то, что лава вдохновенья  Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья  Мрачат стекло моих очей; О чём просит Творца лирический герой?

Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный») (1829)

За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен Я, Боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный С её страстями я люблю;

За то, что в душу редко входит Живых речей твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей;

О чём просит Творца лирический герой?

Юнкерская молитва 1833 – 1834 Царю небесный!  Спаси меня  От куртки тесной,  Как от огня. От маршировки  Меня избавь, В парадировки  Меня не ставь.  Пускай в манеже Алёхин глас Как можно реже  Тревожит нас.   Ещё моленье  Прошу принять — В то воскресенье  Дай разрешенье  Мне опоздать. Я, царь всевышний,  Хорош уж тем , Что просьбой лишней  Не надоем. Какой характер носит стихотворение? Чем это можно доказать?

Юнкерская молитва

1833 – 1834

Царю небесный! Спаси меня От куртки тесной, Как от огня.

От маршировки Меня избавь,

В парадировки Меня не ставь. Пускай в манеже

Алёхин глас

Как можно реже Тревожит нас.

Ещё моленье Прошу принять —

В то воскресенье Дай разрешенье Мне опоздать.

Я, царь всевышний, Хорош уж тем ,

Что просьбой лишней Не надоем.

Какой характер носит стихотворение?

Чем это можно доказать?

Молитва ( Я, матерь Божия, ныне с молитвою) 1837 Я, матерь Божия, ныне с молитвою  Пред твоим образом, ярким сиянием,  Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного;  Но я вручить хочу деву невинную  Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания,  Молодость светлую, старость покойную,  Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному  В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.  Ты восприять пошли к ложу печальному  Лучшего ангела душу прекрасную.

Молитва ( Я, матерь Божия, ныне с молитвою)

1837

Я, матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную. Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» -  предположительно, прототипом героини стала  В. А. Лопухина. Варвара Александровна Бахметева, урождённая Лопухина (1815 1851), русская дворянка, возлюбленная поэта. Работы Михаила Лермонтова

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» - предположительно, прототипом героини стала В. А. Лопухина.

Варвара Александровна Бахметева, урождённая Лопухина

(1815 1851),

русская дворянка,

возлюбленная поэта.

Работы Михаила Лермонтова

Молитва (В минуту жизни трудную…) (1839)  В минуту жизни трудную,  Теснится ль в сердце грусть,  Одну молитву чудную  Твержу я наизусть.  Есть сила благодатная  В созвучье слов живых, И дышит непонятная,  Святая прелесть в них.  С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...

Молитва (В минуту жизни трудную…)

(1839)

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучье слов живых,

И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Стихотворение (3 строфы) и по смыслу можно разделить на 3 части:  1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве;  2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы;  3 строфа - об ответе на молитву, о том, что приносит человеку

Стихотворение (3 строфы) и по смыслу можно разделить на 3 части:

1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве;

2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы;

3 строфа - об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.

Особенности молитвы как жанра лирики.  Молитва - это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.

Особенности

молитвы как жанра лирики.

Молитва - это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.

Оцените свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. Урок литературы в 10 классе

Автор: Синельная Нина Петровна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова."
    ["seo_title"] => string(38) "molitvakakzhanrvlirikiemiuliermontova1"
    ["file_id"] => string(6) "280652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453396177"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства