Мир героев Базаров Василий Иванович — отец Евгения, представитель уходящего в прошлое патриархального мира, напоминанием о котором Тургенев заставляет почувствовать движение истории и более всего — драматизм этого движения. В. И. отставной штаб-лекарь, разночинец по происхождению, именующий себя «плебеем». В отличие от сво'ей жены, чья психология сближает ее со «старомосковскими» (т. е. допетровскими) временами, он строит свою жизнь в духе просветительских идеалов - живет независимо и бескорыстно, трудится, пытается следовать за научным и общественным прогрессом. Но стремительность и «разрывчатость» происходящих перемен таковы; что В. И. отделен непреодолимой пропастью оТ ближайшего следующего поколения, к которому принадлежит его сын. Это вносит в его жизнь глубокую драму. Безмерная отцовская любовь не встречает необходимого отклика и становится источником страданий. Смерть сына приводит В. И. на грань богоборческого бунта. Но, подобно Иову (библейские ассоциации здесь очевидны), герой смиряется. Базаров Евгений Васильевич — главный герой. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Б. опять возвращается домой и вскоре погибает. Б. называет себя «нигилистом», определение это поначалу звучит несколько загадочно, но вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и настроений революционной молодежи. Б. провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Б. выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс «нигилист» одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы. Б. считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с «мнением народным». И все это не только идеи, перед читателем человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит. В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Б. легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что «нигилизм» глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль «передового класса» переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в «Отцах и детях». Тургенев проводит Б. по кругам жизненных испытаний. Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную «мировую скорбь». Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Б. исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то, что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы: те изменения, которые «нигилист» предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели. Базарова Арина Власьевна — мать главного героя романа, Евгения Базарова. Тургенев называет ее «настоящей русской дворяночкой прежнего времени» и подкрепляет это определение развернутой авторской характеристикой психологии и мироощущения героини. А. В. — человек явно архаической формации. Ее сознание и жизнь подчинены готовым нормам, заданным традицией, для нее нормативное оказывается личным, интимным, собственным, обеспечивая безоглядную уверенность поведения и нерушимую душевную цельность. Тургенев дает почувствовать обаяние такого человеческого типа, но не позволяет забыть о том, что это обаяние уже миновавшей эпохи, исчезающей породы людей. Он показывает, что и самим этим людям не дано дожить свой век спокойно. Отношения с сыном вносят в душевную жизнь А. В. тревогу, страх и страдание. Смерть сына усугубляет это страдание. Заключающая роман успокоительная мысль о «вечном примирении» принадлежит автору, а не героине. Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживаются самостоятельность и душевная сила. К. внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию Кирсанову свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. К. наглядно воплощает в романе Тургенева правду и красоту обыкновенности. Кирсанов Аркадий Николаевич — приятель Евгения Базарова и его ученик, представитель молодого поколения, стоящий, в отличие от Базарова, намного ближе к его среднему уровню. В его позиции прямое влияние эпохи совмещается с таким же Прямым влиянием обычных свойств возраста. Увлечение А. новейшим учением достаточно поверхностно. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: А. добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Однако он подавляет эти свои привязанности — так возникает конфликт между ним и отцом. Конфликт этот, впрочем, оказывается таким же неглубоким, как и сам «нигилизм» А. Время и жизненный опыт сглаживают различия между отцом и сыном. В А. со временем все более очевидно обнаруживается главное для Тургенева свойство людей «золотой середины» — готовность вступать в компромиссы с жизнью. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой — огромнрй и мучительной — почти комична способность А. примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья. Умением ладить с реальностью объясняются и его хозяйственные успехи. Кирсанов Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лав-рецкого из «Дворянского гнезда»,— трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П. обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П. и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, антагонист Евгения Базарова, аристократ, англоман, умеренный либерал. Наделен эффектной биографической предысторией: блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше с героем происходит перемена, тоже напоминающая историю Лав-рецкого, — герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, П. П. переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Спор с «нигилистом» Базаровым П. П. ведет как защитник программы, основанной на идеалах по-своему высоких и благородных. «Западнические» идеи достоинства и прав личности, самоуважения, чести, свободы гармонично объединяются в ней со «славянофильской» по своей сути мыслью о великом значении земледельческой общины и патриархальной семьи, с утверждением необходимости смирения перед народной верой и народной правдой. И все это осенено идеей прогресса: речь идет о превращении России в цивилизованную страну. П. П. предстает в романе человеком убежденным и честным, но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Кукшина Авдотья (Евдоксия) Никитишна — эмансипированная помещица, псевдонигилистка, подражающая самым крайним проявлениям современного радикализма (интересуется «женским вопросом» и естественными науками, презирает либералку Жорж Санд за «отсталость» и т. п.). Развязна, вульгарна, откровенно глупа. Иногда в ней проглядывает нечто человеческое. Можно предположить, что «нигилизмом» прикрывается чувство ущемленности, связанное с женской неполноценностью героини (некрасива, не привлекает внимания, брошена мужем; ср. персонаж того же плана — Фекла Машурина из романа «Новь»). И все же доминанта ее изображения остается сатирической: само сходство ее фамилии со словом «кукиш» подчеркивает пародийную функцию образа. Одинцова Анна Сергеевна — красавица аристократка, предмет трагической страсти «нигилиста» Базарова. В О. заметны черты, свойственные новому поколению дворян, — отсутствие сословной спеси, свобода суждений, известный демократизм. В то же время в ней все чуждо Базарову—даже качества, которые сродни его собственным. О. умна, горда, независима совершенно- по-иному. Однако эта холодная, гордая, целомудренная аристократка нужна «нигилисту» такой, какова она есть. Его тревожит, волнует и притягивает ее безмятежное спокойствие, почти художественная соразмерность всего ее существования. Базаров понимает, что за всем этим — неспособность к страстным увлечениям, равнодушие, эгоизм. Но есть в этом своеобразное совершенство, обаянию которого нельзя не поддаться. Такова причина трагедии Базарова. Для самой же героини ее холодность оказывается источником жизнеспособности. Ей легко удается справиться с порывами опасных для нее чувств. В конце концов героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению» — с обычной перспективой благополучия, вознаграждающей за умеренность желаний. Ситников — псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. В сущности, повторяется прием, найденный Грибоедовым, который рядом с Чацким, подлинно новым человеком своего времени, поставил его карикатурного «двойника» Репетилова. От традиционной «репетиловской» схемы фигуру С. отличает некоторая психологическая разработка: «нигилизм» С. понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью). Некоторое усложнение традиционного подхода к пародийной задаче приближает образ G. к позднейшим «бесам» Достоевского: именно такому типу присущи «тревожное и тупое напряжение», поистине собачья преданность вождю (притом что «вождь» откровенно презирает «последователя»), и, наконец, загадочный намек Базарова на то, что «Ситниковы нам необходимы» («Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!»). |