kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Из чего рождается любовь к ближнему, к миру? ( по рассказам В.Потанина «Иван Иванович» и «Подари мне сизаря»)."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Из чего рождается любовь к ближнему, к миру? ( по рассказам  В.Потанина «Иван Иванович» и «Подари мне сизаря»).

Цель: побудить задуматься над взаимоотношениями взрослых и детей.

Задачи: 1) давать характеристику героям, определять авторское отношение

               к ним;

               2) развивать умение анализировать и сравнивать произведения;

               3) воспитывать чуткое, уважительное отношение к старшим.

Ход урока.

                                                            Чем моложе ребёнок, тем резче и сильнее

                                                             влияние окружающих условий, тем

                                                             сильнее действует доброе и любящее

                                                             влияние, и тем сильнее оно будет

                                                             проявляться в течение всей жизни.

                                                                                                    Лесгафт.

1)Организационный момент.

Сообщение темы, цели и задач урока.

2)Вступительное слово учителя.

 Во всех произведениях Потанина отражается удивительная любовь к человеку, любому, самому простому, обыкновенному, незаметному, и к доброму, сочувствующему, открытому – одним словом, хорошему. Особенно волнует писателя проблема взаимоотношений взрослых и детей, родителей и детей. Об этом его рассказы «Иван Иванович» и «Подари мне сизаря».

  Как нужно воспитывать ребёнка, чтобы он стал честным, трудолюбивым, добрым и гуманным, почтительно относился к родителям и окружающим людям, в будущем был готов стать опорой, надеждой и гордостью своих родителей?

  Попробуем найти ответы на эти непростые вопросы в рассказах В. Потанина.

3)Беседа по прочитанному.

- Понравились ли вам герои прочитанных  рассказов? Расскажите о них.

- Как автор относится к мальчикам? ( В рассказе «Иван Иванович» чувствуется добрая, ласковая авторская улыбка. Относится с нежностью и в то же время с сочувствием. В рассказе «Подари мне сизаря» автор тоже сочувствует своему герою, всячески пытается ему помочь.)

- Почему маленького героя рассказа «Иван Иванович» взрослые называют не

 Ваня, Ванечка, а по-взрослому – Иван Иванович? ( Рано повзрослел, т.к. мать

      воспитанием не занималась, приходилось отцу, агроному колхоза, брать сына всюду с собой: на заседание, на поле…Его привыкли видеть среди взрослых, не по-детски серьёзного. Выражается уважительное отношение к отцу мальчика и к нему самому, а также сочувствие.)

- А как обращаются к герою рассказа « Подари мне сизаря»? (Лёнька. Был он первый гармонист в деревне, поэтому его часто звали свадьбы и гулянки.)

- Какое настроение у Ивана Ивановича? Почему? (учащиеся приводят строки из текста)

- Всегда ли одинаковое настроение у Лёньки? От чего это зависит? Когда Лёнька чувствует себя счастливым? (учащиеся приводят строки из текста)

- Как природа помогает передать настроение мальчиков? (по тексту)

- Как в тексте показывается отношение сельчан к Ивану Ивановичу? (По тексту. Делается вывод: ни один из встретившихся мальчику людей не остался к нему равнодушным, люди выражали удивление, радость, сочувствие, ласку.)

- Каково отношение сельчан к Лёньке? (По тексту: «Звали его на все свадьбы и гулянки. На этих гулянках он насмотрелся такого, что и во сне не увидишь. Может, поэтому Лёнька рано посуровел, притаился в себе, не замечал однолеток.»)

- Как сложились отношения отца и сына в каждом из рассказов? («Иван Иванович»: отношения основаны на дружбе, взаимопонимании. Отец воспитывает любовь к природе, к людям, к прекрасному, напевая песни,  слова в которых ласковые, хорошие,  приобщает к истории, рассказывая про войну.

 «Подари мне сизаря»: отец Лёньки пьёт «от тяжёлого нрава и дремучего бескультурья». Мальчик тяжело переживает ситуацию, хочет помочь отцу, для этого просит у рассказчика голубей, о которых отец «возмечтал с похмелья».)

     - О чём мечтает каждый из мальчиков? (по тексту)

-Какое решение принимает Иван Иванович после встречи со своими земляками? Почему? (Вырастет и будет всё дарить и любить всех. Это   желание рождается в его душе как ответный отклик на человеческую доброту, на любовь к нему окружающих. Добро не может не найти отклик в душе ребёнка.)

- Какие события могли бы изменить доброе отношение Лёньки к отцу? (по    тексту)

- Озлобился ли Лёнька? Почему?

- Какой след оставляла музыка в душе мальчика? («Он играл, а лицо у него застывало, бледнели сильно щёки, глаза не мигали. И весёлые песни он играл с печальным лицом. Если его слушали плохо, глаза Лёнькины глядели  виновато, брови ходили взад-вперёд: он страдал.» «Играл Лёнька чудесно, лучше никому не сыграть. После его игры хотелось сделать людям  что-то хорошее, доброе, или самому написать песню, или пойти в бой и погибнуть за свою родину.» «Лёнька так и начал с мотива «Во поле берёзонька стояла…». Потом пальцы выжали из клавиш что-то бурное, радостное, похожее на радугу. Радуга взяла все звуки, щёки Лёнькины побледнели, и хотелось бежать за радугой на край земли и плакать от счастья…» «А Лёнька играл ещё, и плечи у него распрямились, в глазах вспыхнул решительный огонёк, и стал он сразу походить на большого сильного человека.»)

- Изменились ли отношения отца и Лёньки в конце рассказа? Почему?

- Счастливы Лёнька и Иван Иванович?

- Объясните смысл названия рассказов «Иван Иванович» и «Подари мне сизаря».

- Понравились вам рассказы? Чему они учат?

4) Рефлексия.

Обратимся снова к теме урока. Выскажите своё мнение, из чего же складывается любовь к ближнему, к миру?

5)Обобщение.

 Чтобы ребёнок научился уважать, почитать старших, нужно, чтобы старшие были внимательны и заботливы по отношению к нему, чтобы умели видеть в ребёнке личность, уважали его человеческое достоинство. Добро рождает в ответ желание сделать мир вокруг добрым и светлым. Только добрым и внимательным отношением можно воспитать хорошего человека.   Это мы наблюдаем в рассказе «Иван Иванович». Несмотря на сложные взаимоотношения с отцом, Лёнька из рассказа «Подари мне сизаря» не озлобился на мир, не утратил душевного тепла и доброты по отношению    к близким, сохранил свою мечту и делает всё, чтобы её осуществить.

   Ещё одним доказательством  могут быть слова русского педагога Лесгафта, взятые в качестве эпиграфа к уроку (эпиграф на доске, зачитать).

   Читая рассказы Потанина, чувствуешь, что воскресает не только душа героя, но и твоя. Сам Потанин говорил о своём назначении писателя: «…я пишу…о человеческой  душе – предмете всегда новом, прекрасном и таинственном».

6)Итог. Домашнее задание.

   Хочется надеяться, ребята, что и ваша душа будет всегда наполнена любовью к людям.

Дома вам предлагается написать сочинение-миниатюру «Родители – мои друзья и наставники».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Из чего рождается любовь к ближнему, к миру? ( по рассказам В.Потанина «Иван Иванович» и «Подари мне сизаря»)."»

Тема: Из чего рождается любовь к ближнему, к миру? ( по рассказам В.Потанина «Иван Иванович» и «Подари мне сизаря»).

Цель: побудить задуматься над взаимоотношениями взрослых и детей.

Задачи: 1) давать характеристику героям, определять авторское отношение

к ним;

2) развивать умение анализировать и сравнивать произведения;

3) воспитывать чуткое, уважительное отношение к старшим.

Ход урока.

Чем моложе ребёнок, тем резче и сильнее

влияние окружающих условий, тем

сильнее действует доброе и любящее

влияние, и тем сильнее оно будет

проявляться в течение всей жизни.

Лесгафт.



1)Организационный момент.

Сообщение темы, цели и задач урока.

2)Вступительное слово учителя.

Во всех произведениях Потанина отражается удивительная любовь к человеку, любому, самому простому, обыкновенному, незаметному, и к доброму, сочувствующему, открытому – одним словом, хорошему. Особенно волнует писателя проблема взаимоотношений взрослых и детей, родителей и детей. Об этом его рассказы «Иван Иванович» и «Подари мне сизаря».

Как нужно воспитывать ребёнка, чтобы он стал честным, трудолюбивым, добрым и гуманным, почтительно относился к родителям и окружающим людям, в будущем был готов стать опорой, надеждой и гордостью своих родителей?

Попробуем найти ответы на эти непростые вопросы в рассказах В. Потанина.

3)Беседа по прочитанному.

- Понравились ли вам герои прочитанных рассказов? Расскажите о них.

- Как автор относится к мальчикам? ( В рассказе «Иван Иванович» чувствуется добрая, ласковая авторская улыбка. Относится с нежностью и в то же время с сочувствием. В рассказе «Подари мне сизаря» автор тоже сочувствует своему герою, всячески пытается ему помочь.)

- Почему маленького героя рассказа «Иван Иванович» взрослые называют не

1

Ваня, Ванечка, а по-взрослому – Иван Иванович? ( Рано повзрослел, т.к. мать

воспитанием не занималась, приходилось отцу, агроному колхоза, брать сына всюду с собой: на заседание, на поле…Его привыкли видеть среди взрослых, не по-детски серьёзного. Выражается уважительное отношение к отцу мальчика и к нему самому, а также сочувствие.)

- А как обращаются к герою рассказа « Подари мне сизаря»? (Лёнька. Был он первый гармонист в деревне, поэтому его часто звали свадьбы и гулянки.)

- Какое настроение у Ивана Ивановича? Почему? (учащиеся приводят строки из текста)

- Всегда ли одинаковое настроение у Лёньки? От чего это зависит? Когда Лёнька чувствует себя счастливым? (учащиеся приводят строки из текста)

- Как природа помогает передать настроение мальчиков? (по тексту)

- Как в тексте показывается отношение сельчан к Ивану Ивановичу? (По тексту. Делается вывод: ни один из встретившихся мальчику людей не остался к нему равнодушным, люди выражали удивление, радость, сочувствие, ласку.)

- Каково отношение сельчан к Лёньке? (По тексту: «Звали его на все свадьбы и гулянки. На этих гулянках он насмотрелся такого, что и во сне не увидишь. Может, поэтому Лёнька рано посуровел, притаился в себе, не замечал однолеток.»)

- Как сложились отношения отца и сына в каждом из рассказов? («Иван Иванович»: отношения основаны на дружбе, взаимопонимании. Отец воспитывает любовь к природе, к людям, к прекрасному, напевая песни, слова в которых ласковые, хорошие, приобщает к истории, рассказывая про войну.

«Подари мне сизаря»: отец Лёньки пьёт «от тяжёлого нрава и дремучего бескультурья». Мальчик тяжело переживает ситуацию, хочет помочь отцу, для этого просит у рассказчика голубей, о которых отец «возмечтал с похмелья».)

- О чём мечтает каждый из мальчиков? (по тексту)

2

-Какое решение принимает Иван Иванович после встречи со своими земляками? Почему? (Вырастет и будет всё дарить и любить всех. Это желание рождается в его душе как ответный отклик на человеческую доброту, на любовь к нему окружающих. Добро не может не найти отклик в душе ребёнка.)

- Какие события могли бы изменить доброе отношение Лёньки к отцу? (по тексту)

- Озлобился ли Лёнька? Почему?

- Какой след оставляла музыка в душе мальчика? («Он играл, а лицо у него застывало, бледнели сильно щёки, глаза не мигали. И весёлые песни он играл с печальным лицом. Если его слушали плохо, глаза Лёнькины глядели виновато, брови ходили взад-вперёд: он страдал.» «Играл Лёнька чудесно, лучше никому не сыграть. После его игры хотелось сделать людям что-то хорошее, доброе, или самому написать песню, или пойти в бой и погибнуть за свою родину.» «Лёнька так и начал с мотива «Во поле берёзонька стояла…». Потом пальцы выжали из клавиш что-то бурное, радостное, похожее на радугу. Радуга взяла все звуки, щёки Лёнькины побледнели, и хотелось бежать за радугой на край земли и плакать от счастья…» «А Лёнька играл ещё, и плечи у него распрямились, в глазах вспыхнул решительный огонёк, и стал он сразу походить на большого сильного человека.»)

- Изменились ли отношения отца и Лёньки в конце рассказа? Почему?

- Счастливы Лёнька и Иван Иванович?

- Объясните смысл названия рассказов «Иван Иванович» и «Подари мне сизаря».

- Понравились вам рассказы? Чему они учат?

4) Рефлексия.

Обратимся снова к теме урока. Выскажите своё мнение, из чего же складывается любовь к ближнему, к миру?


3

5)Обобщение.

Чтобы ребёнок научился уважать, почитать старших, нужно, чтобы старшие были внимательны и заботливы по отношению к нему, чтобы умели видеть в ребёнке личность, уважали его человеческое достоинство. Добро рождает в ответ желание сделать мир вокруг добрым и светлым. Только добрым и внимательным отношением можно воспитать хорошего человека. Это мы наблюдаем в рассказе «Иван Иванович». Несмотря на сложные взаимоотношения с отцом, Лёнька из рассказа «Подари мне сизаря» не озлобился на мир, не утратил душевного тепла и доброты по отношению к близким, сохранил свою мечту и делает всё, чтобы её осуществить.

Ещё одним доказательством могут быть слова русского педагога Лесгафта, взятые в качестве эпиграфа к уроку (эпиграф на доске, зачитать).

Читая рассказы Потанина, чувствуешь, что воскресает не только душа героя, но и твоя. Сам Потанин говорил о своём назначении писателя: «…я пишу…о человеческой душе – предмете всегда новом, прекрасном и таинственном».

6)Итог. Домашнее задание.

Хочется надеяться, ребята, что и ваша душа будет всегда наполнена любовью к людям.

Дома вам предлагается написать сочинение-миниатюру «Родители – мои друзья и наставники».













4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Горшкова Светлана Николаевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256601


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства