kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Ты живи, моя Россия! Родина моя!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к уроку литературы в 8 классе предназначена для организации занятия в преддверие государственного праздника  «День народного единства». На уроке учащиеся вспомнят о крупных сражениях со времен Древней Руси, о выдающихся полководцах, благодаря которым удавалось одерживать победы. Данный материал способствует развитию патриотических чувств у учащихся, любви к Родине, развитию интереса к истории России в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Ты живи, моя Россия! Родина моя!"»

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему

«Ты живи, моя Россия! Родина моя!»

Методическая разработка к уроку литературы в 8 классе предназначена для организации занятия в преддверие государственного праздника «День народного единства».

На уроке учащиеся вспомнят о крупных сражениях со времен Древней Руси, о выдающихся полководцах, благодаря которым удавалось одерживать победы. Данный материал способствует развитию патриотических чувств у учащихся, любви к Родине, развитию интереса к истории России в целом.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Беседа с учащимися по вопросам

Примерные вопросы:

- В каком государстве мы живем? Какое название имеет государство?

- Скажите, а как вы понимаете слово Россия?

- Какое название имело наше государство в 11 веке?

-Что произошло с русской землей к концу 12 века? (примерный ответ учащихся)

Это было трудное время для Руси. К концу 12 века русская земля распалась на мелкие княжеские уделы. Началась усобица. Единства не было ни в чем. Пользуясь распрями князей, полчища монголо - татар вторглись на русские земли. Были разграблены и сожжены такие города как Рязань, Коломна, Суздаль, Ярославль, Москва, Галич, Городец и многие другие.

Когда в 1240 г. монголо – татары сожгли столицу русского государства - Киев, страх охватил всю Европу.

Русские князья должны были ездить в Орду к хану на поклон и, подвергаясь разным унизительным обрядам, платить огромную дань.

В то время как татары разгромили русскую землю на востоке, с севера напасть готовились шведы и литовцы, а с запада – немцы.

Страх и злоба поселились в душах русичей. Их угнетали, обложили данью, угоняли в плен …

- Ребята, давайте вспомним из истории, благодаря чьему уму, мужеству и расчетливости удалось сначала разбить шведов в 1240 году и через два года – немцев (в 1242 году – на Чудском озере)?

Действительно, благодаря мужеству и уму Александра Невского удалось разбить шведов и немцев. Победа русских воинов привлекла к себе восхищенное внимание современников, а князь Александр Ярославич, одержавший победу, после смерти был провозглашен святым.

 В «Житии» смерть князя описывается как плач: «О горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»

В этой скорби выражена огромная народная любовь к князю. А за подвиги свои и службу русскому народу он причислен к лику святых и почитается всеми православными.

  1. Слово учителя

Независимость и свободу нашего государства приходилось отстаивать на протяжении долгих лет.

- Как вы считаете, кто вставал на защиту своей Родины? (народ)

Все вы, наверняка, знаете тот факт, что по своей территории Россия занимает первое место. Своей Родиной Россию считают представители множества национальностей, так как наша страна - многонациональная. И при первых же попытках отнять ее независимость, все народы сплочались и отстаивали свое государство, всеми силами защищали свое Отечество.

- Давайте подумаем, какой праздник мы можем приурочить таким событиям? Какой праздник мы сразу вспоминаем? (Когда многонациональный народ встает на защиту своего государства)

- Конечно же, это День народного единства, который празднуется 4 ноября.

4 ноября - День народного единства - годовщина освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 г.).

Это день возрождения и сохранения традиций, которые существовали в России до революции. Россия - страна многонациональная и поликонфессиональная. В период Смуты свою родную землю защищали практически все народы, проживающие ныне на европейской территории России.

4 ноября является началом завершения смуты на Руси. Этот день символизирует способность России преодолеть любые трудности и невзгоды и укрепить свое могущество. Эта дата связана с установлением государственности на Руси.

Говоря на сегодняшнем уроке об Александре Невском, его подвигах и мужестве пред государством, мы не можем не упомянуть о таком интересном факте, как учреждение во время Великой Отечественной войны орденов в честь тех самых выдающихся полководцев, чьи имена навсегда вошли в историю великих побед нашего государства. Это ордена Александра Невского, А.В. Суворова и орден М.И. Кутузова, которыми награждались офицеры, особо отличившиеся в боях.

  1. Работа с учебником.

Чтение материала из учебника об истории написания “Жития”.

V. Слово учителя

В рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости…”, “Слово о великом князе…”, “Житие блаженного великого князя …”.

Строго говоря, “Повесть о житии Александра Невского” лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого потому, что на первый план выступает не христианская добродетель князя, как это принято в традиционных житиях, а его воинские подвиги. Хотя перед читателями предстает он как благочестивый христианин, обращающийся к Богу с молитвами. На помощь ему в трудную минуту приходят небесные силы.

Некоторые литературоведы определяют это произведение как воинскую повесть.

Воинская повесть – произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, осаде городов, подвигах воинов.

VI. Подведение итогов урока

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я вспомнил(а) о том, что ….

На уроке я узнал(а), что …


VII. Домашнее задание

Прочитать «Повесть о житии Александра Невского» и подготовить письменную характеристику князя (Александра Невского).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Митрофанова Елена Анатольевна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методическая разработка урока в 4 классе по основам православной культуры на тему «Подвиг» "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-4-klassie-po-osnovam-pravoslavnoi-kul-tury-na-tiemu-podvigh"
    ["file_id"] => string(6) "236433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444064268"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Методическая разработка Моя малая Родина" "
    ["seo_title"] => string(48) "mietodichieskaia-razrabotka-moia-malaia-rodina-1"
    ["file_id"] => string(6) "234070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443343615"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства