Цель: Совершенствование умений и навыков выразительного чтения, анализа текста и характеристики героя;
развивать умение выделять главное в тексте;
воспитывать нравственные качества на примере героя.
Материальное обеспечение: портрет Б. Сокпакбаева, выставка изданий книги «Меня зовут Кожа». Фрагменты фильма «Меня зовут Кожа» (режиссер А. Карсакбаев, «Казахфильм», 1963).
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку
Психологический настрой. Возьмитесь за руки, встаньте на цыпочки и потянули руки вверх. Почувствовали поддержку одноклассников? На уроке я желаю так же оказывать поддержку друг другу.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы прочитаем отрывок из книги писателя Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и познакомимся с главным героем повести.
Всегда интересно читать книги о ровесниках. Повесть «Меня зовут Кожа» - книга немаленькая, поэтому мы прочитаем небольшой отрывок. В «Книге для чтения» (хрестоматии) есть еще один эпизод из книги. Если вы прочитаете всю книгу, не пожалеете - она очень интересна.
Усвоение новых знаний.
1. Немного об авторе книги «Меня зовут Кожа» Б. Сокпакбаеве. Писательскую деятельность Бердибек Сокпакбаев начал со сборника
стихов. Он вышел в 1950 г. и сразу нашел своих читателей. Следующая книга писателя - повесть «Чемпион» - была выпущена в 1951 г.
Самую большую известность Сокпакбаеву принесла повесть «Менің атым Кожа» («Меня зовут Кожа»). Она вышла в издательстве «Детская литература», а затем уже с русского языка была переведена на многие языки и издана во Франции, Польше, Чехословакии, Болгарии.
По его произведениям «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство» снимаются одноименные фильмы. Фильм «Меня зовут Кожа» удостоился премии на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах (Франция) в 1967 г.
Ассоциации. Учитель читает существительные, характеризующие героев, учащиеся должны догадаться о ком идет речь?
-Что общего у детей? (Мало общего, дети совершенно разные по характеру, нет общих интересов...) Чтение отрывка (глава 1).
3. Работа по его содержанию.
- От чьего лица ведется рассказ?
- От лица героя повести Кожи.
- Ваши первые впечатления?
- Понравилось, как он все о себе рассказал, правдиво и честно.
- Только ли учебой занимались дети?
- Работы много, а людей мало. Ученики помогали, собирали колоски в поле.
- Почему ребята радовались приходу учителя Сагатбая?
- Сагатбай рассказывал увлекательные истории. Он открывал детям широкий, неизвестный мир и звал в какую-то новую, какую-то ясную даль. Учил видеть красоту родных гор, светлых вод Текеса, рассказывал прекрасные сказки, песни, легенды.
Глава 2
VI. Первичная проверка знаний и способов деятельности.
1. Чтение отрывка учащимися.
Составление кластера «Друг»
каким должен быть по вашему мнению настоящий друг.
-Как вы думаете, будут ли мальчики дальше дружить? -Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Какие правила необходимо соблюдать?
Уступать Не бояться просить прощения, если обидел друга Не грубить Не злиться Не жадничать Помогать другу Быть честным -Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».