Успех урока литературы, особенно по поэзии, во многом зависит от эмоционального настроя учащихся. Надеюсь, что представленный материал будет полезен словесникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку литературы по теме "Хокку"»
Материал к уроку литературы в 7 классе
Японские трёхстишия (хокку)
Цель урока. Знакомство с японской литературой на примере хокку. Воспитание любви к прекрасному и чуткости к художественному слову. Развитие речи и творческих способностей учащихся.
Оборудование урока. Учебник-хрестоматия. Словарь литературоведческих терминов. Презентация по теме урока. Иллюстративный материал (репродукции картин можно включить в презентацию). Рисунки учащихся на темы «Звуки весны», «Шум дождя», «Вечность жизни» (опережающее домашнее задание; можно включить их в презентацию).
«Поэзия есть огонь,
зарождающийся в душе человека»
Л. Толстой
Ход урока.
Целеполагание.
- Назовите известные вам имена зарубежных писателей. Какой стране принадлежит их творчество?
- Как вы понимаете эпиграф к уроку?
- О чём пойдёт речь на уроке? Какой цели мы должны будем достигнуть?
II. Слово учителя (эмоциональный настрой).
Япония – страна удивительная, история её сурова и поэтична. Сейчас нам трудно себе представить, что, когда не только испанские, но и английские суда осваивали мировой океан, открывая новые страны и морские пути, Япония не имела морского флота; что грамота пришла в Японию из Китая. Но уже средневековая Япония имела глубокие культурные традиции. Существовал, например, странный и высокий обычай писать предсмертные стихи, которые многое могли рассказать об их авторе. Вот некоторые:
Как капля я рождён,
Как капля я исчезну.
Осакский замок и всё, что я достиг,-
Лишь только сон…
В таком же точно сне
Пред шагом в эту бездну.
- Кто мог написать это? (император)
- А это?
Что – облака,
Если не оправдание?
Что – наша жизнь,
Если не бегство от смерти?
(приговорённый к казни)
Когда я умру, не сжигайте меня,
Не хороните никак.
Просто бросьте на поле тело моё –
Накормить пустобрюхих собак.
(оскорблённый человек)
Традиционным развлечением японцев были поэтические состязания. Оговаривалась тема, и участники – обычно двое – должны были сочинить стихи:
- Небо,
Опалённое солнцем,
Обильными плачет слезами.
- Но лес,
Истерзанный ветром,
Мёртвыми плачет листьями.
Или:
- Почему так холодно?
Лето,
Увы, прошло, и осень
Наступает в своём блеске.
- Если б я могла использовать слова,
Похожие на падающие листья,
Что за костёр
Стихи мои создали б!
Вот это уже похоже на ХОККУ.
Обращение к теории литературы с использованием словаря.
Хокку – сжатые поэтические формулы, в которых нет ни одного лишнего слова (народные и литературные хокку). Для хокку характерны афористичность (афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщённое умозаключение) и лаконизм (краткость и чёткость изложения).
Хокку – стихотворения, изображающие жизнь природы и человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Трёхстишия соответствуют размеру: 5-7-5 слогов.
Краткость хокку роднит их с пословицами.
- Объясните:
Слово скажу –
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
(Басё)
Но чаще хокку – это поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Читать бегло их нельзя.
Работа по теме урока (выступления учащихся, работа с учебником, чтение и анализ стихотворений).
Сообщения учащихся о Мацуо Басё и Кобаяси Исса, выразительное чтение и анализ хокку (объяснить смысл, назвать изобразительные средства, соблюдается ли размер 5-7-5, как можно соотнести прочитанные хокку и иллюстрации, репродукции картин).
- Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников.
Творческая работа учащихся (задание: сочинить хокку на тему рисунков), обсуждение работ, оценка.
Итог урока.
Часто поэт создаёт не зрительные, а звуковые образы. Каждый звук исполнен особого смысла, рождает определённые настроения и чувства. В лесу звучит целый оркестр.
Жаворонок поёт.
Звонким ударом по чаще
Вторит ему фазан.
(Басё)
В хокку – вся жизнь Японии: её природа, обычаи, верования, труд и праздники японского народа. Переводчик стремится сохранить лаконизм хокку и сделать их понятными. Однако японское трёхстишие требует от читателя работы воображения, участия в творческом труде поэта. В этом главная особенность хокку.
Домашнее задание. Сочинить хокку о своем отношении к друзьям.