kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы к уроку литературы по теме "Хокку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех урока литературы, особенно по поэзии, во многом зависит от эмоционального настроя учащихся. Надеюсь, что представленный материал будет полезен словесникам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку литературы по теме "Хокку"»

Материал к уроку литературы в 7 классе

Японские трёхстишия (хокку)


Цель урока. Знакомство с японской литературой на примере хокку. Воспитание любви к прекрасному и чуткости к художественному слову. Развитие речи и творческих способностей учащихся.

Оборудование урока. Учебник-хрестоматия. Словарь литературоведческих терминов. Презентация по теме урока. Иллюстративный материал (репродукции картин можно включить в презентацию). Рисунки учащихся на темы «Звуки весны», «Шум дождя», «Вечность жизни» (опережающее домашнее задание; можно включить их в презентацию).


«Поэзия есть огонь,

зарождающийся в душе человека»

Л. Толстой


Ход урока.


  1. Целеполагание.

- Назовите известные вам имена зарубежных писателей. Какой стране принадлежит их творчество?

- Как вы понимаете эпиграф к уроку?

- О чём пойдёт речь на уроке? Какой цели мы должны будем достигнуть?


II. Слово учителя (эмоциональный настрой).

Япония – страна удивительная, история её сурова и поэтична. Сейчас нам трудно себе представить, что, когда не только испанские, но и английские суда осваивали мировой океан, открывая новые страны и морские пути, Япония не имела морского флота; что грамота пришла в Японию из Китая. Но уже средневековая Япония имела глубокие культурные традиции. Существовал, например, странный и высокий обычай писать предсмертные стихи, которые многое могли рассказать об их авторе. Вот некоторые:

Как капля я рождён,

Как капля я исчезну.

Осакский замок и всё, что я достиг,-

Лишь только сон…

В таком же точно сне

Пред шагом в эту бездну.


- Кто мог написать это? (император)

- А это?

Что – облака,

Если не оправдание?

Что – наша жизнь,

Если не бегство от смерти?

(приговорённый к казни)


Когда я умру, не сжигайте меня,

Не хороните никак.

Просто бросьте на поле тело моё –

Накормить пустобрюхих собак.

(оскорблённый человек)


Традиционным развлечением японцев были поэтические состязания. Оговаривалась тема, и участники – обычно двое – должны были сочинить стихи:

- Небо,

Опалённое солнцем,

Обильными плачет слезами.


- Но лес,

Истерзанный ветром,

Мёртвыми плачет листьями.


Или:

- Почему так холодно?

Лето,

Увы, прошло, и осень

Наступает в своём блеске.


- Если б я могла использовать слова,

Похожие на падающие листья,

Что за костёр

Стихи мои создали б!


Вот это уже похоже на ХОККУ.


  1. Обращение к теории литературы с использованием словаря.


Хокку – сжатые поэтические формулы, в которых нет ни одного лишнего слова (народные и литературные хокку). Для хокку характерны афористичность (афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщённое умозаключение) и лаконизм (краткость и чёткость изложения).

Хокку – стихотворения, изображающие жизнь природы и человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Трёхстишия соответствуют размеру: 5-7-5 слогов.

Краткость хокку роднит их с пословицами.

- Объясните:


Слово скажу –

Леденеют губы.

Осенний вихрь!

(Басё)


Но чаще хокку – это поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Читать бегло их нельзя.


  1. Работа по теме урока (выступления учащихся, работа с учебником, чтение и анализ стихотворений).

Сообщения учащихся о Мацуо Басё и Кобаяси Исса, выразительное чтение и анализ хокку (объяснить смысл, назвать изобразительные средства, соблюдается ли размер 5-7-5, как можно соотнести прочитанные хокку и иллюстрации, репродукции картин).

- Хокку сродни искусству живописи. Они нередко писались на сюжеты картин и, в свою очередь, вдохновляли художников.


  1. Обсуждение рисунков учащихся (насколько удачно передана тема?)


  1. Творческая работа учащихся (задание: сочинить хокку на тему рисунков), обсуждение работ, оценка.


  1. Итог урока.


Часто поэт создаёт не зрительные, а звуковые образы. Каждый звук исполнен особого смысла, рождает определённые настроения и чувства. В лесу звучит целый оркестр.


Жаворонок поёт.

Звонким ударом по чаще

Вторит ему фазан.

(Басё)


В хокку – вся жизнь Японии: её природа, обычаи, верования, труд и праздники японского народа. Переводчик стремится сохранить лаконизм хокку и сделать их понятными. Однако японское трёхстишие требует от читателя работы воображения, участия в творческом труде поэта. В этом главная особенность хокку.


Домашнее задание. Сочинить хокку о своем отношении к друзьям.



Приложение.

Работы детей.


  1. «Шум дождя»


Музыка в сердце.

Это, упав с поднебесья,

Капля разбилась.


Грозы затихли.

Напоённые щедрою влагой,

Травы склонились.


  1. «Вечность жизни»


Пробился росток.

Новой жизни на скалах

Камни смеются.


Старость дивится:

В мире любви и рассветов

Плачет ребёнок.


  1. «Звуки весны»


Улыбнулись цветы.

И заставил звучать мою душу

Их серебряный звон.


Ручеёк прожурчал.

Разлетелись по белому свету

Весёлые нотки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Материалы к уроку литературы по теме "Хокку"

Автор: Синельная Нина Петровна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 357997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "На тему "Обстоятельства""
    ["seo_title"] => string(25) "na_tiemu_obstoiatiel_stva"
    ["file_id"] => string(6) "392065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487156927"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 6  классе « В чём загадка местоимения как части речи?» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-v-chiom-zaghadka-miestoimieniia-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415444508"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка в первом  классе. Развитие умения переносить слова. "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v-piervom-klassie-razvitiie-umieniia-pierienosit-slova"
    ["file_id"] => string(6) "105249"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402835881"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка по теме "Олимпийские игры" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-olimpiiskiie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "122283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414174927"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "презентация для урока "Человек и мир""
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiiadliaurokachieloviekimir"
    ["file_id"] => string(6) "257903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448399004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства