kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов: художественная индивидуальность и творческие процессы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Представить М.Ю. Лермонтова как личность, как  поэта, как художника. Работа в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов: художественная индивидуальность и творческие процессы.»

МБОУ «Пудовская СОШ»

Урок литературы

УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема:

М.Ю. Лермонтов: художественная индивидуальность и творческие процессы.

Цель:

Представить М.Ю. Лермонтова как личность, как поэта, как

художника.

Сегодня работаем в группах:

1группа представляет Лермонтова как человека трагичной судьбы.

2 группа говорит о лирическом поэте

3 группа рассказывает о Лермонтове – художнике.


Вступительное слово учителя.


Эпиграф:

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

М.Ю.Лермонтов.

На этом уроке мы постараемся узнать как можно больше о великом поэте М.Ю. Лермонтове и в 9 классе при дальнейшем изучении творчества М.Ю.

Мы встретимся с ним , как со старым другом.


В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа не отхлынули еще от особняка на Мойке, где только закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Лермонтова. Обрела, чтобы через 4 года оплакать его гибель.


О Лермонтове как о человеке трагичной судьбы расскажут ребята 1 группы.


Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке. Фортепиано, виолончели, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего был поэтом.

Слайд №1– портрет


Начало родословной Лермонтовых положил выходец из Шотландии Георг Лермонт. Поступив на русскую службу в 1613г., он был жалован земельным наделом недалеко от Костромы. Эти места и стали Родиной для его потомков, в том числе для деда и отца поэта. А знаете, что прадед поэта, секунд-майор Юрий Петрович Лермонтов был женат на внучке казненного Петром1 стольника Федора Матвеевича Пушкина, т.е. род Лермонтовых и род Пушкиных соприкасались и поэты имели общих родственников.


Слайд №2– герб


Сам Лермонтов на родине никогда не был. Детство его

Слайд№ 3


прошло в имении его бабушки по материнской линии Елизаветы Алексеевны Столыпиной, в Тарханах


Слайд№ 4 – Тарханы


Бабушка сильно противилась браку дочери, урожденной Столыпиной, представительницей высшего света с мелким помещиком. Мать Мария Михайловна рано умерла, сыну было всего 2 года, в смерти дочери Елизавета Алексеевна винила Юрия Петровича. Еще до смерти жены, он покинул семью и жил отдельно. После смерти Марии Михайловны, отец хотел взять Мишеля к себе, но бабушка решительно этому воспротивилась. Она составила завещание, по которому все свое имущество и состояние оставляла внуку, но при одном условии – до совершеннолетия он будет жить с ней, на ее воспитании и попечении. Не желая лишать сына состояния, зная. Что сам он его обеспечить не сможет, отец покорился. В 1837 , когда Мишелю было 17 лет отец умер, оставив сыну такие строки.

«Благодарю тебя, бесценный мой друг, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя, и лишен был утешения жить вместе с тобой. Тебе известны причины моей разлуки с тобой, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь»

Лермонтов не укорял отца: в его глазах тот был жертвой , лицом, несправедливо осужденным бабушкой и светским обществом.

Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;

Ты сам на свете был гоним…

Написал Лермонтов в «Эпитафии» отцу.


Не осуждал он и бабушку, которая любила его всей душой и всегда пыталась уберечь и защитить его. «Великая бабушка», «заступница» - так позже назовут ее в литературе. Но даже самая великая любовь бабушки не может заменить отца и матери


Ужасная судьба отца и сына-

Жить розно и в разлуки умереть

Напишет поэт после смерти отца.

Кроме семейной распри, на детство Михаила Юрьевича легла и другая тень – тень поражения декабристского восстания, тень николаевской эпохи, в которую всякая свободная мысль жестоко преследовалась. Став взрослея, он ощутил на себе все «безлюдье» николаевской России, чьи лучшие сыны погибли или находились в сибирской ссылке. Одной из роковых ошибок поэт считал поступление в военную службу. Это уже не был блестящий круг образованных офицеров-декабристов, «детей 1812года». Армейская среда оказалась чуждой поэту


Слайд №5– портрет (стр73Ч)


1837год 18 февраля автор стихотворения «Смерть поэта» корнет лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов был арестован, в его квартире произведен обыск. «Дело о непозволительных стихах» завершилось переводом Лермонтова на Кавказ в армейский полк. Это была его первая ссылка. Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, между вооруженными горцами и русской армией то и дело происходили столкновения, то есть по существу шла война.

Через год он вернулся и был принят в Петербурге как знаменитость.

Вначале 1938г. благодаря хлопотам бабушки, поэта переводят в Грозненский гусарский полк, а затем в Петербург.

Весной 1840года Лермонтов был вторично выслан на Кавказ, теперь за дуэль с сыном французского посла Барантом. Виновницей дуэли молва называла княгиню М.А.Щербатову, но истинной подоплекой этого столкновения был спор о смерти Пушкина.


Слайд № 6 фото (стр9журнал)


1841год. Лермонтов изменился, возмужал. Его уже не тянет в шумную компанию офицерской молодежи, больше занимается литературой, бывает у своего друга писателя Одоевского, ближе знакомится с Василием Андреевичем Жуковским, критиком и поэтом Вяземским. Вечера проводит в литературном салоне Карамзиных, где собирался кружок интеллигентных людей и светских барышень.

Графу Бенкендорфу не нравятся хлопоты родных и близких о прощении Лермонтова и выпуске его в отставку. Он быстро издает приказ: «В 48 часов выехать из Петербурга». Итак, Лермонтов уезжает из Петербурга. Внешне весел: «Ничего, перемелется – мука будет». Он не знал, что больше сюда не вернется. Не знал о секретном предписании: Ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из фронта полка.

Оформив свое пребывание в Пятигорске, Лермонтов снимает домик у подножия Машука.


Слайд № 7 домик.


Свободное время проводили в шумной компании молодых офицеров, среди которых Лев Пушкин, майор Мартынов. Вечер в доме сестер Верзилиных


Слайд №8 сестра


Шутка Лермонтова «горец с большим кинжалом», на которую никто не обратил внимание. А когда уходили





Слайд № 9 дом


Из гостей Мартынов догнал Лермонтова

    • Сколько раз просил вас оставить свои шутки при дамах

    • Что ж на дуэль, что ли, вызовешь за это?

    • Да!


15 июля 1841года. Конечно, Лермонтов не хотел никакой дуэли, тем более кровопролития, и ни в коем случае сам стрелять не собирался


Слайд №10 место дуэли


Не стало Лермонтова! Он убит, убит не на войне, убит не чеченом, не дагестанцем. Убит русским. Роковое свершилось. Он пал от руки обыденного человека, воплотившего собою ничтожеством времени, со всеми его бедными качествами и жалкими недостатками.

За полчаса до дуэли их тихой, прекрасной погоды вдруг сделалась величайшая буря; весь город и окрестности покрылись пылью. Буря утихла, и через 5 минут пошел проливной дождь. Секунданты говорили, что как скоро утихла буря, то тут же началась дуэль, и лишь только Лермонтов испустил последний вздох – пошел проливной дождь.

Сама природа плакала об этом человеке.


Слайд № 11 поэт на синем фоне.
















Группа №2



Выражаясь поэтическим языком, Лермонтов - «Высочайший юноша вселенной»

Да, человек необычайно одаренный, но прежде всего был поэтом.

Почти каждое зрелое стихотворение его, по признанию Константина Паустовского, можно назвать шедевром. Каждое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова – своего рода исповедь. Исповедь одинокого человека. Постоянно переходящего от восторга – к отчаянию, от любви – к разочарованию, от борьбы – к усталости.

В ранней лирике Лермонтова много заимствований из Пушкина, Жуковского, Козлова, Державина. Но поэт не задерживается на этом. Всюду чувствуется поиск своего.

Элегии у Лермонтова превращались в реквиемы, раздирающие души


Слайд №1 памятник стр14, жур.8


«И скучно, и грустно»

Чтение стиха.




Не многие писатели могли выразить теснейшую взаимосвязь этих двух важнейших констант жизни - свобода – любовь с такой силой, как Лермонтов

Чтение стиха «Пусть я кого-нибудь люблю»





Любовь для поэта – важнейшее средство избавления от муки и несвободы, при том в такой мощной, совершенно уникальной огласовке, какой не знала ни наша. Ни западноевропейская литература.

Лейтмотив стихов – одиночество, поиск свободы и покоя.


Чтение стиха «Выхожу один я на дорогу»






Этот мотив одиночества проходит через все творчество Лермонтова


Слайд №2 Картина Сосна


Чтение стиха «На севере диком стоит одиноко…»




Обе героини – сосна и пальма – грустны и одиноки, но лирический герой внутренне сливается с душой северной героини – сосны, а юг, пальма – это несбыточная мечта.


Чтение стиха «Утес»


Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне. 1841г.


Слайд №3 памятник поэту.


Во многих книгах устанавливалось. Что главное в творчестве Лермонтова – борьба с самодержавием, осуждение общественно-политических условий. Имя поэта использовалось для осуждения России как страны и государства.


Чтение стиха «Прощай, немытая Россия»




Лермонтов начал сочинять лет с 13-14.Писал стихи, драмы, поэмы, романы. До 1837г он написал более 300 лирических стихотворений, более 20 поэм, несколько драматических произведений.








3группа представит Лермонтова еще с одной стороны.



Природа наделила Лермонтова не только поэтическим талантом, но и незаурядными способностями художника. До нас дошли его чудесные акварельные портреты, живописные масляные полотна с видами Кавказа,

многочисленные зарисовки тушью и карандашом на полях рукописей, в юнкерских тетрадях, походных альбомах. Среди них профили женских головок, военные, на скачущих лошадях, жанровые и батальные сцены, шаржи и карикатуры.

Вообще, сколько помню, - пишет товарищ поэта по юнкерской школе Николай Манвелов, - рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью, уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры. Так и целые группы в различных положениях и движениях полных жизни и правды.

Часть рисунков сохранилась и дошла до нас в альбомах его московской приятельницы А.М.Верещагиной. Лермонтова с Верещагиной связывали теплые, дружеские отношения. Когда Верещагина, выйдя замуж за немецкого дипломата. Уехала за границу, через родственников она получала от Михаила Юрьевича новые стихи и рисунки.


Многие из рисунков изображают в виде шаржей эпизоды и сцены из жизни их общих знакомых


Слайд №1 Адоратор


Адоратор – значит обожатель, поклонник.На рисунке изображена группа людей. В центре мужчина в высокой шляпе и широкой накидке с поднятым меховым воротником. Он бесцеремонно разглядывает в лорнет пожилого, почти лысого человека в очках, с большим животом и очень короткими ножками . Он восклицает по-французски: «Такого я еще не видел!» очевидно, речь идет о поклонниках хозяйки альбома. Высокий человек с лорнетом – отставной штабс-капитан Алексей ильич Алексеев, а маленький смееющийся – Петр Васильевич Сушков.



Слайд № 2


На этом рисунке мы видим жанровую сцену. В центре ее изображен сидящий за клавикордами старик в очках, темно-зеленой фреске и халате. В его руках раскрытая книга с надписью «нервное подергивание лица». Стоящий возле молодой офицер держит. Очевидно, нотную тетрадь с надписью «невозмутимость». Справа с почтительным поклоном изящный господин с афишкой в руке «Концерт Грасси». По-разному трактовали эту сцену. Можно предположить, что это изображение сцены в одном из московских домов, где обсуждается программа благотворительного концерта с участием скрипача Грасси.



Слайд №3 Лопухина.


А вот небольшая акварель – поясной портрет молодой женщины в темно-синем закрытом платье. Слегка повернутая в профиль голова с гладкой прической и тяжелым пучком волос на затылке. Большие выразительные глаза и чуть заметная родинка над левой бровью. Это портрет Варвары Александровны Лопухиной, с именем которой связано много в судьбе Лермонтова. « Молоденькая, милая, умная, как день, и в полном смысле восхитительная» Варенька Лопухина (ей тогда было 16 лет) и застенчивый порывистый Мишель Лермонтов, студент Московского университета. А затем 3летняя разлука: учеба в юнкерской школе в Петербурге и служба в столичной гвардии. Не дождавшись приезда Лермонтова в отпуск, Варенька выходит замуж за помещика Бахметева, человека пожилого, нелюбимого.


Слайд №4 Свадьба


На рисунке изображены молодая девушка и мужчина средних лет, приклонившие колени перед двумя священниками и дьячком с кадилом. Позади молодых старуха и расфранченный барин со взбитым коком. Молодые – Варенька Лопухина и ее муж Бахметев. Старуха – Нарышкина и ее

щеголь – зять князь Голицын. Рисунок ироничен, но с оттенком печали. На рисунке не свадьба, которая состоялась в Москве, а первый приезд молодых в Лопатино. Нарышкина поспешила еще раз благословить молодых и для этого пригласила весь причт Лопатинской церкви.




Во время странствия по Кавказу Лермонтов снимал на скорую руку виды всех замечательных мест, которые посещал. И эти рисунки потом служили ему материалом для больших масляных полотен.


Слайд №5 Вид Крестовой горы


Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает крест.



Лермонтов принимал участие в кровопролитных сражениях


Слайд № 6 перестрелка в горах Дагестана

Слайд № 7 Эпизод сражения при Валерике



11 июля Лермонтов принял участие в сражении у речки Валерик. Представляя его к награде, генерал Галафеев так охарактеризовал его поведение в бою: « Во время штурма завалов на реке Валерик имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и докладывать начальнику отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшей опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы.


Вольная и мощная красота природы Кавказа


Слайд № 8 Эльбрус


Она родственна Лермонтову. Зов свободы, как зов природы.


Слайд № 9 Кавказ


Написанный Лермонтовым пейзаж передает его мысли и чувства, непреодолимое желание быть свободным и любимым как эта мощная красота гор.



Слайд № 10 Лермонтов



Заключительное слово учителя:


Вспоминается, - говорил в свое время поэт Владислав Ходасевич, - маленькое пророчество. В 1912г. одна женщина, любящая поэзию М.Ю.Лермонтова говорила: «Вот попомните мои слова, даже юбилея его не справят как следует: что-нибудь помешает… уж как-нибудь случится, что юбилея Лермонтова не будет.

Так и случилось. 100 летний юбилей со дня рождения поэта совпал с ужасами войны . Первой Мировой (1914г). Но «маленькое пророчество» переросло уже в прорицание более мрачное, когда очередной юбилей – год смерти снова совпал с ужасами войны Великой Отечественной 1941года.

В 2014г через 7 лет юбилей со дня рождения великого поэта- 200лет! Надеюсь, все будем живы и здоровы и достойно вспомним Михаила Юрьевича Лермонтова.

Спасибо, дети, за урок.



ПОВЕСТЬ – эпическое произведение по своему объему, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
М.Ю. Лермонтов: художественная индивидуальность и творческие процессы.

Автор: Шестко Елена Антоновна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме "Парообразование и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-paroobrazovaniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "150669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420541557"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Романтический герой в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "
    ["seo_title"] => string(56) "romantichieskii-ghieroi-v-poemie-m-iu-liermontova-mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "192489"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427463779"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок внеклассного чтения по произведениям забайкальского писателя Бориса Макарова "Зерна надежды" "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-proizviedieniiam-zabaikal-skogho-pisatielia-borisa-makarova-zierna-nadiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "231314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442468681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства