Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Бородино".»
Предмет:литература Класс :5А
Тема:М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Smart-цель: в течение урока учащиеся познакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова и с новым жанром литературы «сказ»; научаться работать с текстом стихотворения (подбирать цитаты, находить художественные средства).
Тип: формирование новых знаний.
Оборудование: компьютер, презентация о биографии Лермонтова, видеоролик о бородинской битве, раздаточный материал.
Сегодня мы поговорим с вами о произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Исходя из темы, попробуйте поставить цель урока.(ответы детей). Молодцы.
Мы вместе будем работать по следующему плану:
Знакомство с биографией
Историческая справка
Выразительное чтение стихотворения
Работа по группам
Защита проектов
Задание на выбор
Обратите внимание на листы у вас на парте, маленький лист вы подписываете и отдаете соседу, а по листу с критериями сами оцениваете работу своего соседа на уроке. Это нужно будет делать по ходу урока.
Знакомство с биографией (5)
Начнем знакомство с биографией писателя. Опережающее индивидуальное задание по этому вопросу получили Милосердная Алина и Квасенко Анастасия. Пока девочки будут отвечать, слушайте внимательно, можете составлять устно или письменно вопросы по их выступлению.(5-7 мин) Спасибо девочкам. Что нового вы узнали о писателе?
Историческая справка (5)
Стихотворение Лермонтова называется «Бородино», давайте посмотрим видеоролик об историческом событии, которое легло в основу стихотворения. По информации из видеоролика тоже можете составлять вопросы. Итак, что же такое бородинское сражение? Об этом вы узнали из видеоролика, а как изобразил это событие М.Ю.Лермонтов, мы узнаем в ходе урока. (3 мин)
В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»
Физминутка (3 мин)
Знакомство с произведением. (3 мин)
Пришло время обратиться к произведению. Давайте выразительно прочитаем его по частям. Были ли здесь непонятные для вас слова? Давайте их запишем в словари. Мы сегодня также знакомимся с новым литературным жанром: сказ. Запишите. Словарная работа (презентация «Словарь терминов»).
Работа по группам. Исследование текста у каждой группы своё задание, как отразились исторические факты в стихотворении. (5 мин) ВРЕМЯ ОЗВУЧИТЬ
Группа. Задание следующее: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. (подобрать к исторической справке строчки из стихотворения)
1.Русская армия не сразу вступила в сражение, долгое время отступала к Москве.
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали,
2. Главнокомандующий Михаил Кутузов выбрал место боя. 3 сентября армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции:
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут.
3. До Бородинского сражения два дня был бой за ШевардИнский редут.
Два дня мы были в перестрелке…
4. В ночью 6 сентября русские и французы готовились к главному сражению.
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито
5.На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй.
Развернулись решающие бои французам удалось захватить батарею Раевского. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
Вот затрещали барабаны - И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны
Товарищей считать.
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
2 группа. Задание: найти общее и отличие между историческим рассказом о Бородинском сражении и стихотворением «Бородино»? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная; в историч. рассказе: много дат, в речи нет выразительности). Общее: тема – Бородинское сражение
Группа. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности, найдите, какие это средства и подберите пример к каждому.
Метафоры
гора кровавых тел.
Олицетворение
Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой
Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв
Сравнения
Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди
Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его
Восклицательные предложения
Недаром помнит вся Россия про день Бородина! - помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью
Большое количество глаголов - передают ощущения действия, движения.
Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.
4. Группа. Задание:
Подготовьте сценку по двум первым столбикам стихотворения. Ответьте на вопросы.
Защита проектов. (12 мин) каждой группе 3 хлопка, после выступления
Динамическая пауза. (видео)
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
Разноуровневые задания.3 минуты.
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Рефлексия. Напишите на стикерах 1 словом какое впечатление у вас осталось от урока или изобразите в виде смайлика.
1 группа. Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. (подобрать к исторической справке строчки из стихотворения)
2 группа. Задание: Нарисуйте круги Эйлера. Запишите в них общее и отличие между историческим рассказом о Бородинском сражении и стихотворением «Бородино»?
Русская армия не сразу вступила в сражение, долгое время отступала к Москве.
Главнокомандующий Михаил Кутузов выбрал место боя. 3 сентября армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции.
До Бородинского сражения два дня был бой за ШевардИнский редут. Ночью 6 сентября русские и французы готовились к главному сражению.
На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение. Развернулись решающие бои французам удалось захватить батарею Раевского. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
3группа. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности, найдите, какие это средства и подберите пример к каждому. Наклейте ответы на лист.
группа. Задание: Подготовьте сценку по двум первым столбикам стихотворения. Ответьте на вопросы (вопросы приклейте на лист, ответ запишите рядом (1-2 слова в ответе)
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»
Задания на выбор:
Вставьте на месте пропусков слова
Скажи-ка, …., ведь не даром ……., спаленная пожаром, ……… отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся ……. Про день ……….!
Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)
Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»