kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов "Бородино".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе, проекты, которые они делают на листе потом вклеиваются в обложку (её делают гости) и получается книга

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Бородино".»

Предмет: литература Класс : 

Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Smart-цельв течение урока учащиеся познакомятся с биографией М.Ю.Лермонтова и с новым жанром литературы «сказ»; научаться работать с текстом стихотворения (подбирать цитаты, находить художественные средства).

Типформирование новых знаний.

Оборудованиекомпьютер, презентация о биографии Лермонтова, видеоролик о бородинской битве, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой. (2 мин) (пожелание)

  2. Определение цели и задач урока. (3 мин)

  3. План работы

Сегодня мы поговорим с вами о произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Исходя из темы, попробуйте поставить цель урока.(ответы детей). Молодцы.

Мы вместе будем работать по следующему плану:

  1. Знакомство с биографией

  2. Историческая справка

  3. Выразительное чтение стихотворения

  4. Работа по группам

  5. Защита проектов

  6. Задание на выбор

Обратите внимание на листы у вас на парте, маленький лист вы подписываете и отдаете соседу, а по листу с критериями сами оцениваете работу своего соседа на уроке. Это нужно будет делать по ходу урока.

  1. Знакомство с биографией (5)

Начнем знакомство с биографией писателя. Опережающее индивидуальное задание по этому вопросу получили Милосердная Алина и Квасенко Анастасия. Пока девочки будут отвечать, слушайте внимательно, можете составлять устно или письменно вопросы по их выступлению.(5-7 мин) Спасибо девочкам. Что нового вы узнали о писателе?

  1. Историческая справка (5)

Стихотворение Лермонтова называется «Бородино», давайте посмотрим видеоролик об историческом событии, которое легло в основу стихотворения. По информации из видеоролика тоже можете составлять вопросы. Итак, что же такое бородинское сражение? Об этом вы узнали из видеоролика, а как изобразил это событие М.Ю.Лермонтов, мы узнаем в ходе урока. (3 мин)

В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»

  1. Физминутка (3 мин)

  2. Знакомство с произведением. (3 мин)

Пришло время обратиться к произведению. Давайте выразительно прочитаем его по частям. Были ли здесь непонятные для вас слова? Давайте их запишем в словари. Мы сегодня также знакомимся с новым литературным жанром: сказ. Запишите. Словарная работа (презентация «Словарь терминов»).

  1. Работа по группам. Исследование текста у каждой группы своё задание, как отразились исторические факты в стихотворении. (5 мин) ВРЕМЯ ОЗВУЧИТЬ

    1. Группа. Задание следующее: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. (подобрать к исторической справке строчки из стихотворения)

1.Русская армия не сразу вступила в сражение, долгое время отступала к Москве.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,

2. Главнокомандующий Михаил Кутузов выбрал место боя. 3 сентября армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

3. До Бородинского сражения два дня был бой за ШевардИнский редут.

Два дня мы были в перестрелке…

4. В ночью 6 сентября русские и французы готовились к главному сражению.

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито

5.На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

  1. Развернулись решающие бои французам удалось захватить батарею Раевского. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны

Товарищей считать.

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

2 группа. Задание: найти общее и отличие между историческим рассказом о Бородинском сражении и стихотворением «Бородино»? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная; в историч. рассказе: много дат, в речи нет выразительности). Общее: тема – Бородинское сражение

  1. Группа. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности, найдите, какие это средства и подберите пример к каждому.

Метафоры

гора кровавых тел.

Олицетворение

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Восклицательные предложения

Недаром помнит вся Россия про день Бородина! - помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

Большое количество глаголов - передают ощущения действия, движения.

Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

4. Группа. Задание:

Подготовьте сценку по двум первым столбикам стихотворения. Ответьте на вопросы.

  1. Защита проектов. (12 мин) каждой группе 3 хлопка, после выступления

  2. Динамическая пауза. (видео)

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

  1. Разноуровневые задания. 3 минуты.

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»

  1. Рефлексия. Напишите на стикерах 1 словом какое впечатление у вас осталось от урока или изобразите в виде смайлика.

  2. Выставление оценок

  3. Д.з. выучить отрывок наизусть 1 столбик – 3, 2 – 4, 3 – 5.








1 группа. Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. (подобрать к исторической справке строчки из стихотворения)


2 группа. Задание: Нарисуйте круги Эйлера. Запишите в них общее и отличие между историческим рассказом о Бородинском сражении и стихотворением «Бородино»?

Русская армия не сразу вступила в сражение, долгое время отступала к Москве.

Главнокомандующий Михаил Кутузов выбрал место боя. 3 сентября армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции.

До Бородинского сражения два дня был бой за ШевардИнский редут. Ночью 6 сентября русские и французы готовились к главному сражению.

На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение. Развернулись решающие бои французам удалось захватить батарею Раевского. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.


3группа. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности, найдите, какие это средства и подберите пример к каждому. Наклейте ответы на лист.


  1. группа. Задание: Подготовьте сценку по двум первым столбикам стихотворения. Ответьте на вопросы (вопросы приклейте на лист, ответ запишите рядом (1-2 слова в ответе)


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»











Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»







Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»







Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»







Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»


Задания на выбор:

  1. Вставьте на месте пропусков слова

Скажи-ка, …., ведь не даром
……., спаленная пожаром,
 ……… отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся …….
 Про день ……….!

  1. Составьте синквейн со словами на выбор. (Бородино, Лермонтов, Сказ, Солдат)

  2. Напишите эссе на тему: «Нужно ли нам помнить о Бородинском сражении?»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
М.Ю. Лермонтов "Бородино".

Автор: Форманюк Елена Владимировна

Дата: 03.02.2017

Номер свидетельства: 387209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок литературы в 5-м классе  по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».  Историческая основа и патриотический пафос стихотворения» "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-5-m-klassie-po-tiemie-m-iu-liermontov-borodino-istorichieskaia-osnova-i-patriotichieskii-pafos-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129035"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415629128"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (акцентное вычитывание лироэпического текста) "
    ["seo_title"] => string(77) "m-iu-liermontov-borodino-aktsientnoie-vychityvaniie-liroepichieskogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "125736"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415038192"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Урок по литературе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино» .История создания стихотворения."
    ["seo_title"] => string(80) "urokpolitieraturiepotiemiemiuliermontovborodinoistoriiasozdaniiastikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "265101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449843051"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "М.Ю. Лермонтов "Бородино"- героико - историческая баллада" "
    ["seo_title"] => string(58) "m-iu-liermontov-borodino-ghieroiko-istorichieskaia-ballada"
    ["file_id"] => string(6) "126840"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415215377"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства