kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью.  Важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.

      В произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». »

МОУ СОШ №1 с. Шалушка









Открытый урок по литературе в 6 классе



М.М. Пришвин «Кладовая солнца».




Провела урок

учитель русского языка и литературы

Лиева Ляна Исмаиловна.

2009

Тема. М.М.Пришвин «Кладовая солнца». (Сказка-быль)

Цели:

1.Образовательные: ознакомить учащихся с художественным текстом сказки, содержанием и композицией сказки, приёмами сказочного повествования в произведении, словарная работа.

2. Воспитательные: показать взаимоотношения человека и природы в сказке – были, бережное отношение к природе, неповторимую прелесть и богатство природы; привить любовь к природе, труду.

3.Развивающие: выработать умение и навык монологической и диалогической речи, научить логически излагать и аргументировать свои мысли, используя литературный язык; научить слушать литературную речь, развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать события или явления.

Оборудования: заполненная доска, портрет писателя, наглядные пособия, иллюстрации к сказке-были, картины художников; карточки с вопросами; ТСО: магнитофонная запись отдельных частей повести, презентация.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке.

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  • Визуальный контроль готовности к уроку.

  • Работа с журналом.

II. Словарная работа. Запись на доске слов:

Сказка – вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность.

Быль- 1. То, что было в действительности, происходило на самом деле. 2. Рассказ о действительном событии, происшествии…

III. Вступительное слово.

      М. М. Пришвин родился в 1873 году неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежащем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. За участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

      С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…

      В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова»

IV. Чтение. Учащиеся слушают литературное чтение (запись), затем сами читают текст.

V. Работа по содержанию текста

      Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно, служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.

      И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной).

      Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель, прежде всего, выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.

      Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».


VI. Вопросы и задания (Учащиеся отвечают на следующие вопросы).

1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»? (В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, после окончания Великой Отечественной войны)

      2. Чем начало произведения напоминает сказку? (Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно, служит человеку.)

3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении. (Когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже»).  

4. Что в «Кладовой солнца» является былью? (Если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия).

Учитель: В произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста.

VII. Работа над характеристиками Насти и Митраши.

Примерные вопросы для беседы:

1.Расскажите, как жили Настя и Митраша.

2.Из-за чего поспорили дети, когда пошли за ягодами? Почему Митраша решил идти по слабенькой, а не по плотной тропе?

3.Кем была Травка для Антипыча? Что вызнаете о дружбе собаки с человеком? Вспомните случаи из жизни.

4. Чем был страшен Серый Помещик для жителей села?

5. Найдите и прочитайте строки, в которых автор описывает, как Травка размышляет, по какому следу ей идти. Что она решила?

VII.Заключительное слово учителя.

      Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель, прежде всего, выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.

      Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.

В произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста».

VIII. Домашнее задание. Ответить на вопрос. Кто прав — Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

IX. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

Автор: Лиева Ляна Исмаиловна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок по литературе в 6 классе. «Великий  храм природы» в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» "
    ["seo_title"] => string(102) "urok-po-litieraturie-v-6-klassie-vielikii-khram-prirody-v-skazkie-byli-m-m-prishvina-kladovaia-solntsa"
    ["file_id"] => string(6) "193759"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427693733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "М.Пришвин "Кладовая  солнца"  ;Почему М.Пришвин  назвал   природу великим храмом? "
    ["seo_title"] => string(80) "m-prishvin-kladovaia-solntsa-pochiemu-m-prishvin-nazval-prirodu-vielikim-khramom"
    ["file_id"] => string(6) "214530"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432327242"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок- игра по сказке- были  М.Пришвина «Кладовая солнца .» "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-ighra-po-skazkie-byli-m-prishvina-kladovaia-solntsa"
    ["file_id"] => string(6) "133049"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416456426"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация к уроку по теме " М.Пришвин. Кладовая солнца" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-m-prishvin-kladovaia-solntsa"
    ["file_id"] => string(6) "214533"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432328147"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Урок-путешествие  « Дорога за клюквой»,  русская литература 5 класс по произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца». "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-putieshiestviie-dorogha-za-kliukvoi-russkaia-litieratura-5-klass-po-proizviedieniiu-m-m-prishvina-kladovaia-solntsa"
    ["file_id"] => string(6) "214546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432350567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства