Тема: Урок- игра по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца .»
Учитель русского языка и литературы: Угрюмова Н.А.
Цель: 1. Обобщить изученное по сказке- были М.Пришвина.
Задачи: 1. Проконтролировать знания учащихся.
2. Развивать творческие способности.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Ход:
-
Организационный момент.
- Вступительное слово учителя. Знакомство с условиями игры.
Мы завершили изучение сказки- были «Кладовая солнца». М.М.Пришвин в своем произведении ставил вопросы о бережном отношении к окружающему миру, о дружбе и взаимопомощи между детьми. Сказка-быль преподносит уроки доброты и трудолюбия.
Подводя итоги изученного по данному произведению, мы проводим игру «Счастливый случай», в ходе которой мы проверим, насколько внимательно вы читали сказку-быль, как поняли смысл заглавия и основную мысль сказки. В игре участвуют 2 команды: «Клюква» и «Палестинка». Игра проводится по 7 геймам, в каждом гейме можно заработать определенное количество баллов. Результат игры зависит от слаженности команды. Итак, переходим к игре. Слайд 1.
2. Геймы.
1 ГЕЙМ. РАЗМИНКА. 1 балл
-Учитель задает вопросы по очереди каждой команде.
-
Какими профессиями овладел М.М.Пришвин? (Агроном, писатель, этнограф, географ- краевед)
-
Чем в детстве любил заниматься писатель? (ловить певчих птиц, разводить почтовых голубей)
-
Как в детстве называли Мишу Пришвина? (Курымушка)
-
Как говорили о гимназистах, сбежавших путешествовать? («Поехал в Азию, а попал в гимназию»)
-
В каком университете за границей учился М.Пришвин? (в Лейпцигском)
-
Какую повесть писатель посвятил Казахстанским степям? («Черный араб»)
Слайд 2.
2 ГЕЙМ. «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА». 2 балла
По описанию узнать, о ком или о чем идет речь.
-
«На голове его гребешок загорелся огненным цветом. Синяя в глубине черного грудь его стала переливаться из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лиловый хвост» (тетерев)
-
«Вещая птица! Живешь ты, может быть, триста лет, и многое узнал за 300 лет жизни. Весной у тебя особенный крик, похожий на крик через нос!» «Дрон- тон!» Он кружит над своей добычей, расправив свои крылья. Птица, предвещающая беду». (ворон)
-
«Кровяно- красная ягода, листики темно- зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито». (брусника)
-
«В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается красно- рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе». (костянка)
-
Узнай героев по пантомиме.
-
Команды получают карточки с заданиями:
-
-
-
Изобразить Митрашу, сидящего на собрании.
-
Изобразить Настю, увидевшую змею на пне.
На подготовку 1 минута. Команды по пантомиме должны узнать изображенного героя.
-
-
-
Слайд 3..
-
3 ГЕЙМ. «Заморочки из бочки». 2 балла.
Отгадай, с какими событиями сказки связан этот предмет? (полотенце, красный флажок, топор, компас)
Слайд 4.
4 ГЕЙМ. «Ты- мне, я- тебе». 2 балла.
Данное задание является домашним. Команды задают по 2 вопроса друг другу.
Слайд 5.
5 ГЕЙМ. «Счастливый случай».1 балл
Каждая команда вытягивает задания и выполняет их. Команда, вытянувшая карточку со «Счастливым случаем», получает автоматически 5 баллов.
-
Выразительно прочитать отрывок из сказки-были.
-
Изобразить пантомимой героя сказки. (Антипыча и Травку)
-
Счастливый случай. 5 баллов
-
Продолжить пословицу, которую сказал Антипыч: «Не знавши броду…….» (не лезьте в воду)
Слайд 6.
6 ГЕЙМ. «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ» по 1 баллу за правильный ответ
1 команда
-
С кем сравнивает автор Настю? (с золотой курочкой)
-
Фамилия ребят? (веселкины)
-
Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? (бондарное)
-
Как звали телушку? (Дочка)
-
Какое слово Антипыч хотел перешепнуть Травке? (правда)
-
О каком предмете Митраша сказал: «Он Верней друга»? (о компасе)
-
Как звали Травку дети? (Затравка)
-
Какую песню пел Митраша? («Ты не вейся, черный ворон»)
-
Какие две птицы ссорились рядом с братом и сестрой? (ворон и тетерев)
-
Кому Настя отдала собранную клюкву? (детям из детдома)
2 команда
-
С кем сравнивает автор Митрашу? (с «мужичком в мешочке»)
-
Как звали корову? (Зорька)
-
Как называется инструмент для работы по дереву? (Ладило)
-
Что изготавливают из клюквы? (кисель, морс, используют как целебное лекарство)
-
Как называется речка, где выл Серый Помещик? (Сухая речка)
-
Что Митраша взял с собой в лес? (Топор, компас, ружье манки на рябчиков)
-
Что за старушки обитали на болоте? (старушки- елки)
-
Какая клюква самая вкусная? (если она перележит зиму под снегом)
-
Как Серый Помещик мстил за гибель стаи? (порезал коров и овец за целую стаю)
-
Кто рассказал нам всю эту историю? (геологи- разведчики болотных богатств)
Слайд 7,8
-
ГЕЙМ. «Вот где собака зарыта». 1 балл
Объясни значение слов и выражений.
-
Палестинка
(место, где росло много клюквы; урожайное место)
2. Холмы-борины
(холмы, покрытые высоким бором)
3. «Собака скололась»
(потеряла след, ходит по кругу)
4. Слепая елань
( елань - самое топкое место; слепая, потому что хитро замаскировалась)
5. «Кладовая солнца»
(болото с запасами торфа)
Слайд 9, 10
-
«РЕФЛЕКСИЯ»
Эссе «Чему нас научила сказка-быль»?
9. ИТОГИ УРОКА. ОЦЕНКИ.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- М.Пришвин «Времена года»