kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Урок-путешествие « Дорога за клюквой», русская литература 5 класс по произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие  « Дорога за клюквой»,  русская литература 5 класс

по произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца».

Цель урока:

  • Обобщить, повторить и систематизировать полученные  знания по рассказу М.М. Паустовского « Кладовая солнца».
  • Приобщить учащихся к исследовательской работе и повысить интерес к предмету.
  • Воспитывать уважительное отношение к близким людям, умение объективно оценивать явления жизни.

Ход урока:

Чем щедрее отдаёшь ты людям,

Тем краше, радостней живёшь ты для себя!

1.Организационный момент, психологический настрой

2.Работа с эпиграфом

Как вы понимаете содержание этих слов? Подумай и выскажи свое мнение.

Вселенский закон гласит, что твоё только то, что ты отдал…

Доброе слово, внимание, оказал поддержку, а, может, нагрубил, предал?

3.Вступительное слово.

Сам Пришвин неоднократно признавался « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, а сам только о людях и думаю ». Великая любовь к природе родилась из его любви к человеку… Писателя  занимает самая суть человека, та мечта, которая живет у каждого в сердце.

-Что нам необходимо для путешествия?

  • Взять необходимое в дорогу.
  • Умело пользоваться компасом и ориентироваться на местности по приметам
  • Определить маршрут

4.Маршрут путешествия « Дорога за клюквой» Дом – Лежачий камень – Слепая Елань – Палестинка

Дом расположен в районе города Переславль Залесского. Мать детей умерла от болезни, а отец погиб на фронте. Пришвин не дает описания родителей, но у читателей складывается определенное мнение о них, Настя делает все как мать, Митраша – по-отцовски (найти этому подтверждение в тексте в эпизоде « Сборы»)

Вывод: умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить дружно, легко справляясь со своим хозяйством ( корова Зорька, овцы, куры, петух Петя и поросенок Хрен)

Лежачий камень

  • Ель и сосна
  • Ссора птиц
  • Ссора детей

Сплетенные  между собой ель и сосна, прокалывая друг друга, зарычали, завыли, застонали.

Как ошпаренный косач метнулся, но разгневанный самец догнал его, со всей силы долбанул его прямо по макушке

Настя, вся красная как кумач, плюнула ему вслед и пошла по общей тропе.

  • Как вы понимаете выражение « красная как кумач»? Подберите синоним к слову кумач.

Вывод: Дети поссорились. Чтобы подчеркнуть впервые появившееся разногласие между детьми, автор показывает этот эпизод на фоне враждующих деревьев и птиц.

Слепая Елань

  • Старушки-елки
  • Поведение сорок
  • Травка-Затравка

Вывод: Это, действительно, гибельное место. Старушки-елки хотят хлопнуть тебя, не видно травы-белоус (именно эта трава растет там, где ходят люди), слой под ногами все тоньше и тоньше, очень умные на всякое поганое дело сороки начали свое наступление. От былого мужества у Митраши ничего не осталось. Очень обрадовался, увидев собаку. Травка помогает маленькому Антипычу.

Палестинка

  • Обилие ягод
  • Лось на поляне
  • Встреча со змеей
  • Выстрел Митраши

Вывод: Автор осуждает жадность Насти, она не замечает лося, потому что сама в этот момент больше похожа на животное, лось тоже смотрит на нее как на ползущую тварь. Увидев обилие ягод, она не думает о своем брате, что он совершенно без еды. Сцена встречи со змеей вводится автором для того, чтобы оторвать Настю от ягод. Услышав выстрел из ружья, она вспоминает о своем брате, Настя именно сейчас понимает, что никакие ягоды не могут заменить ей брата.

5.Подведение итогов урока.

  • Что сделали с собранной ягодой Настя и Митраша?
  • Какие ошибки совершили дети, и о чем хочет автор предупредить своих читателей?

Вывод: Собранные ягоды дети отнесли в госпиталь. Клюква – ягода, которая обладает целебными свойствами и очень в ней нуждаются люди с ослабленным здоровьем. Поступок детей правильный. Они не только помогли укрепить здоровье больным, но сделали свою жизнь ярче, краше, радостней, ведь Вселенский закон гласит, что твое на Земле только то, что ты отдал.

6. Рефлексия. Начертите  свою безопасную схему маршрута « Дорога за клюквой»

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие « Дорога за клюквой», русская литература 5 класс по произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца». »

Урок-путешествие « Дорога за клюквой», русская литература 5 класс

по произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца».

Цель урока:

  • Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по рассказу М.М. Паустовского « Кладовая солнца».

  • Приобщить учащихся к исследовательской работе и повысить интерес к предмету.

  • Воспитывать уважительное отношение к близким людям, умение объективно оценивать явления жизни.

Ход урока:

Чем щедрее отдаёшь ты людям,

Тем краше, радостней живёшь ты для себя!

1.Организационный момент, психологический настрой

2.Работа с эпиграфом

Как вы понимаете содержание этих слов? Подумай и выскажи свое мнение.

Вселенский закон гласит, что твоё только то, что ты отдал…

Доброе слово, внимание, оказал поддержку, а, может, нагрубил, предал?

3.Вступительное слово.

Сам Пришвин неоднократно признавался « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, а сам только о людях и думаю ». Великая любовь к природе родилась из его любви к человеку… Писателя занимает самая суть человека, та мечта, которая живет у каждого в сердце.

-Что нам необходимо для путешествия?

  • Взять необходимое в дорогу.

  • Умело пользоваться компасом и ориентироваться на местности по приметам

  • Определить маршрут

4.Маршрут путешествия « Дорога за клюквой» Дом – Лежачий камень – Слепая Елань – Палестинка

Дом расположен в районе города Переславль Залесского. Мать детей умерла от болезни, а отец погиб на фронте. Пришвин не дает описания родителей, но у читателей складывается определенное мнение о них, Настя делает все как мать, Митраша – по-отцовски (найти этому подтверждение в тексте в эпизоде « Сборы»)

Вывод: умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить дружно, легко справляясь со своим хозяйством ( корова Зорька, овцы, куры, петух Петя и поросенок Хрен)

Лежачий камень

  • Ель и сосна

  • Ссора птиц

  • Ссора детей

Сплетенные между собой ель и сосна, прокалывая друг друга, зарычали, завыли, застонали.

Как ошпаренный косач метнулся, но разгневанный самец догнал его, со всей силы долбанул его прямо по макушке

Настя, вся красная как кумач, плюнула ему вслед и пошла по общей тропе.

  • Как вы понимаете выражение « красная как кумач»? Подберите синоним к слову кумач.

Вывод: Дети поссорились. Чтобы подчеркнуть впервые появившееся разногласие между детьми, автор показывает этот эпизод на фоне враждующих деревьев и птиц.

Слепая Елань

  • Старушки-елки

  • Поведение сорок

  • Травка-Затравка

Вывод: Это, действительно, гибельное место. Старушки-елки хотят хлопнуть тебя, не видно травы-белоус (именно эта трава растет там, где ходят люди), слой под ногами все тоньше и тоньше, очень умные на всякое поганое дело сороки начали свое наступление. От былого мужества у Митраши ничего не осталось. Очень обрадовался, увидев собаку. Травка помогает маленькому Антипычу.

Палестинка

  • Обилие ягод

  • Лось на поляне

  • Встреча со змеей

  • Выстрел Митраши

Вывод: Автор осуждает жадность Насти, она не замечает лося, потому что сама в этот момент больше похожа на животное, лось тоже смотрит на нее как на ползущую тварь. Увидев обилие ягод, она не думает о своем брате, что он совершенно без еды. Сцена встречи со змеей вводится автором для того, чтобы оторвать Настю от ягод. Услышав выстрел из ружья, она вспоминает о своем брате, Настя именно сейчас понимает, что никакие ягоды не могут заменить ей брата.

5.Подведение итогов урока.

  • Что сделали с собранной ягодой Настя и Митраша?

  • Какие ошибки совершили дети, и о чем хочет автор предупредить своих читателей?

Вывод: Собранные ягоды дети отнесли в госпиталь. Клюква – ягода, которая обладает целебными свойствами и очень в ней нуждаются люди с ослабленным здоровьем. Поступок детей правильный. Они не только помогли укрепить здоровье больным, но сделали свою жизнь ярче, краше, радостней, ведь Вселенский закон гласит, что твое на Земле только то, что ты отдал...

6. Рефлексия. Начертите свою безопасную схему маршрута « Дорога за клюквой»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Апенова Галия Сабыровна

Дата: 23.05.2015

Номер свидетельства: 214546

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков! Скидки от 35%
1250 руб.
1920 руб.
1500 руб.
2300 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства