kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Пришвин "Кладовая солнца" ;Почему М.Пришвин назвал природу великим храмом?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему М.Пришвин  назвал природу  великим храмом?

   (По сказке-были  М.Пришвина  «Кладовая солнца»).

Тип урока :  урок  изучения  и     закрепления  нового материала.

Метод : продуктивного чтения

Наглядность: презентация,  видео

Класс : 5 А, 5 Б

Место  проведения  урока : МБОУ средняя общеобразовательная школа № 101с углубленным изучением экономики Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Раздел  по календарно – тематическому планированию :   « Я  и   другие» 

Количество  часов  на изучение  темы   М. М. Пришвин  «Кладовая солнца»  - 5 часов :

1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Мудрый Антипыч.

2.М.Пришвин    «Кладовая солнца».  Ошибка Насти.

3.М.Пришвин    «Кладовая солнца».  Ошибка Митраши.

4. «Великий    храм   природы»

   (по сказке-были  М.Пришвина  «Кладовая солнца»).

5. Развитие  речи.  М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Пришвин "Кладовая солнца" ;Почему М.Пришвин назвал природу великим храмом? »


Тема:

Почему М.Пришвин назвал природу великим храмом?

(По сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»).


Тип урока : урок изучения и закрепления нового материала.


Метод : продуктивного чтения


Наглядность: презентация, видео


Класс : 5 А, 5 Б


Место проведения урока : МБОУ средняя общеобразовательная школа № 101с углубленным изучением экономики Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан


Раздел по календарно – тематическому планированию : « Я и другие»


Количество часов на изучение темы М. М. Пришвин «Кладовая солнца» - 5 часов :


1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Мудрый Антипыч.


2.М.Пришвин «Кладовая солнца». Ошибка Насти.


3.М.Пришвин «Кладовая солнца». Ошибка Митраши.


4. «Великий храм природы»

(по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»).


5. Развитие речи. М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.



Цели

Обучающая : дать представление о глубокой взаимосвязи мира человека и природы в сказке – были «Кладовая солнца».

Развивающая: учащиеся получают представление об изображении природы в сказке-были «Кладовая солнца» , закрепляют знания о выразительных средствах языка, учатся характеризовать роль изобразительно-выразительных средств; выражать свое отношение к прочитанному; участвовать в диалоге, перспективное изучение темы для более глубокого понимания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (высказывание нигилиста Базарова: « Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»)

Воспитательная: воспитание любви к природе родного края · доброго отношения к людям, ответственности за свои поступки.

Этапы урока

Содержание

1.Формулировка темы урока

15 минут

Проверка домашнего задания.

Вопросы : Какие задания вы выполнили, готовясь к уроку?

Ответы учащихся

- Мы узнали ,что М.Пришвин сравнил природу с храмом. Выписали строчки ,в которых Пришвин сравнивает природу с храмом.

- Чтение произведения по учебнику – хрестоматии с. 60

«Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы.»

Ответы учащихся

- По словарю узнали значение слова «храм».

Значение слова Храм по словарю Ушакова:
ХРАМ, храма, м. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). Значение слова Храм по Ожегову:
Храм - Место служения науке, искусству, высоким помыслам

Храм Здание для богослужения, церковь 
Храм в Энциклопедическом словаре:
Храм - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский 

храм. 

Нашли фотографии с изображениями храма.

Просмотр Презентации Слайд № 32 – 35

Слово учителя.

Вопрос :

Приходилось ли вам посещать храм (церковь)?

Какое впечатление произвел он на вас?

Ответы учащихся:

- Храм – это святое божественное место, очень красивое.

Вопрос : Можно ли сказать, что между храмом и природой есть что-то похожее?

Ответы учащихся Красота. Это святое место.

Слово учителя

Как вы поняли, писатель М.М.Пришвин в сказке – были «Кладовая солнца» сравнивает природу с храмом. Об этом мы поговорим на уроке.

Как бы вы сформулировали тему урока?

Ответы учащихся

Тема урока : Почему М.Пришвин назвал природу - великим храмом?

Презентация - слайд № 36

Вопрос Какой будет ваша задача на уроке?

Ответы учащихся :

Доказать , что природа действительно похожа на храм по красоте. Это райский уголок, это святое .

Вопрос : Как можно это доказать?

Ответы учащихся : Привести строчки и примеры из сказки – были.

2.Изучение темы урока. Чтение и анализ текста.

20 минут

Вопрос

Какие сравнения в отрывке подчеркивают похожесть леса на храм?

Ответы учащихся :

- сосны сравниваются со свечками

(Прочитать об этом отрывок

«… и могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы »)

- птицы поют , и в храме тоже звучит тихая песня - певчие поют молитвы

- прочитайте, как описываются звуки птиц в сказке-были «Кладовая солнца» :

Ответы учащихся, чтение

с. 67 – ворон, 68 – чибис, КУЛИК

« - Чьи вы? - закричал в это время чибис.

- Жив, жив! - ответил кулик.

- Дрон-тон! - еще уверенней крикнул ворон»;

с. 74 – дрозд-белобровик, рябчик :

«Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим коснулось земли. Тогда на суходоле запел свою милую песенку маленький певчий дрозд-белобровик. Несмело возле Лежачего камня на успокоенных деревьях затоковал косач-токовик. И журавли прокричали три раза, не как утром - "победа", а вроде как бы:

- Спите, но помните: мы вас всех скоро разбудим, разбудим, разбудим!

День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием. Тогда наступила полная тишина, и везде стало все слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.»

Просмотр видео « Голоса птиц» (чибис, кулик, дрозд –белобровик, рябчик.)

Вопрос : Что еще есть общего между храмом и природой?

Ответы учащихся

- в храме , в церкви надо вести себя тихо ,не шуметь ,не кричать - это святое место, в котором преклоняешься перед богом и святыми; в лесу тоже не следует шуметь ,преклоняясь перед красотой природы, нельзя пугать птиц и зверей ,у них идет своя жизнь, полная забот

- в лесу, как и в церкви, очень красиво, глядя на красоту природы, как в церкви, отдыхаешь душой.

Вопрос : Можно ли доказать ,что писатель М.Пришвин показал , что лес – действительно, красив? Каким образом вы это докажете?

Ответы учащихся :

Можно привести примеры, строчки, описания из произведения.

Вопрос:

Какие описания природы вам показались особенно красивыми?

Ответы учащихся :

- прочитать описание тетерева – косача в сказке-были «Кладовая солнца» -

с.60 – 61 : «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев-косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.

Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое чистейше белье подхвостья, подкрылья и крикнул:

- Чуф, ши!»

Есть ли в описании тетерева сравнения? ( Сравнение птицы и ее гребешка с цветком, хвоста тетерева с радугой, лирой; подхвостье с чистейшим бельем). Можно ли описание тетерева в сказке назвать живописным? Докажите это примерами из текста ( огненный цветок, грудь переливалась из синего на зеленое).

Демонстрация презентации «Пришвин»

слайды № 37 – 38

- Что общего у тетерева в книге и на картинке?

Просмотр видеозаписей «Тетерев», «Тетерев» 1 – 2.

Презентация слайд № 39 - 43

- прочитать описание ягод в лесу в сказке-были «Кладовая солнца» - с.70 -71:

«Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят

мелким горошком чернички черные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под

снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь,

встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: "Вот кто-то клюкву рассыпал". Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь -

и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.»

Вопрос:

Какие сравнения приводит автор при описании лесных ягод в лесах России?

Ответы учащихся :

Маленькие листики, как крылышки; чернички сидят мелким горошком; кровяно-красная ягода, красно-рубиновая ягода, и каждый рубинчик в зеленой оправе; целое ожерелье ягод.

Вопрос:

Как называется описание природы в художественном произведении ,изображение природы в живописи?

Ответ учащихся : Пейзаж.

Вопрос :

Для чего люди приходят в храм?

Ответы учащихся

Они здесь исповедуются, рассказывают о своих ошибках ,надеются ,что им здесь помогут, направят на правильный путь. В церкви (в храме) нас учат быть добрыми ,понимающими ,милосердными.

Вопрос : А можно ли сказать, что и природа в сказке были предупреждала героев сказки –ыли ,помогала им, предостерегала от ошибок ,от неправильного поведения? Как вели себя по отношению к детям – героям сказки –были – к Митраше и Насте - животные и птицы? Приведите примеры.

Ответы учащихся

Они помогали им, предостерегали от ошибок.

Птицы и растения в сказке – были о чем-то предупреждали, сочувствовали героям или враждебны к нему.

прочитать с. 67 ( старушки-елки).

«Очень волновались старушки елки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней

избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах».

Пришвин так изображает растения, птиц, животных, как будто у них есть душа .Как называется этот прием? (Олицетворение.) Докажите, что при описании елей писатель применяет этот прием.

Презентация - слайд № 44.

Просмотр Презентации - слайды № 45 – 46.

Ворон, сороки, как они настроены по отношению к Митраше? Почему произошла драка между вороном и тетеревом-косачом?

Самостоятельная работа по парам.

Прочитайте отрывок из «Кладовой солнца» с. 59- 60 :

« Лет двести.. к нему» . «Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого

плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись

между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку.»

Просмотр презентации - слайды № 47

Как вы назовете отрывок? Какой прием использует писатель ( олицетворение)? Почему писатель вводит в «Кладовую солнца» это описание?

Какой переносный смысл кроется в описании деревьев и как он связан с историей, приключившейся с Митрашей и Настей? Как называется выразительное средство , которое использует писатель, рассказывая об этих деревьях? (Метафора). Чему учит нас, людей, это описание?

- когда Настя собирала ягоды ,на нее посмотрел лось, как будто осуждая ее за жадность , с жадностью собирая ягоды ,Настя совсем забыла про своего брата Митрашу, который оказался в опасности, ему угрожала гибель в болоте. А змея ,как будто предупреждающе зашипела, чем испугала Настю и привела ее в чувство.

Прочитать отрывок

Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к очень кислой ягод клюкве?

Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку.

Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзинку, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках.

Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.

А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову


Итоги урока

5 минут

Какое впечатление произвело на вас описание природы в сказке- были «Кладовая солнца»? Почему так интересно читать сказку-быль Пришвина? Какие удивительные открытия вы сделали благодаря чтению этого произведения? Как называет природу писатель?

( Великий храм природы). Почему?

Домашнее задание

  1. минут

Презентация Слайд № 48 1.Ответить на вопросы 2 - 6 с.82 2.описать цветок, ягоду или дерево.


Темы сочинений

Тема 1. Настя и Митраша (сравнительная характеристика).

План.

1.Вступление. Нелёгкая судьба маленьких героев М.М. Пришвина.

Трудолюбие и достоинство.

II. Основная часть. Настя и Митраша в минуту испытания.

1. Как Настя и Митраша собирались в лес.

2. Настя идёт по известной тропе, как ходила мать.

3. Митраша ищет свой особый путь, как делал отец.

4. Ошибки Насти и ошибки Митраши.

5. Снова вместе.

III. Заключение. Главное в человеке – любовь к миру и доброта.

Тема 2.

Мир природы и животных в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

План.

1.Вступление. Как человек должен относиться к природе и к животным? (Твоё мнение)

II. Основная часть. Растения ,птицы и животные в сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»

1.Как писатель описывает ягоды? ( Какие сравнения использует для описания?) стр. 70 -71

2.Описание тетерева (глухаря). (Какие сравнения и эпитеты использует писатель?) с.60

3.Почему Травка была одинока? с.63-64
4.Как Травка нашла нового хозяина?с.75 -78 III. Заключение. Смысл загадочных слов Антипыча. с.78 -79. Главное в человеке – любовь к миру и доброта.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 5 кл. ("Шаг за горизонт"): в 3-х кн. Кн. 3 - М.: Баласс, 2012 г. (Образовательная система "Школа 2100)

2. Барова Е.С. Уроки литературы в 5 классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013.

3. Ивич А. Природа и дети. М.,1980.
4. Мотяшов И. Михаил Пришвин. М., 1965.
5. Пришвин М. Кладовая солнца. Минск, 1980

.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Пришвин "Кладовая солнца" ;Почему М.Пришвин назвал природу великим храмом?

Автор: Волкова Юлия Сергеевна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства