Интересный урок с использованием слайдовой презентации, аудиозаписи романса М.И. Глинки "Я помню чудное мгновение", сравнительной таблицы с мыслями, чувствами, переживаниями во время прочтения любовных стихов. Также представлен вниманию видеоролик "Муза, мадонна, жена." https://www.youtube.com/watch?v=BC1LCF-ZGEQ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Любовная лирика А.С. Пушкина"»
Тема урока: любовная лирика А.С.Пушкина.
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала, художественное восприятие и углубленная работа над текстами стихов.
Цели урока:
1) изучение любовной лирики Пушкина, раскрытие ее духовного потенциала,
2) знакомство с адресатами любовной лирики поэта,
3) развитие навыков выразительного чтения стихотворений,
4) воспитание высоких нравственных и эстетических идеалов.
Основные виды деятельности учителя и учащихся: сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, заполнение таблицы, работа с презентацией, беседа.
Оборудование: слайдовая презентация, сборники стихов, романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Литература: 1) Егорова Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 9 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2012
2) Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2013
План: 1) Орг. момент (1 мин.)
2) Вступительное слово учителя (3 мин.)
3) Чтение наизусть ученицей стихотворения Эдуарда Асадова «Когда порой влюбляется поэт..» и краткий анализ (4 мин.)
4) Просмотр информации на слайдах о любимых женщинах Пушкина с комментариями учителя (5 мин.)
5) Сердечная жизнь Пушкина до женитьбы (18 мин.)
6) Пора зрелости. Жизнь Пушкина после женитьбы (15 мин.)
Тема урока: Любовная лирика А.С.Пушкина.
И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
А.С. Пушкин
Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихов о дружбе с комментариями.
Вступительное слово учителя.
Лирика А.С.Пушкина удивительно богата содержанием. Это «союз волшебных звуков, чувств и дум». Лирическая поэзия требует чувств. А какое из них может сравниться с любовью? По глубине переживаний, по силе воздействия на человека, по нежности и благородству, пожалуй, никакое. У каждого из нас – свой Пушкин. Кого-то пленяет сказочный мир поэта с неизменным торжеством в нем добра над злом; кто-то восхищается пушкинскими пейзажами; кому-то сродни вольнолюбивые герои его произведений… Я же хочу обратиться к заветной области лирической поэзии Пушкина – к его любовной лирике. Думаю, нет смысла рассуждать об актуальности этой темы, ведь все в нашей жизни, говоря словами Роберта Рождественского, «начинается с любви»:
Всё начинается с любви...
Твердят:
«Вначале
было
слово...»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается
с любви!..
С любви к Родине, к природе, к родным и близким, к женщине…
И, перечитывая стихи А.С.Пушкина, действительно веришь, что в минуты создания произведений рукой поэта водила настоящая любовь, искренняя и вдохновенная.
Александр Сергеевич был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Но следует ли рассматривать его поэзию только как поэтический аналог его «донжуанского списка»? Каково пушкинское понимание любви? Найти ответы на эти вопросы - такова задача нашего сегодняшнего урока.
А сейчас предлагаю обратиться к известному стихотворению Эдуарда Асадова «Когда порой влюбляется поэт…» (стихотворение читает 1 ученица)
Автор задаётся вопросом: «Кто были те, кто волновал поэта?» и как им удавалось воспламенить в нём чувства для написания прекрасных стихов? Сегодня мы обратимся к адресатам любовной лирики Пушкина.
Внимание на экран (слайды с наиболее известными женщинами Пушкина, краткие сведения о них – 5-6 минут).
В каждой из этих женщин он находил нечто исключительное. Каждое новое увлечение поэт воспринимал за настоящую любовь, боготворил свою избранницу, горел, страдал, посвящал ей стихи. И сегодня мы будем перелистывать страницы поэтического дневника Пушкина.
Стихотворения о любви являются подлинными жемчужинами творчества Пушкина. Здесь мы находим такие шедевры мировой поэзии, как « Я помню чудное мгновенье», « Я вас любил», «Мадонна» и т.д.
До сих пор продолжает оставаться одной из загадок мирового искусства и беспредельного восхищения стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Стихотворение было написано в Михайловский период в1825 году, во время ссылки, и обращено к Анне Петровне Керн, необыкновенно привлекательной молодой женщине. О встрече Пушкина с Керн расскажет …. (1 ученик, 2-3 минуты).
Прослушайте романс великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье» (аудиозапись 3 минуты) и ответьте на следующие вопросы: 1) Как поэт рисует образ возлюбленной? Можно ли конкретно узнать женщину?
2) Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.
3) Какие периоды жизни отразились в нём?
После смерти генерала Керна, Анна Петровна связала свою судьбу с небогатым помещиком и прожила с ним счастливо, хоть и в бедности, 30 лет. Она оставила воспоминания о Пушкине – до нас дошли его письма, адресованные к ней. Это невероятно искренние послания.
Переворачиваем страницу нашего дневника. В мае 1827 года Пушкин уехал Петербург. Его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь директора Публичной библиотеки. Они познакомились, когда ей было всего девять лет. Вновь встретил он ее девятнадцатилетней красавицей, сочинявшей музыку, стихи и обладавшей хорошим голосом. Внимание знаменитого поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она сама признавалась, “что это была честь, которой все завидовали”.. Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя признавалась в своем дневнике, что “увидела самого интересного человека своего времени”. Ей Пушкин посвятил большой цикл лирических стихотворений, и, существует мнение, что именно ей поэт написал в 1829 году прощальные стихи “Я вас любил...”.(Чтение стихотворения учителем)
«Я вас любил» - сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова. Но только в пушкинских стихах они стали высочайшей и трепетной поэзией. Почему? Да и всё стихотворение соткано из самых обыкновенных слов. Как они преображаются в произведении? Вернёмся к печальным словам, к времени глагола: «Я вас любил». Ведь это прощание не только с любимой, но и с любовью, с недавним чувством. Это прощание человека «возмужалого». В чём тайна пушкинского «расставания с любимой»? (он без упрёков и обид прощается со своей любимой). Как тонко, деликатно подчёркивает поэт силу прошедшей любви! В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности. Пушкин благодарен женщине даже за «безмолвную любовь», относясь к ней бережно с теплотой, он желает, чтобы «другой любил её так же искренно и нежно», как он.
Фраза в стихотворении, которая меня заинтересовала
Комментарий, чувства, мои впечатления
Я помню чудное мгновение: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
Появился прекрасный женский образ, смутный, неясный, который помог постичь красоту жизни и вызвать поэтическое вдохновение.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
В ссылке жизнь проходит без каких-либо приключений. Любовь, вдохновение, слезы могут быть лишь в подлинной жизни
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновение, И жизнь, и слезы, и любовь.
При появлении любимой сердце забилось сильнее, пробудились жизненные силы. Поэт выразил смену своих переживаний.
Я вас любил: любовь еще быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.
Чувства героя уже не те, они уже угасают. Это любовь - воспоминание. Он не хочет нарушать покой любимой.
Я вас любил, безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим;
Это были высокие чувства без надежды на взаимность. Светлая печаль вызвана безответной сильной любовью.
Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим
Он не упрекает любимую, а искренне желает счастья отвергнувшей его женщине.
Такова сердечная жизнь Пушкина до женитьбы. Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. Те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни.
Настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти годы. Перед нами портрет жены А.С.Пушкина – Н.Н.Гончаровой. Когда Пушкин познакомился с Натальей Николаевной, ей было 16 лет. «Когда я увидел ее в первый раз,- писал поэт теще, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение…» Мать Натальи Николаевны не дала согласие на брак, хотя и не отказала. История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. Весной 1830 года Пушкин вновь делает предложение Н.Н; оно было принято, и 6 мая состоялась помолвка.
Наталья Николаевна была единственной героиней пушкинской лирики последних лет. О ней написано, наверное, больше, чем о какой-либо другой жене русского поэта или писателя. Одно из наиболее известных стихотворений – «Мадонна». На создание этого гимна чистой любви Пушкина вдохновила картина Рафаэля Санти «Мадонна».
В этом произведении образ земной возлюбленной связан со своим духовным образом Богородицы: поэт называет свою избранницу «моя Мадонна». Обратите внимание на последнюю строфу, на последнюю строку «Чистейшей прелести чистейший образец».
1) В какой форме употреблено прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)
2) В чем смысл такого соседства двух прилагательных в превосходной степени?
(Поэт усиливает отмечаемое сходство)
3) Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример)
Наталья Николаевна была не только светской красавицей, она дала Пушкину высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал поэт. Сколько людей – среди них и друзья поэта - беспощадно и жестоко осуждали жену Пушкина. Он как будто предвидел это и заранее отвел все поклепы. Умирая, поэт утешил жену: “Будь спокойна, ты невинна в этом”. А врачу он сказал: “Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском!”
Пушкин был счастлив в семейной жизни. Это подтверждают его письма. За 6 лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей.
В начале урока нами были поставлены вопросы: Следует ли рассматривать его поэзию только как поэтический аналог его «донжуанского списка»? Каково пушкинское понимание любви? Ответы просты. Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед и поражений, и в шедеврах пушкинской любовной лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь Пушкина-лирика — предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.
Заключительное слово. Сегодня на уроке мы с вами еще раз обратились к любовной лирике А.С.Пушкина, узнали адресатов его стихотворений. Это далеко не все стихотворения, и далеко не все женщины, которые в свое время пленили поэта. Но, я думаю, что лучшие стихотворения сегодня прозвучали на нашем уроке. Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами.
Домашнее задание:
1) наизусть стихотворение о любви («Мадонна» или «Красавица»)