Конспект урока на тему: "Любовная лирика А.С. Пушкина".
Конспект урока на тему: "Любовная лирика А.С. Пушкина".
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА».
Цель: учащиеся должны знать адресатов любовной лирики поэта; понимать образно – стилистическое богатство любовной лирики А.С.Пушкина; уметь выразительно читать стихотворения; строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге.
Ход урока:
Реализация домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений (лирика дружбы).
- Чем же была дружба для А.С. Пушкина?
2. Слово учителя.
Дружба – замечательное чувство. Действительно, Пушкин ценил в ней постоянство и верность. А сегодня я предлагаю вам провести мини исследование отдельных пушкинских стихотворений. На основе домашнего задания попробуйте сами сформулировать тему урока. ( «На холмах Грузии…», «Я вас любил.», «Я помню чудное мгновенье…», «Сожженное письмо», «Мадонна»).
3.Запись темы урока, эпиграфа «Любви все возрасты покорны…»
Определение цели урока: Как, по – вашему, на какие жизненные вопросы мы можем найти ответы, читая лирику любви Пушкина?
(Почему человеческое сердце не может жить без любви? Какие опасности, превратности, странности может принести любовь? Какая женщина может быть идеалом в любви?)
Проблемная ситуация: В конце урока вам предстоит закончить начатую фразу «Любовь для Пушкина – это…»
Поможет вам выполнить это задание наше исследование. С чего начать?
4. Сообщение учащихся на тему «Адресаты любовной лирики Пушкина А.С.» (слайд1- фотографии Волконской, Керн А., Ушаковой Е., Олениной А., Гончаровой).
Цель: Слушая, отмечать ключевые слова.
( Вариант записи в тетради ученика:
- Ранняя любовная лирика – анакреонтические мотивы. Любовь безоблачная, любовь – мечта. Эпикурейство: смысл жизни в любви.
- Романтический образ талисмана – символ любви и верности.
- Поэтическая философия гармонии в мире.
- Философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.)
5.Работа с текстами стихотворений.
В июне 1825… к Прасковье Александровне Осиповой приехала племянница Анна Петровна Керн. Пушкин, уже наслышавшийся о ней, не остался равнодушным к ее обаянию. Он вспомнил, что когда – то в Петербурге встретил ее в доме Олениных (1819). Керн А.П. пробыла в Тригорском до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней послание «Я помню чудное мгновенье» (исполняет чтение мальчик – ученик).
- С чем сравнивает поэт возлюбленную?
Учитель: Редкое стихотворение А.С.Пушкина обладает такой популярностью, как это. Позднее М.И.Глинка напишет на слова этих стихов свой знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье» (Прослушивание романса в исполнении И.Козловского, сопровождаемое видео).
Учитель: Любовь для Пушкина – лирика - предмет высокой поэзии. В 1829 году появляются два замечательных творения «Я вас любил», «На холмах Грузии»
6. Работа с учебником.
Чтение и обсуждение стихотворения «Я вас любил»
- В стихе много психологических деталей. Какие?
- Какая это была любовь?
- Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
Вывод: Любовь, лишенная эгоизма. Уважение к чувствам любимой. Готовность к самоотречению.
7. Выступление ученика с самостоятельной работой над текстом.
«Мое восприятие, истолкование, оценка стихотворения «На холмах Грузии»
(Вывод: поэтическая философия гармонии).
8. Учитель: Обращаясь к презентации, познакомимся с Е.К. Воронцовой. Жена генерал –губернатора г.Новороссийска, в подчинении которого находился А.С. Пушкин в Одессе. Ей адресованы отдельные стихотворения, среди которых «Сожженное письмо»
(Вывод: Письмо – романтический образ талисмана. Талисман – символ любви и верности).
9.Сейчас вы услышите еще одно творение поэта. Как выражает Пушкин в этом стихотворении свой идеал счастья? (На фоне бетховенской «Лунной сонаты» звучат строки сонета «Мадонна»)
Это стихотворение – сонет адресовано Н.Н. Гончаровой, избраннице А.С.Пушкина, жене, матери его детей. ( Видео «История создания сонета»).
Вывод: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал «моя Мадонна». Любовь позволяет нам увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны (Богородицы). Здесь женщина – источник красоты, гармонии.
10. Самостоятельная работа с проблемным вопросом. ( Состояние покоя создает звучащая мелодия Аве Мария).
-Ответы учащихся.
11.Итог. Мы постарались рассмотреть любовную лирику А.С.Пушкина в эволюции. Начав с воспевания женственно – земной стороны любви, Поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла.
12. Задание на дом: наизусть (по выбору ); прочитать «Бесы». Познакомиться со статьей об этом произведении (1группа – составить план статьи).
13. Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Любовная лирика А.С. Пушкина". »
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА».
Цель: учащиеся должны знать адресатов любовной лирики поэта; понимать образно – стилистическое богатство любовной лирики А.С.Пушкина; уметь выразительно читать стихотворения; строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге.
Ход урока:
Реализация домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений (лирика дружбы).
- Чем же была дружба для А.С. Пушкина?
2. Слово учителя.
Дружба – замечательное чувство. Действительно, Пушкин ценил в ней постоянство и верность. А сегодня я предлагаю вам провести мини исследование отдельных пушкинских стихотворений. На основе домашнего задания попробуйте сами сформулировать тему урока. ( «На холмах Грузии…», «Я вас любил...», «Я помню чудное мгновенье…», «Сожженное письмо», «Мадонна»).
3.Запись темы урока, эпиграфа «Любви все возрасты покорны…»
Определение цели урока: Как, по – вашему, на какие жизненные вопросы мы можем найти ответы, читая лирику любви Пушкина?
(Почему человеческое сердце не может жить без любви? Какие опасности, превратности, странности может принести любовь? Какая женщина может быть идеалом в любви?)
Проблемная ситуация: В конце урока вам предстоит закончить начатую фразу «Любовь для Пушкина – это…»
Поможет вам выполнить это задание наше исследование. С чего начать?
4. Сообщение учащихся на тему «Адресаты любовной лирики Пушкина А.С.» (слайд1- фотографии Волконской, Керн А., Ушаковой Е., Олениной А., Гончаровой).
Цель: Слушая, отмечать ключевые слова.
( Вариант записи в тетради ученика:
- Ранняя любовная лирика – анакреонтические мотивы. Любовь безоблачная, любовь – мечта. Эпикурейство: смысл жизни в любви.
- Романтический образ талисмана – символ любви и верности.
- Поэтическая философия гармонии в мире.
- Философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.)
5.Работа с текстами стихотворений.
В июне 1825… к Прасковье Александровне Осиповой приехала племянница Анна Петровна Керн. Пушкин, уже наслышавшийся о ней, не остался равнодушным к ее обаянию. Он вспомнил, что когда – то в Петербурге встретил ее в доме Олениных (1819). Керн А.П. пробыла в Тригорском до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней послание «Я помню чудное мгновенье» (исполняет чтение мальчик – ученик).
- С чем сравнивает поэт возлюбленную?
Учитель: Редкое стихотворение А.С.Пушкина обладает такой популярностью, как это. Позднее М.И.Глинка напишет на слова этих стихов свой знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье» (Прослушивание романса в исполнении И.Козловского, сопровождаемое видео).
Учитель: Любовь для Пушкина – лирика - предмет высокой поэзии. В 1829 году появляются два замечательных творения «Я вас любил», «На холмах Грузии»
6. Работа с учебником.
Чтение и обсуждение стихотворения «Я вас любил»
- В стихе много психологических деталей. Какие?
- Какая это была любовь?
- Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
Вывод: Любовь, лишенная эгоизма. Уважение к чувствам любимой. Готовность к самоотречению.
7. Выступление ученика с самостоятельной работой над текстом.
«Мое восприятие, истолкование, оценка стихотворения «На холмах Грузии»
(Вывод: поэтическая философия гармонии).
8. Учитель: Обращаясь к презентации, познакомимся с Е.К. Воронцовой. Жена генерал –губернатора г.Новороссийска, в подчинении которого находился А.С. Пушкин в Одессе. Ей адресованы отдельные стихотворения, среди которых «Сожженное письмо»
(Вывод: Письмо – романтический образ талисмана. Талисман – символ любви и верности).
9.Сейчас вы услышите еще одно творение поэта. Как выражает Пушкин в этом стихотворении свой идеал счастья? (На фоне бетховенской «Лунной сонаты» звучат строки сонета «Мадонна»)
Это стихотворение – сонет адресовано Н.Н. Гончаровой, избраннице А.С.Пушкина, жене, матери его детей. ( Видео «История создания сонета»).
Вывод: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал «моя Мадонна». Любовь позволяет нам увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны (Богородицы). Здесь женщина – источник красоты, гармонии.
10. Самостоятельная работа с проблемным вопросом. ( Состояние покоя создает звучащая мелодия Аве Мария).
-Ответы учащихся.
11.Итог. Мы постарались рассмотреть любовную лирику А.С.Пушкина в эволюции. Начав с воспевания женственно – земной стороны любви, Поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла.
12. Задание на дом: наизусть (по выбору ); прочитать «Бесы». Познакомиться со статьей об этом произведении (1группа – составить план статьи).