kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе  с использованием мультимедийной презентации "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина" 9 класс. К данному уроку все дети получают задания. Два человека готовят выразительное чтение стихотворений наизусть, остальные произволно делятся на 3 группы и готовят небольшие доклады и презентации об адресатах любовной лирики Пушкина. Презентации детей включены в презентауию учителя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Адресаты любовной лирики А.С Пушкина

Цель: знакомство обучающихся с лирикой Пушкина о любви, с её адресатами, понимание благородства, искренности пушкинских чувств;

Задачи:

образовательные: - совершенствовать умение анализа стихотворений, развивать способности читать между строк, языковое и литературное чутьё;

- способствовать формированию умственной деятельности (исследовательская работа, анализ, сравнение);

развивающие:

- развивать творческие способности, воображение;

-развивать речь: умение обосновывать свои суждения, строить умозаключение;

воспитательные:

- преподнести образец умения любить, умения быть благородным, образец чуткости, отзывчивости;

- содействовать развитию коммуникативных умений;

- воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.

« Я знал любовь, не мрачною тоской,

Не безнадёжным заблужденьем,

Я знал любовь прелестною мечтой,

Очарованьем, упоеньем».

«Златые крылья развивая,

Волшебной нежной красотой

Любовь явилась молодая

И полетела предо мной».

А.С.Пушкин.


Ход урока

I. Сообщение темы и цели.

Учитель: Ребята, прочтите, пожалуйста, эпиграф и сами определите тему и цель нашего урока.

Слайд 1 эпиграф

Слайд 2 тема

Слайд 3 цель

Да, вы совершенно правы, сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве в жизни каждого человека, имя которому – любовь. Ребята, опираясь на свой жизненный опыт, на художественную литературу, составьте синквейн (время = 1,5 мин.) Зачитывание синквейнов.

В конце урока мы вернемся к вашим синквейнам и посмотрим, изменились ли ваши представления о любви.

Слово учителя Слайд 4( портрет Пушкина)

Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы.

Тема любви в творчестве Пушкина, пожалуй, одна из главных тем его творчества. Любовь сопровождает поэта всю его жизнь и творчество. Она подобно буре, властно захватывала поэта, давала ему мощный источник вдохновения. Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В любовных стихах запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

Пушкин увлекался многими. В одних влюблялся легко, бурно и на короткие мгновения, других любил тяжело, страстно, с безнадежной тоской.

Приход каждой новой любви поэт воспринимал как счастье. Сегодня на уроке мы познакомимся с несколькими женщинами, которые оставили глубокий след в душе поэта и с любовной лирикой.

Доклад 1й группы о Елизавете Воронцовой

Елизавета Воронцова, оставила в жизни поэта большой и глубокий след. Познакомился с ней Пушкин в Южной ссылке, в сентябре 1823 года. Он только что приехал тогда из Кишинева в Одессу. Воронцова произвела на поэта сильное впечатление.

Она была женой новороссийского генерал- губернатора М.С. Воронцова. В его подчинении находился Пушкин в Одессе. Современники говорят о ней как о женщине умной, тонкой, обольстительной. «Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться»,- писал В.А. Сологуб. Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой в стихах. Уезжая из Одессы, Пушкин получил от неё перстень- талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался. Сестра Пушкина вспоминала, что, когда в Михайловское приходило из Одессы письмо с печатью, украшенной такими же знаками, какие находились на перстне её брата, Александр запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал.

Учитель. Образ Елизаветы Воронцовой вдохновил поэта на создание многих удивительных стихотворений, в том числе «Храни меня, мой талисман…»

1. Словарная работа

Прежде чем услышать стихотворение, давайте поговорим о ключевом слове в названии стихотворения – талисман.

- Как вы понимаете значение слова талисман? (Талисман – предмет, оберегающий человека от неприятностей)

- А теперь узнаем, какое толкование дается в Энциклопедии

Слайд 5: талисман – предмет, который по суеверным понятиям обладает способностью приносить его владельцу счастье, удачу.

Е.К. Воронцова подарила поэту в знак своей любви перстень-талисман, который он носил до конца своих дней. Этот перстень породил немало легенд, а затем сам превратился в легенду.

Легенда перстня - талисмана

Обратите внимание на портрет А.С. Пушкина работы художника В.А. Тропинина. Именно здесь хорошо виден на пальце правой руки поэта знаменитый перстень-«талисман», подаренный ему любимой женщиной.

«На указательном пальце надето кольцо витой формы. Кольцо прорисовано желтой краской, оно очевидно, золотое и очень напоминает перстень, подаренный Воронцовой, только камень сердолик с печатью повернут в противоположную сторону от зрителя. До сих пор на это не обращалось внимания, других колец витой формы у Пушкина современниками не отмечалось». Кольцо соответствует описанию 1880 г. на первой Пушкинской выставке.

Сердолик – камень красного цвета, находящийся в центре кольца. Камень сердолик (радующий сердце, напоминает цветом огонь, кровь, изображает пламень веры) русского происхождения на Руси является талисманом любви и страсти. Считалось, что он может содействовать, помогать любви. Вот почему его часто носили как талисман. Пушкин дорожил кольцом и не расставался с ним всю жизнь.

На смертной орде Пушкин завещал его В.А. Жуковскому, взял с него обещание носить, не снимая. В.А. Жуковский подарил его своему сыну Павлу Васильевичу. Тот же подарил его Ивану Сергеевичу Тургеневу. После смерти писателя перстень остался у Полины Виардо, которая передала его Пушкинскому музею. А в 1880 г. на Пушкинском выставке перстень был украден, от него лишь остался отпечаток (оттиск) на сургуче.

А теперь послушайте стихотворение «Храни меня, мой талисман» Павлов Денис

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Стихотворение написано 1825 г. Пушкин был выслан в Михайловское «под надзор местных властей». Там он пробыл два с лишним года, мечтая о бегстве. Остро чувствовалась разлука с графиней Е.К. Воронцовой, тяготила невозможность видеть её, общаться с ней.

При жизни автора это стихотворение не было опубликовано (поэт считал его слишком личным)

Слово учителя

Давайте поговорим об этом стихотворении.

Какое впечатление оно на вас произвело?

Какова тема данного стихотворения? (это тема любви, грусти по ней и прощание с нею. Отсюда и присутствие печали по несбывшемуся («священный сладостный обман»), и прощание с надеждой на счастье с возлюбленной («прощай, надежда; спи, желанье»), и надежда на то, что талисман поможет пережить невзгоды судьбы «во дни гоненья»)

С какой строчки начинается это стихотворение? Сколько раз она повторяется? О чем это говорит? (лейтмотив)

как называется подобный прием? (Анафора)

Чем является талисман для лирического героя? (символом надежды)

Так какова же тогда идея стихотворения? (надежду на лучшие времена в судьбе лирического героя. )

Знакомство с Анной Петровной Керн

Доклад 2й группы.

Анна Петровна Керн (1800-1879) – дочь помещика П.М.Полторацкого и Е.И.Вульф. В 16 лет была выдана замуж за 52-летнего генерала Е.Ф.Керна. Пушкин впервые встретился с Анной Керн в доме президента Академии Художеств Оленина. «Позволительно ли быть такой прелестною?!» - сказал он, увидев юную жену пожилого генерала Керна. Семейная жизнь Анны Петровны была настолько неудачной, что она решилась уйти от мужа, вызвав тем самым множество толков. Её следующая встреча с Пушкиным произошла через 6 лет, летом 1825 года. Поэт в то время был в Михайловском, а Керн приехала погостить к своей тётушке в соседнее поместье Тригорское. Все сидели за обедом, вдруг вошёл Пушкин с большой палкой в руках. Поклонился, но не сказал ни слова… Пушкин и Керн не скоро познакомились и заговорили. Однажды он явился в Тригорское с чёрной книгой в руках и прочитал им «Цыган». «Я никогда не забуду восторга, который охватил мою душу»,- сказала Керн. В течение месяца они виделись почти каждый день. Однажды тётушка Прасковья Александровна предложила им прогуляться из Тригорского в Михайловское. Погода была чудесная, они не вошли в дом, а просто гуляли по саду. На следующий день Пушкин подарил Керн на прощанье главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежало стихотворение « Я помню чудное мгновенье…».

С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился второй

Сообщение ученика об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье…».

Романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857) был современником Пушкина, с которым познакомился ещё в годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Но как Глинка «нашёл пушкинский стих»? С композитором Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826 году. А в зиму 1828-1829 года все они: Пушкин, Глинка, Анна Керн – часто встречались у Олениных, у Дельвига, у пианистки Марии Шимановской…Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачен (жена Глинки ко всем прочим недостаткам обладала ещё ненавистью к музыке), полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать – Анну Керн. Катенька Керн отвечала ему взаимностью. Она превосходно знала музыку, обнаружила тонкую, глубокую натуру и вдохновила композитора на создание замечательного романса, который впервые был исполнен в 1830 году в присутствии поэта и А.П.Керн, а в печати появился только спустя 9 лет, в 1839 году.


          К***

  

   Я помню чудное мгновенье:

   Передо мной явилась ты,

   Как мимолетное виденье,

   Как гений чистой красоты.

  

   В томленьях грусти безнадежной,

   В тревогах шумной суеты,

   Звучал мне долго голос нежный

   И снились милые черты.

  

   Шли годы. Бурь порыв мятежный

   Рассеял прежние мечты,

   И я забыл твой голос нежный,

   Твои небесные черты.

  

   В глуши, во мраке заточенья

   Тянулись тихо дни мои

   Без божества, без вдохновенья,

   Без слез, без жизни, без любви.

  

   Душе настало пробужденье:

   И вот опять явилась ты,

   Как мимолетное виденье,

   Как гений чистой красоты.

  

   И сердце бьется в упоенье,

   И для него воскресли вновь

   И божество, и вдохновенье,

   И жизнь, и слезы, и любовь.


Прослушивание романса Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

- Понравился ли вам романс?

- Смог ли М.И.Глинка воспроизвести в музыке своего романса торжественный взлёт радости и восторга?

- Не смущает ли вас, что романс звучит в исполнении женщины?

Вывод:

Поэт и композитор воздвигли «памятник нерукотворный» на все времена во славу «чудного мгновенья» любви. В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда уже не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.

Знакомство с Анной Алексеевной Олениной.

Доклад 3й группы .

Анна Алексеевна Оленина - дочь президента Академии Художеств.

В мае 1827 года Пушкин приезжает в Петербург и сразу же восстанавливает свои связи с домом Олениных, где его принимают гостеприимно и дружелюбно. Увлечение Пушкина Аннет Олениной было серьезным. Пушкин имел с Олениной "тайные свидания" в летнем саду, навещал её в загородном имении Олениных - Приютино. В летние дни 1828 года, когда Пушкин самым серьёзным образом подумывал о браке с Олениной, её отец узнаёт о решении Государственного Совета учредить за Пушкиным секретный надзор. Его вывод однозначен: Аннет, его дочь не может быть женою опального поэта. Чтобы рассорить Аннет с Пушкиным, в ход была пущена интрига. В.Д.Полторацкая, тётка Олениной, мечтая о браке своего брата с племянницей, сгущая краски, передаёт непочтительные речи Пушкина о ней. Цель достигнута... Аннет возмущена, и отношение с семейством Олениных резко меняется к худшему. Пушкин остро переживает своё неудачное сватовство. Но как бы ни складывались их отношения, Оленина была центральным образом его лирики 1828 года, это она вдохновила поэта на создание одного из самых больших циклов любовных стихотворений, среди них многократно положенное на музыку « Я вас любил…».

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Дима Гусев

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение “Я вас любил”, было написано в 1829 году на Кавказе

- Чем поражает это стихотворение? (любовь неразделенная, но нет злости)

- Какой прием использует поэт? (анафору: он трижды повторяет фразу: “Я вас любил”. Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви.)

- В чём сила любви лирического героя? ( Лирический герой понимает, что ему не суждено дождаться ответного чувства. Читатель ощущает драматизм безответной и гуманной любви, которой не свойственно чувство уязвлённого самолюбия. Напротив, лирический герой исполнен заботой, желанием видеть предмет своей любви счастливым с другим. Чувства лирического “я” изображены наиболее полно и правдиво. Лирический субъект как бы сам убеждает себя, что его любовь — в прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени. )

-какова основная мысль? (истинную любовь невозможно уничтожить волей разума, но она только тогда станет благородным чувством, когда ею будет руководить желание сделать свою любимую счастливой, не мечтая об этом для себя.)

Знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой.

Доклад 4й группы

По шутливому признанию самого поэта, Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, что на склоне короткой его жизни одарила его судьба. Всеобъемлющее чувство Пушкина к Наталье Николаевне пришли к нему на рубеже нового периода его жизни. Отошла в прошлое бурно прожитая молодость, настала пора зрелости. Жажда личного семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти годы. Пушкин встретил Гончарову в декабре 1828 года. «Когда я увидел её в первый раз,- писал он позднее Наталье Ивановне,- красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась».

Уже в конце апреля 1829 года Пушкин делает предложение Наталье Николаевне через Толстого. Ответ матери неопределен: и не согласие, и вместе с тем не отказ- дочь ещё слишком молода.

Пушкин лишь на минуту поверил в то, что ответ Натальи Ивановны не лишает его надежды, но тотчас же эта надежда сменилась отчаяньем, и он уезжает на Кавказ.

Но весной 1830 года он неожиданно получает через знакомого, приехавшего из Москвы, привет от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное приглашение, поэт, как на крыльях, полетел в Москву. В начале апреля он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.

Получив согласие Натали и Натальи Ивановны, Пушкин пишет письмо родителям, извещая их о своей женитьбе. 6 мая состоялась помолвка, и в том же месяце предполагалось сыграть свадьбу. Пушкин стал официальным женихом Натальи Николаевны Гончаровой.

Пушкин пережил много месяцев ожидания. Свадьба откладывалась то из-за отсутствия приданного, то из-за неустроенности его материальных дел, по которым он ездил в Болдино, то из-за вспыхнувшей холеры, задержавшей его возвращение в Москву.

Наконец, 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны… ( Когда они обменивались кольцами, у Пушкина упало кольцо, и погасла свеча).

К жене обращено много стихотворений: « Мадонна», « Пора, мой друг, пора». После гибели Пушкина она уехала с 4-мя детьми к брату, где прожила 2 года. В 1844 году вторично вышла замуж за П.П.Ланского.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся и проанализируем стихотворение «Мадонна», посвященное Н Гончаровой.

Словарная работа

Кто такая Мадонна? (Итальянское название Девы Марии, матери Иисуса Христа.  В православии – Богоматерь.)

Выразительное чтение стихотворения «Мадонна.


МАДОННА

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.


В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.


Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Данное стихотворение мы с вами сейчас проанализируем . обратимся к памяткам анализа стихотворения.

1.история создания стихотворения

Это стихотворение обращено к Наталье Николаевне Гончаровой, тогда еще невесте Пушкина. 
За полгода до женитьбы 30 июля 1930 года Пушкин писал своей невесте из Петербурга: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет, и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды, я бы купил ее, если бы она не стоила 4000 рублей». Это была старинная копия картины Рафаэля "Бриджуотерская мадонна",(слайд) продававшаяся в качестве подлинника в книжном магазине И.В. Сленина, в Петербурге. Очевидно, именно она воодушевляла Пушкина на создание поистине волшебных строчек, с любовью слетающих с уст поэта.

2. обратите внимание на жанр стихотворения. Это сонет. Вспомним , что такое сонет(– стихотворный лирический жанр, состоящий из 14 стихов (2 четверостиший – катренов и 2 трехстиший – терцетов) с определенной системой рифмовки). Выбирая форму сонета, авторы чаще всего пишут свое произведение на какую тему? (Любовь). Итак, тема сонета -любовь.

3. Давайте проанализируем сонетъ

Обратите внимание на 1. строчку. Как она начинается? (не множеством картин).

Что это значит? (ему важнее многих произведений искусства всего 1 картина.)

Эта картина лирическому герою важнее каких именно картин? (старинных мастеров). Давайте посмотрим на значение слова мастер.

Мастер- 1. Квалифицированный работник в какой-н.производственной области. 2. Специалист,достигший высокого искусства в своем деле. 3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого-н. производства,цеха.  

В каком значении употреблено слово? Во 2м. т.е лирическому герою описываемая картина важнее признанных произведений искусства. А для чего покупаются такие картины (вклад средств)

А почему этим картинам удивляются, любуются люди? (внимая суждению знатоков)

Что значит внимая?

Внимать= внять 1. То же, что услышать (устар. высок.).. 2.Отнестись к чему-н. со вниманием (высок.)

То есть любуются картинами под воздействием мнения знатоков.

Но если не этими картинами хочет украсить свое жилище лирический герой, то чем? (одной картиной)

Обратите внимание на повтор слова одной. С какой целью автор использует анафору? (для усиления чувства). Лексический повтор: Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.

Посмотрим на окончание 6й строчки. Что в этих словах? (зритель-не обладатель, в сравнении с 1й частью, вечно-постоянно-сила желания)

Какое средство выразительности вы замечаете в следующей строчке? (сравнение) чего автор добивается подобным сравнением? (светлая, чистая, возвышенная атмосфера) Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.

Какие образы появляются?

Пречистая –то есть мадонна.

Спаситель- Иисус Христос. младенец .

Она должна «взирать» «с величием» (внушая преклонение, уважение), он – «с разумом в очах». несмотря на младенческий возраст


В подобное разделение четко прослеживаются взгляды поэта на мужское и женское призвание в этом мире. Для женщины – это материнство (Мадонна -БогоМАТЕРЬ), для мужчины – свет разума, который он несет с собой в окружающую действительность. Но это не просто разум. Спаситель и Мадонна названы кроткими. что значит это слово? (Незлобивый, покорный, смирный) По Пушкину, разум – это только то, что освящено нравственным началом. Предназначение Мессии, Спасителя, состоит в том, чтобы делать мир и людей лучше, просвещать своих собратьев. И разум в его глазах – это не что иное, как осознания своего предназначения, следование Божественному промыслу. Именно поэтому поэт называет мадонну и спасителя «кроткими». Они не ропщут против своего Божественного предназначения в мире, принимают свою судьбу с радостью и благодарностью по отношению к Создателю. 

Что делают Мадонна и Спаситель? (взирают). Каково значение этого слова? (смотреть, устаревшее).


Нужен ли ещё кто-нибудь на этой картине? Нет, они одни, без ангелов.

Под пальмою Сиона» - о первой христианской Церкви, собранной в горнице Сионской.

О чем идет речь следующей строке? (желания исполнены)

Какой образ появляется в следующих строчках? (Реальной женщины, для лирического героя она – возвышенный и ясный идеал, исполнившееся желание, ниспосланное творцом)

Откуда появилась эта женщина? (ниспослал Творец)

Ниспослать - (устар.книжн.). То же, что даровать

Чего добивается автор, повторяя слово тебя? (обращение к конкретной женщине)

Как называет ее автор? (Мадонна) Современники отмечали, что облик Натальи Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери.

Как понимаете выражение «чистейший образец»? (Сочетание чистоты и прелести, небесного и земного, святости и красоты.)

Что выражает отбор лексики?( Чувство благоговения .В стихотворении есть слова высокого и книжного стилей, устаревшие)

Какова композиция сонета? На сколько смысловых частей мы можем его разделить?

Первая часть. В первой части, являющейся своеобразной экспозицией, поэт говорит, что хотел бы украсить свою «обитель» не «множеством картин старинных мастеров», которым бы изумлялись посетители и знатоки искусств



Вторая часть.

Во второй части поэт раскрывает суть своих предпочтений. Он хочет видеть среди своих «медленных трудов» одну – единственную картину, которая бы полностью выражала его представление о прекрасном, его взгляды на мир и живущих в нем людей.

Третья часть

В третьей части стихотворения Пушкин говорит. что Творец исполнил его желания.

В чем отличие 3й части от первых 2х? (проекция на реальную жизнь)

В какой строфе выражена основная мысль стихотворения? (В последней строфе.)

Сформулируйте основную мысль. (Возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.) Любовь – это божественное чувство, дар Творца человеку, которым тот должен распорядиться достойно. Земное и небесное часто соседствуют в поэзии Пушкина, особенно когда речь идет о любви.      ( Образ Мадонны сочетает в себе земную женскую красоту, материнство и небесную чистоту и скромность.)



    - Какое настроение создает стихотворение?

Итог урока.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали только о некоторых музах Пушкина, которые вдохновили поэта на прекрасные строки любви.

Скажите, каким вы увидели Пушкина в любви? Что значит для него любовь?

( Пушкин в любви, как и в дружбе, удивительно щедрый, благородный. Любовь для него - неотъемлемая часть жизни. Она вдохновляла поэта на творчество, позволяла увидеть в земной женщине красоту небесного идеала.) хотели бы вы что-нибудь изменить в своих синквейнах?

Дорогие ребята, ваша пара жизни – пора влюблённости, любви. Первая любовь в жизни каждого человека – пора особая, удивительная, чудесная! Но это время первых глубоких страданий, светлых слёз, взлётов и разочарований. Я надеюсь, что в поэзии Пушкина вы сможете найти для себя или радость, или урок, или утешение.







Просмотр содержимого презентации
«слайды к уроку»

Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла Сухорадо О.В .

Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина

Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла Сухорадо О.В .

«Я помню чудное мгновенье:    Передо мной явилась ты,    Как мимолетное виденье,    Как гений чистой красоты».     Передо мной явилась ты,    Как мимолетное виденье,    Как гений чистой красоты».   «Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим».   А.С.Пушкин.

«Я помню чудное мгновенье:

   Передо мной явилась ты,

   Как мимолетное виденье,

   Как гений чистой красоты».

  •    Передо мной явилась ты,    Как мимолетное виденье,    Как гений чистой красоты».

«Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим».

А.С.Пушкин.

Адресаты любовной лирики А.С Пушкина

Адресаты любовной лирики А.С Пушкина

Воронцова Елизавета Ксаверьевна  (1792-1880)

Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880)

Анна Алексеевна Оленина  (1808-1888)

Анна Алексеевна Оленина (1808-1888)

Загородное имение Олениных Приютино

Загородное имение Олениных Приютино

Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863)

Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863)

«Бриджуотерская мадонна» Рафаэля

«Бриджуотерская мадонна» Рафаэля


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Автор: Сухорадо Оксана Владимировна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина""
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-adriesaty-liubovnoi-liriki-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "273607"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452250774"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики "
    ["seo_title"] => string(57) "liubovnaia-lirika-a-s-pushkina-adriesaty-liubovnoi-liriki"
    ["file_id"] => string(6) "241351"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445237713"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему: "Любовная лирика А.С. Пушкина". "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubovnaia-lirika-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "178637"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424864272"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по литературе в 9 классе с презентацией по теме "Адресаты любовной лирики" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-s-priezientatsiiei-po-tiemie-adriesaty-liubovnoi-liriki"
    ["file_id"] => string(6) "205989"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430068281"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока на тему"Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubovnaia-lirika-a-s-pushkina-adriesaty-liubovnoi-liriki"
    ["file_id"] => string(6) "248348"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446716317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства