Просмотр содержимого документа
«Любовь в жизни Обломова.»
Тема. Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская.
Цель: осмыслить изучаемое произведение в ходе творческой деятельности; анализируя главы романа, показать, как любовь развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии;
развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
формировать культурные и эстетические качества личности.
Форма урока: школьная мастерская.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент (мотивационный этап)
Звучит ария « Castadiva » из оперы Беллини «Норма». Учитель читает: «От слов, от звуков, от этого чистого сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни… Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал в груди он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.»
Что происходит с героем? Почему сердце его вдруг стало жаждать жизни?
Ответы обучающихся.
2. Актуализация знаний
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Ответы учащихся:
- О любви.
- Об Обломове и Ольге Ильинской.
- О взаимоотношениях героев.
- Об испытании Обломова любовью.
А что такое любовь?
Какое место в романе занимает любовь?
-Композиция романа выстраивается писателем так, что его кульминация совпадает с кульминацией чувств героев.
-Об истории любви героев рассказывается во 2 и 3 частях, центральных в романе.
«Ничего не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым», эти слова Иоанна Златоуста справедливо говорят о том , что ценность каждой человеческой личности проверяется через любовь, всё лучшее в человеке проявляется в любви. И И.А Гончаров поведал нам, как через любовь раскрывается человек.
Как вы думаете, почему Гончаров проводит своего героя через испытание любовью?
- Я думаю, чтобы показать, способна ли любовь пробудить героя?
Вот и проблемный вопрос, который мы попробуем разрешить сегодня на уроке: способна ли любовь «разбудить» Обломова к деятельной жизни?
Формулирование темы урока.
Попробуем сформулировать тему урока.
- Любовь в жизни Обломова.
- Испытание любовью.
- Обломов и Ольга Ильинская.
Запишем тему урока и проблемный вопрос в тетрадь.
Основываясь на всём сказанном, давайте поставим цель нашего урока.
Что мы должны понять, чего достичь в процессе нашего обсуждения возникшей проблемы?
- Мы должны дать ответ на проблемный вопрос: способна ли любовь разбудить Обломова к деятельной жизни.
- Показать, какими в любви представлены герои: Обломов и Ольга Ильинская.
- Попытаться понять позицию автора в этом вопросе.
Слово учителя. Тема любви в искусстве вечна. Во все времена не оставляла равнодушным практически никого. Персидский поэт Саади писал:
Прекрасно все в любви – несет ли нам
Страдания она или бальзам.
Страданья ради истинной любви
Блаженством, о влюбленный, назови.
И в качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Сергея Есенина и Эдуарда Асадова.
Все на свете из людей
Песнь любви поют и повторяют
С.Есенин
Любить –это, прежде всего, отдавать.
Любить –значит, чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
3. Беседа с анализом
Давайте вспомним, каким видится счастье Обломову?
Идеальная жизнь для Обломова?
Деревня
Жена
Новый, выстроенный дом
Добрые соседи-приятели
Музыка
Поэзия
Любовь
4. Работа над текстом романа
В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами
И вот на горизонте жизни появляется та, которая может составить его счастье.
1.Когда и от кого мы слышим первое упоминание о ней?
/из разговора Штольца с Обломывым/
Чем Ольга привлекла внимание Обломова?
-Это вечная потребность человека к красоте и гармонии: «Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом …
Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом». Обломов за гармоничной внешностью Ольги ощущает её прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить.
- Любовь в сердце Обломова пробуждается, когда он слышит пение Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастья – всё звучало не в песне, а в её голосе…»
Ведь именно после исполнения Ольгой арии «Casta Diva» у Обломова вырывается признание:
-Нет, я чувствую… не музыку…, а… любовь!
Можно сопоставить Ольгу с идеалом женщины, который сложился у Обломова: «В мечтах перед ним носился образ высокой и стройной женщины с покойно сложенными на груди руками, тихим и гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой»; «Когда же минутно являлась она в его воображении, там возникал и тот образ, тот идеал воплощённого покоя, счастья жизни: этот идеал точь-в-точь был – Ольга! Оба образа сходились и сливались в один».
Какой увидели вы Ольгу?
/Автор преднамеренно не даёт подробного описания внешности Ольги, но подчёркивает неординарность натуры героини: «она была…чудесным созданием, с благоухающей свежестью ума и чувств…прелестный, подающий большие надежды ребёнок…В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка».
Ольга проста, естественна, мягка, жаждет деятельности, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, уверенная в себе; «тонкая натура» и т.д./
Учитель. Таким образом, автор создаёт многогранный характер героини, использует всю палитру поэтических средств, открывающих возможность постичь ее внутренний мир:«У ней никогда не прочтёшь в глазах: «теперь я подожму немного губу и задумаюсь –я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть кончик ноги…»
Все жесты героини естественны, она не боится показаться странной, даже неумной. Обыватели, жизнь которых проходит в застольях, суете повседневности, не могут оценить достоинств Ольги, понять ее душу. Гончаров не случайно отмечает, что «её и ценил почти один Штольц…одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и
смелые реплики…»
Автор не даёт описания внешности Ольги ещё и потому, что портрет
героини уже был представлен в романе в аллегорической видении главного
героя. Обломову во сне давно представлялся образ его будущей жены: «В
мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно
сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом… с колеблющейся
талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением
– как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного
покоя, как сам покой».(гл.6, с.132)
Приём иносказательной характеристики позволяет писателю создать
идеальный образ женщины, свободной от прозы реальности, поэтической,
устремлённой к счастью, обещающей избраннику радость жизни.
4. Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?
/У ней развился уже…план, как она отучит Обломова спать после обеда…,
она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил
Штольц: потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости,
писать в деревню письма, дописывать план устройства имения,
приготовиться ехать за границу, - словом, она укажет ему цель… (гл.6,
с.133)/
5. Зачем ей все это надо?
/Чтобы удивился Штольц её способностям ("И Штольц не узнает его,
воротясь".
Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею. ("Он будет
жить, действовать, благословлять жизнь и её".)
Ради собственной славы, ради собственного самолюбия.
6. Изменилась ли жизнь главного героя после встречи с
Ильинской? (обращаемся к тексту)
"Встает он в семь часов.
Читает, носит куда-то книги.
На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах
блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.
Халата не видать на нем: он носит дома «легкий сюртучок». Выходит в
сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:
Он весел, напевает: отчего же это?")
7. Почему это произошло?
/Произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на
этого "большого ребенка" и захватило его полностью. Новое чувство Обломову
незнакомо. Он путается, теряется, стыдится, но любит Ольгу нежно, послушно,
стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Обломов оживает,
черпает что-то от Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга
вливает в него энергию, заставляет действовать, работать, думать, читать,
заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя
иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется
спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает
его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет,
работает, самостоятельно пытается решать. Ольга на “страже”, она поможет,
научит./
8. Итак, с появлением Ольги Обломов изменяется, вновь начинает жить.
Меняется ли Ольга?
/просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям
и того и другого. Окрыленная своей мечтой, которая заключается в
"оживлении" Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства
оформляются, она "перерастает" Илью Ильича. Ольга берет на себя роль
"путеводной звезды", пытаясь "поставить Обломова на ноги", научить
действию, вывести из покоя и лености. Ей свойственны гармония ума, воли и
сердца.
9. За что Ольга полюбила Обломова?
/ Любовь к Обломову возникла из благородных стремлений: возродить героя к
полноценной жизни, возможность перевоспитать его, создать свой идеал
любимого, а также она любит его за непохожесть на других, доброту,
искренность./
10.Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова?
«Ветка сирени – символ любви Ольги и Обломова.»
Учитель. Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что расцвело в душах
Ольги и Обломова. Так, сцена встречи после первого объяснения в любви
начинается с того, что после слов приветствия «она молча сорвала ветку сирени
и нюхала её, закрыв лицо и нос».
— Понюхайте, как хорошо пахнет! — сказала она и закрыла нос и ему.
— А вот ландыши! Постойте, я нарву, — говорил он, нагибаясь к траве, — те
лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень всё около дома
растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на
ландышах не высохла.
Он поднес ей несколько ландышей.
— А резеду вы любите? — спросила она.
— Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не
люблю цветов ... (гл.6, с.135)
Думая, что Ольга рассержена его признанием, Обломов говорит
потупившей голову и нюхающей цветы Ольге:
— Забудьте же это, — продолжал он, — забудьте, тем более, что это
неправда...
— Неправда? — вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.
Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением...
— Как неправда? — повторила она еще.
Да, ради Бога, не сердитесь и забудьте…(гл.6, с.136)
И Илья Ильич понял это движение сердца девушки. Он пришел на другой
день с веткой сирени:
— Что это у вас? — спросила она.
— Ветка.
— Какая ветка?
— Вы видите: сиреневая.
— Где вы взяли? Тут нет сирени, где вы шли.
— Это вы давеча сорвали и бросили.
— Зачем же вы подняли?
— Так, мне нравится, что вы... с досадой бросили ее.(гл.7, с. 142)
Ветка сирени раскрыла многое и Ольге. Гончаров иллюстрирует это
следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на
том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. Теперь Ольга мирно
сидела и вышивала … ветку сирени.
В эпизодах с веткой сирени Гончаров прекрасно передает смятение души
Обломова. В мечтах герой рисовал себе бурную любовь, страстные порывы
Ольги. Но тут же он поправлял себя: «… страсть надо ограничить, задушить
и утопить в женитьбе!..»
Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга.
Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит, глядя на ветку:
– Что это? – спросил он, оторопев.
– Вы видите – ветка.
– Какая ветка? – говорил он, глядя на нее во все глаза.
– Сиреневая.
– Знаю… но что она значит?
– Цвет жизни и…
Он остановился, она тоже.
– И?.. – повторил он вопросительно.
– Мою досаду, – сказала она, глядя на него прямо, сосредоточенным взглядом, и
улыбка
говорила, что она знает, что делает.
Облако непроницаемости слетело с нее. Взгляд ее был говорящ и понятен. Она
как будто нарочно открыла известную страницу книги и позволила прочесть
заветное место.
– Стало быть, я могу надеяться… – вдруг, радостно вспыхнув, сказал он.
– Всего! Но…
Она замолчала.
Он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное
лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках;
задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в
этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни.
— Жизнь, жизнь опять отворяется мне, — говорил он как в бреду, — вот она,
в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в “Casta diva”... всё здесь...
Она покачала головой.
— Нет, не всё... половина.
— Лучшая.
— Пожалуй, — сказала она.
— Где же другая? Что после этого еще?
— Ищите.
— Зачем?
— Чтоб не потерять первой, — досказала она, подала ему руку, и они пошли
домой.
Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то
сжимал ветку.(гл.8,с.152)
В этом эпизоде Ольга намекает Обломову, что нужно искать цель жизни,
нужно быть деятельным. И, казалось бы, незначительная ветка сирени в
художественной ткани романа стала символичной. Как много она говорит
читателю!
11. Как проявляется герой в любви?
/Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего
характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры,
мечтательность:
- в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что
нравится Ольге, он способен на глубокое чувство./
12. Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает
история двух главных героев?
/Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает
человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности./
13. Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо? Какие
тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?
/ (эпизод чтения письма)/
В сцене объяснения Обломова с Ольгой в том же саду, после нескольких
дней разлуки, после письма героя о необходимости «разорвать сношения»
писатель обращается вновь к символической ветке сирени. Увидев Ольгу
плачущей, Обломов готов всё сделать, чтобы загладить ошибку, вину:
— Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь... ветку сирени...
— Отошли, поблекли! — повторил он, глядя на сирени. — И письмо отошло!
— вдруг сказал он.
Она потрясла отрицательно головой. Он шел за ней и рассуждал про себя о
письме, о вчерашнем счастье, о поблекшей сирени.(гл.10, с.168)
Но характерно, что, убедившись в любви Ольги и успокоившись, Обломов
«зевнул во весь рот». В этом эпизоде отразилось отношение Обломова к любви,
да и к жизни вообще:
“В самом деле, сирени вянут! — думал он. — Зачем это письмо? К чему я не
спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно...
(он зевнул)... ужасно спать хочется. А если б письма не было, и ничего б этого
не было: она бы не плакала, было бы всё по- вчерашнему; тихо сидели бы мы
тут же, в аллее, глядели друг на друга, говорили о счастье. И сегодня бы так
же, и завтра...” Он зевнул во весь рот. (гл.10, с.168)
14. Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?
15.Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?
/Часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все
хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и
Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но
лишь спокойствие, умеренность и тишина./
Учитель. В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах
деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую
картинку.
16.Как дальше развиваются их отношения?
/Настойчивость героини только на время победила лень Обломова. Дороже
романтических свиданий оказалась для Ильи Ильича Обломова жажда
безмятежного, полусонного состояния. «Спит безмятежно человек» — вот
идеал существования Обломова.
17. Что же постепенно понимает Обломов?
Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для
него превратилась из "радужной" в "требующую".
18. Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?
Обломов начинает чаще обедать дома, ездит в театр не по зову души,
которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он
хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и
спокойствие. Илья Ильич говорит себе: "Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней
рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще
видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду
сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз
слышу эту оперу..."
Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем
иссякают темы для разговоров.
19. Как вы оцениваете взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской?
Почему не сложилось их счастье?
20. Кто виноват в причине разрыва их отношений?
Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с
ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное
существование. Его время - это время, когда лучше остаться верным своим
прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к
протесту, но выраженному необычно: "я не хочу участвовать в
совершающемся зле и не буду".
Ольга поняла, что мечта о перевоспитании разрушилась о лень и безволие
Ильи Ильича. И в своем последнем разговоре с Обломовым она говорит:
"...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте
мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для
меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала,
надеялась!.."
21. Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?
/ Но и со Штольцем Ольга не может стать счастливой женщиной.
Комфортная, спокойная, безмятежная жизнь — не для нее. /
Учитель. Гончаров в образе Ольги Ильинской изобразил особый тип русской
женщины того периода русской жизни. Такую женщину не устраивала только
роль жены и хозяйки, ей хотелось участвовать в общественной жизни, много
знать. Не случайно Штольца пугали «мятежные вопросы» жены.
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах
героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным,
например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о
"кристальной, чистой и светлой" душе Обломова, если бы автор показал лишь
ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных
страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже
воспоминания детства не скрасили бы этот образ.
Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы"
жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что
"счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в
"могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей,
не исключая и социальные".
Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?
Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на
себя ответственность за судьбы других людей.
Свободен ли Обломов в своей любви?
Раскрылось ли предназначение Обломова как человека в любви к Ольге?
-Встреча с Ольгой пробудила Обломова ото сна, наполнила его жизнь смыслом: «он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись: заиграли краски на щеках, задвигались мысли; в глазах сверкнули желание и воля. Он тоже ясно прочла в это немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни». Душа Обломова устремляется к Ольге, надеясь отыскать для себя поддержку и понимание. И когда вместо этого встречает непонимание, то разом сникает, разочарованная в своих ожиданиях: «Вон какая вышла логика! – шептал он. – Признаться не ожидал…» «В самом деле сирени вянут! – думал он. –Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно (он зевнул)… Ужасно спать хочется».
-Я думаю, Обломов был свободен в своей любви, особенно в тот момент, когда писал письмо. Он готов был отказаться от счастья во имя любимой.
-Самая большая заслуга Обломова состояла в том, что он способствовал формированию духовного мира Ольги. Ольга признаётся Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…»
Рефлексия. Смогли ли мы с вами ответить на проблемный вопрос.
- Да любовь развивает души героев, пробуждает их к жизни. В любви раскрываются лучшие черты человека.
- Любовь изменяет Обломова, он переживает огромное чувство, благодаря ему становится деятельным.
Обращаясь к эпиграфу урока, можно сказать, что:
Любить — это, прежде всего, отдавать.
Любить — значит, чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Оценивание.
V. Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Урок по литературе на тему "Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя" по роману И.А. Гончарова "Обломов" "
["seo_title"] => string(135) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-liubovnaia-istoriia-kak-etap-vnutrienniegho-samoopriedielieniia-ghieroia-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov"
["file_id"] => string(6) "144325"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1418690552"
}
}