kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастерская по литературе "О чём поёт душа?"(по роману И.А.Гончарова "Обломов")

Нажмите, чтобы узнать подробности

О  чём  поёт  душа?

Мастерская построения новых знаний и творческого письма (по роману И.А.Гончарова «Обломов», 10 класс)

Комментарий: мастерская предполагает проведение анализа роли музыки в романе «Обломов» и фильме «Несколько дней из жизни Обломова».

Мастерская обучает также анализировать поэтический текст. Анализ стихотворений – не самоцель для участников мастерской, а способ понять созвучные произведения.

Также задачей мастерской можно назвать приобщение учащихся к миру классической художественной литературы, к тем идеям и образам, которые волновали людей в XIX веке. Развиваются аналитико-синтетические способности, ассоциативное мышление, стимулируется процесс индивидуального и коллективного творчества.

Используется фильм «Несколько дней из жизни Обломова» (режиссёр Н.Михалков, 1979), роман «Обломов» (И.А.Гончаров), запись каватины «Casta Diva» из оперы «Норма» (композитор Винченцо Беллини, исп. Мария Максакова), стихотворения «Сияла ночь…» (А.А.Фет),  «Музыка» (К.Бальмонт), «Слушая пение» (А.Ахматова)

Ход мастерской

«В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём»

Н.Рубцов

1. Что значит выражение «душа поёт»?

         Запишите ваши ассоциации (3 минуты) – работа в группах

         Читаем вслух (социализация)

О чём поёт душа Обломова? Штольца? Ольги? Можно ответить не вслух, а для себя.

Созвучны ли песни этих людей? Как это показывается в фильме? (демонстрируется эпизод фильма, где Ольга, Штольц и Обломов едут на тарантасе и поют «Casta Diva» 2 серия, время – 52,20)

Какая мелодия стала символом созвучия душ этих героев? Как переводится «Casta Diva»? (непорочная богиня) О ком так можно сказать?

Как Обломов познакомился с Ольгой Ильинской и этим произведением? Что у него связано с этой музыкой? (эпизод «Разговор в доме Ильинской», 1 серия, время – 1,04-50)

 

2.Слушаем «Casta Diva» в современном исполнении (Мария Максакова)

Какие ассоциации возникают у вас при прослушивании этой музыки? Запишите. (переживание, тоска, грусть, тайна…)

Послушайте, как написал Гончаров: «Casta Diva…Casta Diva! – запел Обломов. – Не могу равнодушно вспомнить Casta Diva, - сказал он, пропев начало каватины. – Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её; она вверяет её луне…» Сходны ли ваши предположения с мнением Обломова?

 

3. Перед вами – стихи разных авторов (А.А.Фет "Сияла ночь...", К.Бальмонт "Музыка", А.Ахматова "Слушая пение..."). Познакомьтесь с ними. Какое (какие) из них созвучно (созвучны) состоянию души Обломова?

(ученики выбрали стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…»)

Какие ключевые слова и выражения подсказали вам это?

4. Выпишем столбиком слова-образы из одного стихотворения. Сопоставим их, составляя словосочетания.

                   Ночь

                   Луна

                   Сад

                   Лучи

                   Сердце

                   Любовь

                   Песня

                   Голос

                   Жизнь

 

(Лунная ночь, ночной сад, лучи жизни, голос жизни, голос сердца, любовная песня…)

5. Выберите одно из получившихся словосочетаний и напишите к нему синквэйн (схема в Приложении ).

(                          Голос сердца

                     Звучный, загадочный

Завораживает, подсказывает, увлекает за собой

                  Что происходит в моей душе?

                             Слушаю…

                                             Валя С.                              )

 

6. Обменяйтесь работами и напишите небольшое сочинение «Песня души Обломова» (или Ольги Ильинской). Можно использовать любой наработанный материал. (10-15 минут)

(представление работ)

(О чём поёт душа Обломова? Я думаю, о том, как он влюблён в Ольгу Ильинскую. Может быть, о том, как устала она (душа) томиться в одиночестве. Ей уже не хочется покоя, ей хочется любить, страдать, увлекаться. Прислушивается ли Обломов к песне своей души? Да, он слышит этот зов, но боится пойти на поводу у своих чувств, не уверен ни в себе, ни в Ольге. Если бы я могла поговорить в Ильёй Ильичом, то я спросила бы у него, почему он, взрослый человек, до такой степени не доверяет своим чувствам. Ведь если прислушиваться к своей душе, её голосу, то жизнь повернётся совсем другой стороной: солнечной, радостной, счастливой.

Ирина Ф. )

7. Итог: в чём помогла разобраться мастерская? Что было интересно? Что вызвало затруднения?

Приложение 

Синквэйн

1 строка- название темы

2 строка- описание темы в двух словах-признаках, прилагательных.

3 строка- описание действия тремя словами (глаголами)

4 строка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

5 строка- синоним(1-2 слова), повторяющий суть темы

 

Материалы для подготовки к уроку:

  1. Гончаров И.А. Обломов. – любое издание
  2. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. – СПб.: Паритет, 2004
  3. Стихи русских поэтов (Бальмонт К., Ахматова А., Фет А.)
  4. Фильм «Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Михалков Н., 1979)
  5. Запись каватины Нормы скачана из Интернета

 

 

Просмотр содержимого документа
«Мастерская по литературе "О чём поёт душа?"(по роману И.А.Гончарова "Обломов") »

О чём поёт душа?


Мастерская построения новых знаний и творческого письма (по роману И.А.Гончарова «Обломов», 10 класс)


Комментарий: мастерская предполагает проведение анализа роли музыки в романе «Обломов» и фильме «Несколько дней из жизни Обломова».

Мастерская обучает также анализировать поэтический текст. Анализ стихотворений – не самоцель для участников мастерской, а способ понять созвучные произведения.

Также задачей мастерской можно назвать приобщение учащихся к миру классической художественной литературы, к тем идеям и образам, которые волновали людей в XIX веке. Развиваются аналитико-синтетические способности, ассоциативное мышление, стимулируется процесс индивидуального и коллективного творчества.

Используется фильм «Несколько дней из жизни Обломова» (режиссёр Н.Михалков, 1979), роман «Обломов» (И.А.Гончаров), запись каватины «Casta Diva» из оперы «Норма» (композитор Винченцо Беллини, исп. Мария Максакова), стихотворения «Сияла ночь…» (А.А.Фет), «Музыка» (К.Бальмонт), «Слушая пение» (А.Ахматова)


Ход мастерской


«В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём»

Н.Рубцов

1. Что значит выражение «душа поёт»?

Запишите ваши ассоциации (3 минуты) – работа в группах

Читаем вслух (социализация)

О чём поёт душа Обломова? Штольца? Ольги? Можно ответить не вслух, а для себя.

Созвучны ли песни этих людей? Как это показывается в фильме? (демонстрируется эпизод фильма, где Ольга, Штольц и Обломов едут на тарантасе и поют «Casta Diva» 2 серия, время – 52,20)

Какая мелодия стала символом созвучия душ этих героев? Как переводится «Casta Diva»? (непорочная богиня) О ком так можно сказать?

Как Обломов познакомился с Ольгой Ильинской и этим произведением? Что у него связано с этой музыкой? (эпизод «Разговор в доме Ильинской», 1 серия, время – 1,04-50)

2.Слушаем «Casta Diva» в современном исполнении (Мария Максакова)

Какие ассоциации возникают у вас при прослушивании этой музыки? Запишите. (переживание, тоска, грусть, тайна…)

Послушайте, как написал Гончаров: «Casta Diva…Casta Diva! – запел Обломов. – Не могу равнодушно вспомнить Casta Diva, - сказал он, пропев начало каватины. – Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её; она вверяет её луне…» Сходны ли ваши предположения с мнением Обломова?


3. Перед вами – стихи разных авторов (см. Приложение 1). Познакомьтесь с ними. Какое (какие) из них созвучно (созвучны) состоянию души Обломова?

(ученики выбрали стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…»)


Какие ключевые слова и выражения подсказали вам это?


4. Выпишем столбиком слова-образы из одного стихотворения. Сопоставим их, составляя словосочетания.

Ночь

Луна

Сад

Лучи

Сердце

Любовь

Песня

Голос

Жизнь


(Лунная ночь, ночной сад, лучи жизни, голос жизни, голос сердца, любовная песня…)

5. Выберите одно из получившихся словосочетаний и напишите к нему синквэйн (схема в Приложении 2).

( Голос сердца

Звучный, загадочный

Завораживает, подсказывает, увлекает за собой

Что происходит в моей душе?

Слушаю…

Валя С. )


6. Обменяйтесь работами и напишите небольшое сочинение «Песня души Обломова» (или Ольги Ильинской). Можно использовать любой наработанный материал. (10-15 минут)

(представление работ)

(О чём поёт душа Обломова? Я думаю, о том, как он влюблён в Ольгу Ильинскую. Может быть, о том, как устала она (душа) томиться в одиночестве. Ей уже не хочется покоя, ей хочется любить, страдать, увлекаться. Прислушивается ли Обломов к песне своей души? Да, он слышит этот зов, но боится пойти на поводу у своих чувств, не уверен ни в себе, ни в Ольге. Если бы я могла поговорить в Ильёй Ильичом, то я спросила бы у него, почему он, взрослый человек, до такой степени не доверяет своим чувствам. Ведь если прислушиваться к своей душе, её голосу, то жизнь повернётся совсем другой стороной: солнечной, радостной, счастливой.

Ирина Ф. )


7. Итог: в чём помогла разобраться мастерская? Что было интересно? Что вызвало затруднения?







Приложение 2

Синквэйн

1 строка- название темы

2 строка- описание темы в двух словах-признаках, прилагательных.

3 строка- описание действия тремя словами (глаголами)

4 строка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

5 строка- синоним(1-2 слова), повторяющий суть темы






Материалы для подготовки к уроку:

  1. Гончаров И.А. Обломов. – любое издание

  2. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. – СПб.: Паритет, 2004

  3. Стихи русских поэтов (Бальмонт К., Ахматова А., Фет А.)

  4. Фильм «Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Михалков Н., 1979)

  5. Запись каватины Нормы скачана из Интернета




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Мастерская по литературе "О чём поёт душа?"(по роману И.А.Гончарова "Обломов")

Автор: Гудкова Юлия Валерьевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114731

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства