«Временное воскрешение Обломова «теперь или никогда» в романе И.А.Гончарова «Обломов».
«Временное воскрешение Обломова «теперь или никогда» в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Урок литературы в 11 классе «Временное воскрешение Обломова «теперь или никогда» в романе И.А.Гончарова «Обломов»
Учитель Матвеева Ольга Васильевна
г. Курск МБОУ «СОШ с УИОП № 52»
Цели
1.Образовательные.
Продолжить работу над изучением романа. Проследить взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской; мнения учащихся о письме Обломова к Ольге; почему не состоялась любовь героев.
2.Развивающие.
Развивать творческие способности учащихся.
3.Воспитательные.
Воспитывать любовь к литературе.
Ход урока.
I. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
Чем заканчивается первая часть романа «Обломов»? (Обломов на Гороховой улице, не может проснуться, автор подчеркивает степень падения героя словами слуги- Захара : «Зачем ты на свет божий родился»? (Прочитать эпизод)
II. Беседа о прочитанном.
-Что пишет Гончаров? ( Впечатление, которое производил Обломов, просыпаясь от тяжелого сна. Он «…с трудом открыл на Захара один глаз, из которого так и выглядывал ПАРАЛИЧ»
-Что подняло героя? ( Приезд Штольца)
Радость от приезда Штольца - эта эмоциональная концовка вселяет надежду.
2). Чему посвящена вторая часть романа? (Штольц вытащил Обломова в свет, Ольга)
3). Каким мы видим Обломова в беседах с гостями? (Неглупый, здраво судит о светском обществе).
4). Волнует ли этот вопрос Обломова? ( «Задумавшись, начертил пальцем на пыли «обломовщина».
5). Расскажите о взаимоотношениях с Ольгой Ильинской. Почему ярко вспыхнув, быстро угасает любовь?
- пение арии «Коста дива»
- ветка сирени- символ любви «цвет жизни»
-заключительная сцена второй части. (Ольга поцеловала Обломова,
и он услышал «никогда» никогда она не расстанется с ним.
Он испустил вопль радости и упал на траву к ее ногам.)
Вывод записываем в тетрадях.
Итак, Обломов вернулся к жизни.
6). Приведите ряд фактов, которые подтверждают этот оптимистический вывод.
7). Ваши мысли, раздумья над письмом Обломова к Ольге. (Прочиталь по тексту). Что почувствовали? Что заметили? (Нежность, заботу, осторожность, боязнь жизни)
8). Где в письме следы обломовщины ? (Зевает, хочет спать и т.д.)
Слово учителя.
Если во второй части линия жизни стремительно поднимается, то в третьей она резко идет на спад и заканчивается катастрофой – разрывом с Ольгой.
9). Кто вернул его в болото? (Тарантьев).
10). Что нужно было сделать? (Отказаться от квартиры на Выборгской стороне. Снять квартиру в городе, выправить дела в Обломовке, но для этого надо было ехать самому.)
11). Осуществимы эти дела? Да, конечно.
12). А что сделал Обломов? ( Поехал с Тарантьевым.)
Слово учителя.
Эту сцену с точки зрения идейного содержания романа, мы можем назвать одной из кульминационных, так как Обломов попадает в лапы мошенников.
13). Что сказал Тарантьев? Прочитайте.
14). Каковы взаимоотношения с Захаром?
Что написал Добролюбов? «Обломов - раб своего крепостного Захара, и трудно решить. Который из них более подчиняется власти другого …»
III. Запись в тетради. Добролюбов говорит в с татье о неразрывной связи рабства и барства Обломова.
15). Финальная сцена. В чем ее значение? (Это развязка основной сюжетной линии романа – взаимоотношения Ольги и Обломова.)
Вывод. Рефлексия.
Д/З. Какова роль деталей в романе. Же
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Временное воскрешение Обломова «теперь или никогда» в романе И.А.Гончарова «Обломов». »
Урок литературы в 11 классе «Временное воскрешение Обломова «теперь или никогда» в романе И.А.Гончарова «Обломов»
Учитель Матвеева Ольга Васильевна
г. Курск МБОУ «СОШ с УИОП № 52»
Цели
1.Образовательные.
Продолжить работу над изучением романа. Проследить взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской; мнения учащихся о письме Обломова к Ольге; почему не состоялась любовь героев.
2.Развивающие.
Развивать творческие способности учащихся.
3.Воспитательные.
Воспитывать любовь к литературе.
Ход урока.
Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
Чем заканчивается первая часть романа «Обломов»? (Обломов на Гороховой улице, не может проснуться, автор подчеркивает степень падения героя словами слуги- Захара : «Зачем ты на свет божий родился»? (Прочитать эпизод)
II. Беседа о прочитанном.
-Что пишет Гончаров? ( Впечатление , которое производил Обломов, просыпаясь от тяжелого сна. Он «…с трудом открыл на Захара один глаз, из которого так и выглядывал ПАРАЛИЧ»
-Что подняло героя? ( Приезд Штольца)
Радость от приезда Штольца - эта эмоциональная концовка вселяет надежду.
2). Чему посвящена вторая часть романа? (Штольц вытащил Обломова в свет, Ольга)
3). Каким мы видим Обломова в беседах с гостями? (Неглупый, здраво судит о светском обществе).
4). Волнует ли этот вопрос Обломова? ( «Задумавшись, начертил пальцем на пыли «обломовщина».
5). Расскажите о взаимоотношениях с Ольгой Ильинской. Почему ярко вспыхнув , быстро угасает любовь?
- пение арии «Коста дива»
- ветка сирени- символ любви «цвет жизни»
-заключительная сцена второй части. (Ольга поцеловала Обломова,
и он услышал «никогда» никогда она не расстанется с ним.
Он испустил вопль радости и упал на траву к ее ногам.)
Вывод записываем в тетрадях.
Итак, Обломов вернулся к жизни...
6). Приведите ряд фактов, которые подтверждают этот оптимистический вывод.
7). Ваши мысли, раздумья над письмом Обломова к Ольге. (Прочиталь по тексту). Что почувствовали? Что заметили? (Нежность , заботу, осторожность, боязнь жизни)
8). Где в письме следы обломовщины ? (Зевает, хочет спать и т.д.)
Слово учителя.
Если во второй части линия жизни стремительно поднимается, то в третьей она резко идет на спад и заканчивается катастрофой – разрывом с Ольгой .
9). Кто вернул его в болото? (Тарантьев).
10). Что нужно было сделать? (Отказаться от квартиры на Выборгской стороне. Снять квартиру в городе, выправить дела в Обломовке, но для этого надо было ехать самому.)
11). Осуществимы эти дела? Да, конечно.
12). А что сделал Обломов? ( Поехал с Тарантьевым.)
Слово учителя.
Эту сцену с точки зрения идейного содержания романа, мы можем назвать одной из кульминационных , так как Обломов попадает в лапы мошенников.
13). Что сказал Тарантьев? Прочитайте.
14). Каковы взаимоотношения с Захаром?
Что написал Добролюбов? «Обломов - раб своего крепостного Захара, и трудно решить. Который из них более подчиняется власти другого …»
III. Запись в тетради. Добролюбов говорит в с татье о неразрывной связи рабства и барства Обломова.
15). Финальная сцена. В чем ее значение? (Это развязка основной сюжетной линии романа – взаимоотношения Ольги и Обломова.)
Вывод. Рефлексия.
Д/З. Какова роль деталей в романе. Женские образы. ( Можно в письменной форме.)