kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Откуда ты Обломов, или история обломовщины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лучшие произведения. всех стран почерпнуты из сокровищницы коллективного творчества народа, где уже издревле даны все поэтические обобщения, все прославленные образы и типы.

А.М. Горький.

«Разрушение личности», 1909 год.

Ход урока.

  1. Оргминутка.
  2. Погружение в тему.

Примеряться к вечным временам,

К бесконечным расстояньям - Это всё безмерно трудно нам,

Вопреки стараньям.

Легче, если расстоянье - пядь,

Если мера времени - минута.

Легче жить. Труднее умирать.

Почему - то.

Д. Самойлов.

Ф.И. Буслаев в своей знаменитой речи «О народной поэзии в древнерусской литературе» в 1858 году подчеркивал: «Ясное и полное уразумение основных начал нашей народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки, и русской жизни». Пытаясь сегодня решить хотя бы часть этой задачи, мы обратимся к живой народной традиции и попробуем рассмотреть её сквозь призму многотысячелетнего прошлого.

(Запись темы урока и эпиграфа.)

Сравнительным ( и дешифрующим материалом будут роман И.А. Гончарова «Обломов», произведения УНТ, критические статьи русских критиков 19 и 20 веков.

Вопрос. Вспомните, зачитайте, как описывал чудесную Обломовку И. А. Гончаров.

На уроках мы с вами выяснили географическое положение родных мест Ильи Ильича и решили, что это может быть наш северный край. Конечно, это удивительно, но в древнейших индийских книгах «Махабхарате» и «Ведах» есть описание волшебного края. «На севере, где находится «чистый, прекрасный, кроткий, желанный мир», в той части земли, которая «всех других прекрасней и чище», обитают великие боги. Для того, чтобы достичь мира богов и предков, надо преодолеть великие и бескрайние горы, которые протянулись с запада на восток. Вокруг этих золотых вершин совершает свой.

годовой путь солнце, над ними в темноте сверкают семь звёзд Большой Медведицы и расположенная неподвижно в центре мирозданья Полярная звезда.

Известный искусствовед, этнограф, кандидат исторических наук С.В. Жарникова, вологжанка, считает, что этой благословенной страной может быть наш Русский Север, в том числе и часть Вологодской области за 60-ой параллелью. Оказывается, современные ученые-палеоботаники пришли к выводу, что в 4-3 тысячелетии до нашей эры подъём температур в лесной и тундровой зоне совпал с их падением к югу от 50-55 градуса северной широты. В это время июльские температуры были выше современных на 4-5 градуса по Цельсию. Безморозный период длился на 30-40 дней больше. Даже урожайность зерновых культур у нас была выше, чем в средней полосе России.

Всё это отразилось в сказках, поверьях, былинах. «Народ не помнит, чтоб когда-нибудь изобрел он свою мифологию, свой язык, свои законы, обычаи и обряды», - писал Ф.И. Буслаев. - Все эти национальные основы уже глубоко вошли в его нравственное бытие, как сама жизнь, пережитая им в течение многих доисторических веков, как прошедшее, на котором твердо покоится настоящий порядок вещей, и всё будущее развитие жизни. Поэтому все нравственные идеи для народа эпохи первобытной составляют его священное предание, великую родную старину, святой завет предков потомкам.»

Вопрос. Так что же это за священное предание, в чем заключается этот святой завет предков потомкам? Как он отражен в романе И.Л. Гончарова «Обломов»?

(Ответы учащихся.)

Девятнадцатому столетию предстояло осмыслить значение народного творчества во всех проявлениях - и в живописи, и в архитектуре, и в музыке, и в поэзии, и прозе. Главное - понять «откуда есть пошла земля Русская» и русский народ. Мы с вами перенесёмся на тысячелетия назад, в русское язычество, чтобы за страницами романа «Обломов» увидеть и понять глубинное самосознание русского народа. Готовы?

Сейчас вы услышите музыку известного композитора Рихарда Штрауса. Что вы представите себе, какие картинки будут перед вашими глазами?

Звукозапись Р.Штраус «Восход солнца».

(Ответы учащихся.)

«Так говорил Заратустра», фрагмент симфонической поэмы, написан немецким композитором Рихардом Штраусом. «У меня и в мыслях не было писать философскую музыку или изображать средствами музыки великое произведение Ницше, - признавался композитор. - Я лишь хотел с помощью музыки проследить развитие человеческого рода от его начала до появления ницшеанского Сверхчеловека.»

Избитую фразу «бытие определяет сознание» мы несколько переиначим, поменяем местами слагаемые, оттолкнемся от неё как от берега и поплывем по волнам нашей памяти.

Вопрос. Какой вы представляете жизнь русского человека в эпоху язычества?

(Ответы учащихся.)

Древняя религия и культура наших предков до сегодняшнего дня продолжает жить в повседневных делах, обычаях. Многие из них мы можем объяснить, а другие - нет. Всё делается, что называется «на автомате», без привязки к мифу, легенде, просто, как часть ежедневного ритуала. Но там, в загадочном мире русского язычества, коренится наше мировоззрение. В ту эпоху люди думали ничуть не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои мысли через легенды и мифы.

Мы на уроках уже говорили, как жили обломовцы. Но почему именно так - узнаем сегодня.

Вопрос. Вспомните, каким было детство Ильи Ильича Обломова. Как он учился? Что запомнил?

(Ответы учащихся.)

Илья Обломов жил в деревне. Интересный факт: термин «деревня» более присущ северной, лесной полосе, а вот на юге, в Малороссии, средней полосе преобладали «сёла». Древние славяне необычайно тщательно выбирали место для своего дома и поселения, стремились как можно точнее вписать свою маленькую Вселенную в Большую. Нередко это было «гнездо» жилых изб и чуть в стороне - хозяйственные постройки, причем общие.

Прошу вас посмотреть на хронологические цепочки и попытаться их объяснить.

Илюша - Илья - Илья Ильич - Обломов Малыш - ученик - чиновник - обыватель

(Ответы учащихся.)

Вопрос. Что объединяет эти цепочки?

(Переход из одной возрастной группы в другую.)

В древности люди четко делили жизнь на периоды перехода из одной возрастной группы в другую. Они обставляли этот момент различными ритуалами, предназначенными помочь человеку, уберечь его от воздействия злых сил. Человек «исчезал» на одном уровне и «вновь появлялся» уже на другом, в новом качестве. В знак того, что он «заново родился», менялось буквально всё - от одежды до имени. Переход из одной группы в другую назывался ИНИЦИАЦИЕЙ - т.е. «обновлением, приведением в начальное состояние». Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную.

Вопрос. Выдержал ли экзамен Илья Обломов?

Воплотил ли свою мечту в жизнь?

Почему Обломов «потерялся» в большом городе среди незнакомых людей?

(Ответы учащихся.)

Кстати, одной из причин несостоявшейся семейной жизни Обломова и Ильинской стало подавление, подчинение одного другому. Вспомним, как только Илья Ильич это осознал, он делал всё, чтобы свадьба на состоялась. Почему? В нем заговорили древние инстинкты, память. В древних славянских семьях такого не было. Ни жестокости, ни деспотизма - ничего. Взаимное уважение, любовь, уравновешенность, рассудительность, стремление умножать, хранить, а не разрушать - вот основы семьи.

Прошу вас взять клише и внести недостающие слова в текст.

(Время работы -5-7 минут.)

Прошу вас внимательно рассмотреть репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

«Большой поэт, певец далёкого эпоса нашей истории, нашего народа, родины нашей» - писал о нём М. Нестеров. С Васнецовым в русскую живопись вошёл мир русской сказки, мир света и правды, непременного торжества добра над злом, мир, где воедино сплелись дерзкая фантазия и трезвая реальность, высокая поэзия, героический пафос, добрый юмор. Всю жизнь Виктор Михайлович стремился выразить черты национального характера, присущие народу лиризм, поэтичность и душевную чистоту, мужество и патриотизм, постоянную готовность к ратному подвигу во имя свободы и независимости родной земли. Мама, няньки рассказывали маленькому Илюше о легендарном русском богатыре Илье Муромце.

Вопросы. Похож ли Илья Обломов на былинного героя? Чем он отличается? Почему Обломов не мог стать Ильёй Муромцем? А Андрей Штольц мог бы стать?

(Ответы учащихся.)

Вопрос. Почему Андрей Иванович Штольц завидует Обломову, почему так теплеет его взгляд, когда он смотрит в сторону Обломовки?

' (Ответы учащихся.)

Предлагаю вам заполнить таблицу «Двоемирие А. Штольца», используя 1 и 2 главы 2 части романа.

Вопросы к таблице:

1.    Что передали родители Андрею Штольцу.

2.    В чем проявляется эти ценности?

3.    Какова практическая сторона приобретённых ценностей?

4.    Мечта А. Штольца?

Русская культура

Немецкая культура

Мать

Отец

1. Русская литература, творческое начало, православие, душевность, доброта, музыка

1. Трудолюбие, практичность, аккуратность, сдержанность, расчетливость, прагматизм.

2. Понимание искусства, семейные ценности, дружба.

2. Карьера, обеспеченная жизнь, путешествия по странам Европы, обширные знакомства.

3. Воспоминания о матери, воспитание детей, в том числе и Андрея Обломова, образование О. Ильинской.

3. Готовность к любому повороту в жизни, надежда только на свои силы.

4. Мечта - стать русским.

4. Мечта - сохранить культуру отца.

Вывод: А.И. Штольц всю свою жизнь стремился стать русским; развив деловые качества, он начинает заботиться о душе.

(Проверка написанного.)

Мы с вами говорили об обычаях, которые в нашей жизни мы не замечаем, а просто по ним живем. Так и Илья Обломов мечтает о большой семье, детях. Откуда это? У древних славян, как и в Обломовке, семья - некая модель родового строя, который сидел в нехоженом лесу на полном самообеспечении, почти не занимался торговлей. Земля и имущество были общими, а бедность или богатство считались неслыханными вещами.

Но со временем большой род распадался на маленькие семьи. Связь терялась, усиливалось разделение на богатых и бедных. Древнейший род приходил в упадок. Но когда условия жизни ухудшались, семья вновь собиралась, чтобы противостоять беде. Обратимся к схеме.

«Золотой век» - Предки Обломовых - Родители Ильи Ильича - Илья Ильич Обломов - Андрей Ильич Обломов.

Вопрос. К чему мы пришли? Что ждет Андрея Обломова?

(Ответы учащихся.)

Андрей Обломов живет в семье Штольцев. Делец, умелый промышленник, носитель двух культур, Андрей Штольц не подчиняется существующему обывательскому настроению, обломовшине. Вот мы с вами и подошли к этому термину.

Вопрос. Как вы понимаете этот термин? Слово это произнес А. Штольц. Скажите, может ли он стать обывателем? Почему?

А.Штольц чужой на этой земле, корней у него нет, следовательно, обломовцем ему не стать.

Вернемся к нашей теме и эпиграфу.

Вопрос. Откуда же появился Илья Ильич Обломов?Можете ли вы привести примеры типов обломовцев из произведений русской итературы и УНТ?

(Ответы учащихся.)

Домашнее задание.

1.      Напишите сочинение-размышление на одну из тем:

-         Каким вы видите будущее Андрея Обломова?

-         Способен ли А.И. Штольц стать русским?

-         Согласны ли вы с утверждением, что Обломов - национальный русский тип?

-         В чем состоит трагедия жизни И.И. Обломова?

-         Проследите историю развития обломовцев в русскрй литературе.

2.      Подготовить доклады «Жизнь И.С. Тургенева», «Творчество И.С. Тургенева», «Творческая история романа «Отцы и дети».

3.      Прочитать 1-4 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Первая встреча с героями, первые впечатления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Откуда ты Обломов, или история обломовщины»

Лучшие произведения... всех стран почерпнуты из сокровищницы коллективного творчества народа, где уже издревле даны все поэтические обобщения, все прославленные образы и типы.

А.М. Горький.

«Разрушение личности», 1909 год.

Ход урока.

  1. Оргминутка.

  2. Погружение в тему.

Примеряться к вечным временам,

К бесконечным расстояньям - Это всё безмерно трудно нам,

Вопреки стараньям.

Легче, если расстоянье - пядь,

Если мера времени - минута.

Легче жить. Труднее умирать.

Почему - то.

Д. Самойлов.

Ф.И. Буслаев в своей знаменитой речи «О народной поэзии в древнерусской литературе» в 1858 году подчеркивал: «Ясное и полное уразумение основных начал нашей народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки, и русской жизни». Пытаясь сегодня решить хотя бы часть этой задачи, мы обратимся к живой народной традиции и попробуем рассмотреть её сквозь призму многотысячелетнего прошлого.

(Запись темы урока и эпиграфа.)

Сравнительным ( и дешифрующим материалом будут роман И.А. Гончарова «Обломов», произведения УНТ, критические статьи русских критиков 19 и 20 веков.

Вопрос. Вспомните, зачитайте, как описывал чудесную Обломовку И. А. Гончаров.

На уроках мы с вами выяснили географическое положение родных мест Ильи Ильича и решили, что это может быть наш северный край. Конечно, это удивительно, но в древнейших индийских книгах «Махабхарате» и «Ведах» есть описание волшебного края. «На севере, где находится «чистый, прекрасный, кроткий, желанный мир», в той части земли, которая «всех других прекрасней и чище», обитают великие боги. Для того, чтобы достичь мира богов и предков, надо преодолеть великие и бескрайние горы, которые протянулись с запада на восток. Вокруг этих золотых вершин совершает свой


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Откуда ты Обломов, или история обломовщины

Автор: Апаева Гульнара Юрьевна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства